Профессионал и границы компетентности

Jan 20, 2018 09:22

1) Истина существует, и целью науки является ее поиск ( Read more... )

science4, sociology7

Leave a comment

nil_0 January 20 2018, 11:39:14 UTC
В теор.физике и математике профессионал - это человек который сам пересобрал свою область науки: получил все ключевые результаты в своей области. Т.е. своими руками проделал все ключевые выкладки, построил (перепроверил) все ключевые модели.
Когда я читаю лекции по специальной теории относительности я эту теорию строю из первых принципов, вывожу все ключевые результаты. И студент, если это станет его профессией, должен сам эти выводы проделать, повторить все ключевые выкладки в учебнике, прорешать стандартные задачи, понимать области применимости теорий и моделей. Да, специальная теория относительности была построена трудами Пуанкаре, Эйнштейна, Минковского, но при обучении это не важно. Важно, чтобы студент сам эту теорию снова построил.
Если студент не собирается быть профессионалом в этой области, то он может что-то просто запомнить, профессионал должен всё построить сам.

Так что профессиональный физик-теоретик может не читать Ньютона, но основные результаты Ньютона он получил своими руками. В МФТИ, если студент говорит на экзамене "я не помню", то стандартный ответ преподавателя старой школы: "не помните, так выведите". Если студент успешно вывел, то оценка за то, что он это не помнил обычно не снижается.

Следующая ступень в профессионализме: уметь модифицировать теорию. Например, хороший студент может получить вопрос: покажите, что если вот здесь поменять знак, то станет возможной машина времени. Студенту, который хочет "хотя бы троечку" такой вопрос не зададут, но на олимпиаде по теор.физике, или хорошему студенту на экзамене такой вопрос могут задать.

Уже с экспериментальной физикой сложней: отдельный физик уже не может пересоздать свою науку полностью, поэтому работа постоянной пересборки выполняется коллективно.

Reply

flitched9000 January 20 2018, 14:30:54 UTC
Из всех прочитанных IMHO самое дельное. Вы реабилитировали в моих глазах преподавание точных наук (пусть это заявление и выглядит глупо).

Итак, проф. --
1) тот, кто способен пройти без нелепых котрфорсов путь, пройденный до него, как первооткрыватель там, где это возможно для одиночки;
2) вносит (и знает куда вносить, а лучше -- и сколько) свой вклад в цех Профессии.

Ergo, подготовлен быть а) первооткрывателем, способным б) вернуться из неведомого и в) показать путь последователям.

Пусть другие скажут лучше.

Reply

ivanov_petrov January 20 2018, 14:58:11 UTC
Спасибо, мне кажется, очень хорошая формулировка. Что-то вроде онтогенеза: каждый организм должен пройти сам весь путь эволюции группы. Иначе - не состоялся как организм...

Reply

polnaya_hernyz January 21 2018, 07:42:19 UTC
Угу.

Прям по даосизьму: истина - не то, что ты познал (узнал), а то, что ты постиг (выстрадал, "изобрёл"), т.е. не "внешнее", а "внутреннее".

Reply


Leave a comment

Up