Я хотел спросить, хотя и понимаю сложность. Вопрос-то простой - как изменились ученики и как меняются отношения с учителями. Вопрос простой, но, как всегда, почти никто не поймет же. Какие ученики? Аспиранты, что ли? Старшеклассники? Выпускники школ - выпустился и через пару лет встретились -поговорили; это ученики? Или что
(
Read more... )
Чрезвычайная авторитарность советских учителей 1950х легко объясняется эпохой: не то чтобы каждый учитель патологически хотел быть маленьким сталиным, но все механизмы работали только так, иные отношения было трудно выстроить. Что эта эпоха прошла, никакой беды нет. Это отношения не совсем в жанре "учитель-ученик", там была какая-то нездоровая примесь.
Учитель-ученик - двусторонние отношения взаимного обучения. Шенберг (самая яркая фигура учителя в музыке 20 века) начал свою книгу о гармонии словами: "этой книге я научился у своих учеников". Это было написано более 100 лет назад, но мне не кажется, что что-то изменилось: учитель, который только дает, но сам не учится, - не вполне адекватен. Партнерские отношения - более старая и традиционная форма, чем Великий Учитель 50-х, азиатский Учитель с большой буквы.
Если учитель - не пошляк, играющий в "великого гуру", не тупой властолюбец, а умный и честный мастер, он без труда выстроит отношения с сегодняшними молодыми, и не будет ни прагматизма, ни неблагодарности, ни холодности.
Изменения по сравнению со старой советской моделью - есть: работать в имидже наставника-гуру и "отца родного" ("матери родной") уже не получается, эту провинциальную оперетту уже никто слушать не станет. По сравнению с более глубокой европейской традицией - вряд ли что-то изменилось. Учитель и ученик вполне находят друг друга и отлично ладят.
Но это - не совсем то же самое, что отношения преподаватель-студент. В чистом виде это, конечно, частная учеба, в которой самое драгоценное - полная добровольность. Но случается и в университетских условиях, несмотря на групповые формы занятий и принудительность.
Reply
Reply
Reply
И что, разве учитель может действительно может менять мировоззрение ученика при раз и навсегда устоявшемся своем?
Reply
Ну а почему же нет? В конце концов, у меня перед глазами несколько примеров, один из которых - мой собственный. Никто с отверткой не лез в мой мозг, никто передо мной не строил из себя гуру, но я сильно изменился в результате общения со своим учителем.
Reply
Leave a comment