Бремя учеников

Sep 09, 2016 19:46

Я хотел спросить, хотя и понимаю сложность. Вопрос-то простой - как изменились ученики и как меняются отношения с учителями. Вопрос простой, но, как всегда, почти никто не поймет же. Какие ученики? Аспиранты, что ли? Старшеклассники? Выпускники школ - выпустился и через пару лет встретились -поговорили; это ученики? Или что ( Read more... )

sociology7, education2

Leave a comment

diejacobsleiter September 10 2016, 19:06:42 UTC
Учитель - не тот, кто учит, а тот, у которого хотят учиться. Эту простую истину обойти невозможно. Учителя, у которых не хотят (или не очень хотят, но вынуждены) учиться, будут неизменно разочарованы в учениках: прагматичные, неблагодарные. Думаю, что прагматичными становятся прежде всего (некоторые) учителя, а потом они же сами и удивляются своему отражению в зеркале.

Чрезвычайная авторитарность советских учителей 1950х легко объясняется эпохой: не то чтобы каждый учитель патологически хотел быть маленьким сталиным, но все механизмы работали только так, иные отношения было трудно выстроить. Что эта эпоха прошла, никакой беды нет. Это отношения не совсем в жанре "учитель-ученик", там была какая-то нездоровая примесь.

Учитель-ученик - двусторонние отношения взаимного обучения. Шенберг (самая яркая фигура учителя в музыке 20 века) начал свою книгу о гармонии словами: "этой книге я научился у своих учеников". Это было написано более 100 лет назад, но мне не кажется, что что-то изменилось: учитель, который только дает, но сам не учится, - не вполне адекватен. Партнерские отношения - более старая и традиционная форма, чем Великий Учитель 50-х, азиатский Учитель с большой буквы.

Если учитель - не пошляк, играющий в "великого гуру", не тупой властолюбец, а умный и честный мастер, он без труда выстроит отношения с сегодняшними молодыми, и не будет ни прагматизма, ни неблагодарности, ни холодности.

Изменения по сравнению со старой советской моделью - есть: работать в имидже наставника-гуру и "отца родного" ("матери родной") уже не получается, эту провинциальную оперетту уже никто слушать не станет. По сравнению с более глубокой европейской традицией - вряд ли что-то изменилось. Учитель и ученик вполне находят друг друга и отлично ладят.

Но это - не совсем то же самое, что отношения преподаватель-студент. В чистом виде это, конечно, частная учеба, в которой самое драгоценное - полная добровольность. Но случается и в университетских условиях, несмотря на групповые формы занятий и принудительность.

Reply

windeyes September 11 2016, 18:18:07 UTC
Из пары учитель-ученик определенно больше учится учитель. Только вот кто знает, становится ли это тенденцией? Вряд ли.

Reply

diejacobsleiter September 11 2016, 20:37:52 UTC
В Ригведе есть фраза: "учащий брахман достигнет большего, чем не учащий". Так что мысль о том, что учитель учится у учеников, стара как сами отношения учитель-ученик. Это не тенденция, а традиция. Но что учитель учится непременно больше, чем ученик, - мне так не кажется. Если рабочие отношения сложились, если ученик заинтересован и честен, обе стороны получают примерно одинаковый профит. Ученик, возможно, даже больше: у него это может обернуться серьезными переменами в мировоззрении и жизни, а у учителя - нет.

Reply

windeyes September 12 2016, 01:10:56 UTC
Учащий лучше знает, как учиться и, соответственно, больше может получить от процесса, особенно, когда ученик труден.
И что, разве учитель может действительно может менять мировоззрение ученика при раз и навсегда устоявшемся своем?

Reply

diejacobsleiter September 12 2016, 01:51:03 UTC
И что, разве учитель может действительно может менять мировоззрение ученика при раз и навсегда устоявшемся своем?

Ну а почему же нет? В конце концов, у меня перед глазами несколько примеров, один из которых - мой собственный. Никто с отверткой не лез в мой мозг, никто передо мной не строил из себя гуру, но я сильно изменился в результате общения со своим учителем.

Reply


Leave a comment

Up