Вопрос про основы: спасите Мюнхаузена

Aug 07, 2016 09:04

"Любые рациональные (а как иначе) рассуждения о рациональности будут подобны попыткам Мюнхгаузена вытащить себя за волосы из болота. Опереться не на что ( Read more... )

philosophy3

Leave a comment

Comments 171

inga_ilm August 7 2016, 06:13:26 UTC
az_pantarei August 7 2016, 06:37:06 UTC
хороший ответ!

Reply

ivanov_petrov August 7 2016, 08:52:37 UTC
Поппер - Мюнхаузену, разряжая пистолет ему в череп: Сдохни, тварь!

Reply

flying_bear August 7 2016, 09:47:12 UTC
А потом изумленно наблюдает, как из пули, попавшей в череп барона, вырастает вишневое дерево.

Reply


kot_kam August 7 2016, 06:20:44 UTC
По-моему, тема про "опоры разума" довольно подробно разобрана у Конрада Лоренца в "Оборотной стороне зеркала". Там многабукаф, но, мне, собственно, добавить нечего.

Просто среднему мыслящему Гомо сапиенсу незачем копать так глубоко, до амебного таксиса.

Reply

ivanov_petrov August 7 2016, 11:40:00 UTC
Во-первых, чтобы исследование вообще имело какой-нибудь смысл, нужно, конечно, предположить, что предмет его реально существует. Но есть и другое требование, предъявляемое к исследователю, и сформулировать его отнюдь не легко. В противном случае мне незачем было бы писать эту книгу ( ... )

Reply


olaff67 August 7 2016, 06:30:05 UTC
Третим буду , тоже с именем : Кант.

Reply

ivanov_petrov August 7 2016, 11:42:06 UTC
априорные основания

время; пространство; причинность как априорные идеи.

Reply

olaff67 August 7 2016, 15:28:51 UTC
Ну да, идеи причинности, необходимости, случайности и время, пространство.

Reply

flying_bear August 7 2016, 16:04:34 UTC
Вроде бы, статус у них разный - пространство "априорнее", чем время или причинность:

"Я могу воспринять падение тела, даже не подумав о причине этого падения, но я не могу воспринять то, находятся ли вещи вне друг друга или рядом друг с другом, воспринять, не имея заранее представления о пространстве как чувственной форме созерцания, только посредством которой я и могу впервые воспринять вне друг друга положение вещей" (из письма Канта Осману, цит. по.: М. Мамардашвили, Кантианские вариации, с.72,73).

То есть, мы не можем себе ничего мыслить находящимся вне пространства, а вне времени или вне причинности - почему нет? С пространством он тоже зашел чересчур далеко, объявив априорной всю евклидову геометрию.

То есть, все тот же произвол. Сейчас у нас априорные основания такие, через сто лет - уже другие... (Уходит, бормоча: "В Соловки, в Соловки").

Reply


(The comment has been removed)

ivanov_petrov August 7 2016, 11:44:39 UTC
К счастью для разума, у него есть мощный помощник - мозг. Даже и непонятно, что бы разум без него делал.

Reply

axsmyth August 7 2016, 12:24:34 UTC
Заявление, основывающееся исключительно на вере в замечательные и "такие знакомые обширные" возможности мозга.
Я людей, априори полагающих что-то подобное, называю мозговерами и рекомендую избегать подмены слова "ум" словом "мозг".

Reply


az_pantarei August 7 2016, 06:46:04 UTC
основные источники-средства (досто)верного познания известны на Западе и Востоке уже тысячи лет: восприятие-осмысление (логика) и авторитетное свидетельство (т.е. накопленное человечеством знание и опыт). Итак, три (на скр.: прятьякша-анумана-агама). И еще: общественно-историч. практика (т.е. не отдельгый чк_ а человечество в течение его истории).

К этому за тысячи лет мало что было добавлено. Практически ничего.

У нас есть органы чувств, голова и общество (родители, школа, книги...).

Аналогия с Мюнхаузеном неверна. Всякое сравнение хромает, как заметили французы.

Человека, как известно, делает само-сознание...

Reply

ivanov_petrov August 9 2016, 07:56:17 UTC
Сам себя самого вытащишь. Надо не лениться, и все получится.

Reply

az_pantarei August 9 2016, 08:14:05 UTC
так я именно об этом.

Reply

staerum August 22 2016, 10:18:28 UTC
С другой стороны, если нравится погружаться, то сам самого и вытаскивать не захочешь. А если не нравится - так вытащишь и не заметишь, что законы физики нарушил.

Reply


Leave a comment

Up