В восьми километрах от границы с Россией есть небольшой городок Киркенес. Это самый восточный город Норвегии. Жители
Мурманска и области ездят в Киркенес ровно так же, как жители Санкт-Петербурга катаются в соседнюю Финляндию в города
Лаппеенранта и Иматра. И хоть расстояние здесь примерно одинаковое, но ценник на поездку дороже в три раза. Из Петербурга в
Лаппеенранту можно доехать за 800 рублей туда-обратно. Из
Мурманска в Киркенес то же расстояние обойдется в 2800 рублей.
Я забронировал себе тур и в прекрасный погожий денек рано утром пошел к гостинице "Полярные Зори". Именно отсюда ходит в Киркенес маршрутка.
Красиво в
Мурманске. Легкое зарево, морозный воздух и непередаваемое розовое и местами фиолетовое небо. Иду по Ленина до перекрестка с Книповича, у входа в "Кружку" полно машин с музыкой и шумная толпа наотдыхавшихся за ночь. Трезвым и спросонья идти мимо было немного не по себе.
Поднялся к "Полярным Зорям". Девочка в очках на отличном английском провожала своего китайского друга у входа в гостиницу. Милота.
Наконец, подъехала моя маршрутка в Киркенес. Удивительно, но она была полная. Я думал, что особо никто не ездит. Пересчитав пассажиров по фамильно, мы отчалили. Мимо за окном понеслись серые мурманские многоэтажки с разрисованными советскими панно торцами.
Когда пересекли кольский залив по Туломскому мосту и повернули направо, я искренне восхитился представшей мне картиной. Солнце слепило ярким оранжевым блином и в его зареве простилался просто огромный город. Я понял, что никогда не видел Мурманск с противоположного берега, на котором, в общем, мало что есть. С этого ракурса город смотрится очень величественно и над всем этим гордо рдеет в зареве Солнца высокий бетонный "Алеша". Все основательно и по-советски!
Держим путь на Север:
Чем дальше мы уезжали от города и Кольского залива, тем меньше, буквально на глазах, становились деревья. Еще десять километров и они превратились в карликовые кусты, а потом и вовсе скрылись под толщею снега:
Наша первая остановка на перекур у маленькой деревушки Титовка. Здесь стоит первое КПП, а так же есть кафе, домики для ночлега по типу мотеля и платный туалет:
Многие машины кажется уже долго зимуют в снегу. На заднем плане видно вереницу домиков гостиницы:
Туалет платный. Кощунство!:
Замерзшая русская жига:
И УАЗики, как кабанчики закутались с головой в снежное одеяло, оставив на ветру только свои зады:
Всем ивзестно, что в этих краях шли жестокие бои, а Киркенес, в который мы едем, во время войны принадлежал фашистам, которые с его территории совершали налеты на
Мурманск. Памятник рядом с гостиницей:
Пора закругляться. Водитель докурил сигарету и мы отправились дальше:
Бескрайние, заметенные снегом просторы за окном:
Невысокие сопки и карликовые деревья:
На горизонте виден первый город.Называется он Спутник и это, как и водится в этих краях, очередной военный городок:
Внутри очень скучно. Бездушные серые коробки и угольная кочегарка. Такое есть везде, даже на
Камчатке:
Дальше был город Заполярный, который выглядит ничем не лучше фотографии выше, и еще город Никель, но он был вдалеке и я его особо не разглядел.
Самое интересное мне это то, что судя по карте буквально в 5 километрах он нашей дороги находилась заброшенная станция "Кольская Сверхглубокая". Это там советские инженеры пробурили скважину, которая вышла глубже Марианской впадины. Конечно, сейчас от этого места мало что осталось. Здание и все сопутствующие постройки разрушены, (вопрос, конечно, зачем?) но побывать там моя мечта. Почему бы из этого места не сделать было музей, мне непонятно.
С этими мыслями я подъезжал к границе. Не в пример границе России с Финляндией, где обычно суета и очереди, здесь не было никого. Наш автобус подъехал вплотную к темному зданию и после чуть ли не за веревку пограничник открыл шлагбаум. Мерно скрипя ботинками по чистейшему снегу мы прошли внутрь. В будках даже не было пограничный, они подошли спустя минут пять.
В общей тишине с невысокой скалой с одной стороны и озером с другой, на свежем воздухе я увидел дьютик. Наверное, это самый тихий и безлюдный дьютик на моей памяти. По традиции взял "Минту" и мы проехали к Норвежской границе.
У норвежцев уже есть немного архитектуры. Добротное здание из рыжего нового бруса, внутри пахнет деревом. Я бы не сказал что выглядело все как-то богато, просто дерево и очень аскетично. Через минут десять тучная женщина-пограничник, по голосу и внешне больше похожая на добрую бабулю в очках, которая сейчас нет-нет да и просунет пару пирожков через окно, начала проверять въезжающих. И хотя женщина и производила доброе впечатление, мурыжила она людей тщательно, задавала вопросы, а парня с чистым паспортом так и вовсе продержала передо мной минут пять. Вскоре оставшиеся прошли, получив заветные штампы и мы въехали в Норвегию. Какой же это контраст!
Дорога стала узкой, витиеватой, появились туннели в скалах да и в целом сопки стали более обрывистыми и высокими:
Пейзаж разительно отличается:
Кажется, что дорогу специально проложили так, чтобы ехать и наслаждаться видами:
Наша первая остановка- аэропорт. Почти все вышли именно там. Аэропорт представляет из себя маленькое одноэтажное современное здание из дерева. Выглядит красиво и опрятно. Из Киркенеса можно улететь в Тромсё и Осло.
А после мы уже двинули без остановок на Киркенес:
Я приехал. Собственно вот он. Центр Киркенеса:
Как и подобает скандинавскому городу, первое что здесь приходит на ум- "где людей"?
Население города чуть больше трех с половиной тысяч человек. По российским меркам это совсем немного, это по нашему- деревня.
Сразу бросаются в глаза вещи, которые у нас не увидишь. Например вот, скамейка у магазина, которая заботливо покрыта оленьими шкурами:
Сани. "Чук и Гек" вроде назывались у нас. Я последний раз такие видел в детстве. Много где можно встретить в городе такие сани, сложилось даже впечатление, что они общественные:
"Пежоху 308" встретил. Довольно редкий автомобиль этого поколения в России сейчас:
Беседка:
Весь город состоит преимущественно из частных домов или вот таких домиков на несколько семей. Архитектура совсем не в пример русским городам. Мы свернули на особый путь и у нас даже близко похожего нет:
Горка для детей в центре и за ней библиотека:
Интересно, что все названия зданий, улицы, памятники и магазины продублированы на русском. До границы с Россией всего восемь километров:
Памятник "Матерям войны" на центральной площади:
И здесь же- фотографии быта норвежцев в девятнадцатом веке. Эти фотографии сделала Эллисиф Вессель, девушка из высшего общества родом из Гаустада. Сейчас проходит выставка ее работ прямо под открытым небом:
Что важно, опять же все подписи к фотографиям продублированы на русском языке. У нас разве бы так заморочились?
Вот так раньше жили в этих краях залива Варангер (Варяжий залив по-нашему) в конце девятнадцатого века до эпохи нефтяного богатства. Олени, сани и низкие дома с крышами, покрытыми мхом:
Сегодня фотографии Эллисиф Вессель являются национальным достоянием Норвегии:
Здесь же, в центре, у главной пешеходной улицы стоят китайские ворота. И если приглядеться тут все на китайском. Каждая вывеска дублирована. К этому мы еще вернемся:
Главная пешеходная улица Dr Wessels Gate:
Одно из знаковых зданий Киркенеса, его видно почти отовсюду- лютеранская кирха. Можно сказать, что в честь кирхи и назван город. Киркенес дословно "Церковный мыс":
Заметенная снегом реклама о ловле королевского краба:
Если кто не знает, с королевским крабом в Норвегии связана интересная история. Вообще-то краб этот не королевский, а камчатский и завезли его в эти воды наши доблестные советские ученые. В поселке Дальние Зеленцы они изучали адаптацию краба к местным водам и проводили исследования, но как это часто бывает, что-то пошло не так и теперь сродни борщевику краб размножается и уже плавно пересек территорию Норвегии.
В Норвегии королевский краб является бедствием. Под водой даже построен забор против его нашествия, а город Киркенес теперь позиционирует себя для туристов как столица королевского краба. Каждый турист может официально выловить для себя 2 королевских краба, для этого даже организуются крабовые сафари.
Только посмотрите, сколько здесь снастей:
Все это- краболовки. Они лежат штабелями друг на друге высотой почти с три этажа. Пишут, что до 90% местного краба идет на экспорт в США:
И совершенно диким кажется то, что в нашей стране этого краба ловить запрещено в пределах 20-ти мильной зоны. Людей хватает рыбнадзор и штрафует на сотни тысяч рублей! Вы только вдумайтесь! Сами загадили акваторию камчатским крабом и не даем своим же гражданам его ловить и бороться с ним, зато через 200 км в Норвегии тысячи туристов из Китая и других стран приезжают в маленький Киркенес на крабовое сафари.
Отель прямо у залива:
Как и водится в стране НАТО вода - чистейшая. Кольский залив торфяного цвета, а здесь бирюзовая, прозрачная вода:
Виды на залив. Штиль и северное безмолвие:
Количество синего цвета из-за неба зашкаливает)
Широкая улица в сторону пассажирского порта и почтовые ящики справа:
Из-за трейлеров и американских машин иногда складывается впечатление, что я в северном американском городке на Аляске:
Какой старый туристический вэн из 80-х и лодочка. Просто класс. Жизнь-малина:
Еще отличительной особенностью всех городов Скандинавии где я был, является отсутствие ветра. Может мне просто везет, но даже в таком суровом месте, в котором расположен Киркенес, стоит абсолютный штиль.
Тишина и никого:
Милый домик и старая Вольво:
Город похож иногда на дачный поселок, только без заборов:
Дома на несколько семей. Даже трёхэтажный есть:
Поднимаюсь к одному хорошему памятнику. Его уже видно на холме:
На вершине стоит наш красноармеец, солдат-освободитель:
Вот так, в стране "агрессивного блока НАТО" у границы стоит памятник русскому солдату и никто его не сносит. Напротив, проводят службы в день освобождения города от фашистов и говорят "спасибо". Вспомните эту фотографию, когда будете проходить мимо немецкого кладбища в России, за которыми никто не ухаживает или на их месте строят школу, как это сделано в Коммунаре.
Киркенес тих и приятен:
Прошу прогуляться со мной в
следующей части.