Много ли куйбышевских (самарских) спортсменов периода СССР участвовало в зимних Олимпийских играх? Последней, по моим данным, была тольяттинка Ираида Аквилева (лыжный спорт) в 1980-м году в Lake Placid (США). А вот до неё почти два десятилетия наши спортсмены не попадали на зимние Олимпиады.
А вот на зимних олимпийских играх в Squaw Valley (1960, США) и Innsbruck (1964, Австрия) в составе советской команды был куйбышевец Лев Зайцев. И хотя он не смог тогда взять наград, но факт остается фактом: ни долгие годы до, ни долгие годы после самарские спортсмены не участвовали в зимних олимпийских играх.
Лев Сергеевич Зайцев родился 13 октября 1937 года в Ульяновске.
Первые шаги в спорте Лев делал уже в Куйбышеве, куда переехала семья, на стадионе «Зенит» (ныне «Волга») завода имени Масленникова. Занимался сразу в двух секциях - классической борьбы и конькобежной. Коньки нравились больше, и Лев, поступив в институт, всерьез занялся ими, стал стремительно прогрессировать.
Рассказывает Лев Фиников, друг юности Льва Зайцева:
- Мы начали активно заниматься конькобежным спортом в 1950-1951 годах, занятия проходили на городских стадионах. Я занимался на "Динамо", а Лев еще и на "Торпедо". Выступали в городских соревнованиях, в турнире на призы газеты "Волжский комсомолец". В пятерке мы с тезкой были всегда. В 1953 году были отборочные городские соревнования для участия в первенстве РСФСР и СССР среди юношей. Я на них опередил будущего участника Олимпиады и попал в куйбышевскую команду. Был пятым, а Зайцев шестым. А на первенствах нужна была только пятерка. В нее также попал наш знаменитый тренер по велоспорту Владимир Петров. Начинал он тоже с коньков. Куйбышевская команда и на России, и на Союзе заняла 6-е место. В индустриальном институте, куда я поступил в 1954 году, а Зайцев в строительном, где он учился с 1955 года, мы активно занимались спортом. Правда, Лев наверное, если так можно выразиться, для того времени более профессионально. Я не выезжал на сборы за пределы родного города. Тогда в Куйбышеве много ребят занималось конькобежным спортом, и они показывали хорошие результаты. Куйбышев - один из немногих городов СССР, от которого на всесоюзных студенческих соревнованиях выступали команды трех институтов. Лев Зайцев на них успешно выступал. А к концу 50-х у него начали резко расти спортивные результаты.
В 1957 году на чемпионате СССР по многоборью Лев Зайцев получил высокое звание "Мастер спорта СССР". А на следующий год стал победителем по конькобежному спорту универсиады СССР, после чего на зимней Спартакиаде народов Советского Союза завоевал бронзовую медаль.
21-летний студент Куйбышевского инженерно-строительного института громко заявил о себе на чемпионате СССР в Вологде в 1959 году, выиграв золотую медаль в беге на 1500 метров. Зайцев на одну десятую секунды превзошел легендарного в то время конькобежца Евгения Гришина. Льва тут же включили в состав сборной СССР. Через год в Алма-Ате 10 января 1960 года он завоевал вторую золотую медаль на своей любимой дистанции с результатом 2 минуты 13 секунд. А вскоре Зайцев победил на дистанции 500 метров (44,9 сек.) на первенстве Европы-1960 в Осло на стадионе «Бишлет» и завоевал путевку на зимние Олимпийские игры в американский Скво-Велли.
Лев Зайцев (фото предоставлено Львом Финиковым)
- Несмотря на завоеванный титул сильнейшего в Европе, тренерский штаб сборной предложил мне пробежать прикидку с олимпийским чемпионом Борисом Шилковым, - вспоминал Лев Зайцев. - Я доказал, что сильнее. Но вот дальше началась закулисная «кухня», хорошо знакомая тем, кто вращается в большом спорте. Каждый из тренеров стал тащить в заявочный олимпийский лист своих воспитанников. Меня буквально задергали: то ты побежишь спринт, то «полуторку», то ни то ни другое. Устроили прикидку в беге на 500 метров еще с одним кандидатом - Юрием Малышевым. Я ему и вовсе «привез» полсекунды. В коньках это целая вечность. Но на спринт поставили не меня, а проигравшего. Ларчик открывался просто: его наставником был главный тренер сборной СССР Константин Кудрявцев. Малышев в итоге олимпийский старт провалил, заняв 10-е место и показав всего 41,2 секунды. Мои же секунды укладывались в тройку призеров.
Держать в неведении продолжали буквально до последнего дня, и в конце концов у меня не выдержали нервы. Накупил вкусного американского мороженого, наелся от души и... заболел. Лежу в гостиничном номере, тут как назло приходит Кудрявцев и объявляет: «Завтра бежишь 1500 метров». Ну, как тут признаться, что у тебя поднялась температура и ты больной? Решил никому не говорить. А когда с ватными ногами вышел на старт, понял: хорошо бы просто добежать до финиша.
До него я в конце концов не добежал, увы, доплелся. Занял 31-е место из 48 участников со срамным результатом - 2.22,1. А олимпийскими чемпионами на этой дистанции стали Евгений Гришин и норвежец Ос, показавшие одинаковое время -2.10,4. Борис Стенин финишировал третьим. Это был удар ниже пояса...
В межолимпийский период Лев Зайцев выиграл множество соревнований в Польше, Монголии, ГДР, Финляндии, Голландии, и путь в И́нсбрук ему был открыт.
Осенью 1963 года Лев Зайцев порвал связки на голеностопе и долго лечился. Говорили, что на Олимпиаду в австрийский И́нсбрук поедут более удачливые, ведь даже после лечения куйбышевец поначалу показывал весьма посредственные результаты. Тренеры на него не рассчитывали. Но в январе 1964 года конькобежец воспользовался предоставленной возможностью.
16 января 1964 года на катке "Медео" (Казахская ССР) Зайцев выиграл международные соревнования в беге на 1500 метров с новым рекордом СССР (!) и попутно повторил мировой (!) рекорд финна Юхани Йоуко Ярвинена - 2.06,3. В коротком спринте и вовсе выбежал из 40 секунд! Так он завоевал путевку на свою вторую Олимпиаду.
- Четыре года до олимпийского Инсбрука-64 пролетели незаметно, - вспоминал Зайцев. - Но фортуна и на этот раз повернулась ко мне спиной. На осенних предолимпийских сборах в Мытищах по собственной глупости порвал связки на голеностопе. Начался долгий и сложный курс лечения. О своих болях в лодыжке тренерам сборной предпочел помалкивать. Но на контрольных стартах в Ангарске и Челябинске ничем себя не проявил, и меня отстегнули от олимпийской сборной.
Отправился в Алма-Ату, стал долечивать ногу. Этот вынужденный отдых пошел на пользу. Да еще как! 16 января 1964 года стало для меня судьбоносным днем. На голубом овале Медео я выигрываю! Лучший спринтер страны Евгений Гришин отдыхает: это выше олимпийского рекорда! Меня тут же вызывают в Москву: «Срочно оформляй документы в Инсбрук».
Из воспоминаний Зайцева: "В столицу Белой Олимпиады-64, австрийский Инсбрук, сборная приехала пораньше, чтобы акклиматизироваться и принять участие в традиционных международных стартах - своего рода олимпийских прикидках перед главными стартами. На пятисот-метровке я укладываюсь в будущие олимпийские призеры - показываю третий-четвертый результат в мире. На любимой «полуторке» еще ближе - первое-второе время. Настроение прекрасное, нога не тревожит.
Тренерский совет выносит вердикт: Зайцев побежит «полуторку». Я очень рад, что начинаю с дистанции, где я чувствую себя королем. Меня заявляют в третью группу. Не самая, правда, лучшая, судя по погодным условиям на день старта. Первым в восьмой паре финиширует наш Антс Антсон и показывает блестящий результат - 2.10,3. У меня, если помните, личный результат на четыре (!) секунды лучше. Дальше начинается настоящий кошмар. Пока идут забеги, активное горное солнце нещадно топит ледовую дорожку! Ни одному (!) из 53 спортсменов, стартовавших следом за Антсоном, не удалось приблизиться к его результату. Я бежал в 24-й паре вместе с долговязым американцем Эдди Рудольфом. «Ну, этот парень мне не соперник», - сказал про себя, выйдя на старт. Я-то круче! А как побежали - в борьбу опять вмешалась психология. После 700 метров с тренерской «биржи» кричат: опережаю график Антсона на 1,3 секунды. На последнем круге кричат - 0,6! Значит, я выигрываю у Антсона шесть десятых секунды.
А потом случился кошмар. Перед финишным поворотом вдруг что-то предательски стреляет в мозгу: «Как бы не упасть». Откуда взялась эта мысль, до сих пор не пойму. Ведь я никогда не падал на поворотах. И вдруг сбой! У американца я едва выигрываю одну десятую секунды. На электронном табло высвечивается третий результат - 2.12,1. Остаются четыре забега. После них я едва не падаю в обморок - всего лишь 5-е место. Состояние шоковое...".
Еще год Зайцев входил в состав сборной СССР.
Лев Зайцев закончил карьеру в большом спорте в 1965 году и перешел на тренерскую работу. В родном куйбышевском «Локомотиве» его поняли: «Давай, Лева, переходи на тренерскую». Отработал главным тренером «Локомотива», директором спортшколы. А потом Льву Сергеевичу предложили стать спортивным железнодорожным чиновником. Он согласился и более 40 лет возглавлял спортивно-оздоровительную работу на Куйбышевской железной дороге. В нулевых был директором стадиона «Локомотив».
ИСТОЧНИКИ:
- Сергей Волков.
Молния на льду. Самарская газета, 13.02.2016
- Андрей Борсуков.
Первопроходец: куйбышевский конькобежец Лев Зайцев дважды стартовал на зимних Олимпийских играх - Сергей Волков.
Олимпионик Зайцев. Самарская газета, 04.04.2015