Рассказывает Людмила Бородина - известный криминальный самарский журналист, являлась собственным корреспондентом по Поволжью (Самара, Оренбург, Ульяновск, Саратов, Уфа) в объединенной редакции МВД (газеты "Щит и меч", "Опасный возраст", журналы "Милиция", "Пожарное дело" и "Преступление и наказание"):
"Христиан Михнов в отличие от своих коллег по рэкету из 90-ых в белые одежды не рядился, благотворителя и мыслителя из себя не корчил, в депутаты, в мэры не рвался. Он себя любил такого, каков он был - в собственном соку, так сказать. Два последних года жил в свое удовольствие, у его ног лежал богатый город Тольятти, его боялись - конкуренты и власти, ему старались не попадаться на глаза, он часто карал и никогда не миловал…
Однако всем было ясно: долго он так не протянет. Нет, о посадке в тюрьму речь не шла- тюрьма Михнова не страшила. Он уже триумфально победил российское правосудие, подарив городу, губернии и всему Поволжью впечатляющую криминальную легенду о своей неуязвимости. Его должны были убить. Даже не убить - казнить. И вот весной 2004 года его машину, в которой он ехал с телохранителем, догнала раскрашенная под такси «четверка», ударила михновский автомобиль сзади, и он врезался в столб. Из «четверки» тут же открыли ураганный огонь из автомата и пистолета. Стреляли прицельно: палачи знали, где должен был сидеть Михнов. И не ошиблись, не промахнулись.
Однако вернемся на два года назад… Тогда около городского суда Тольятти собралась немалая толпа. В этот день должны были вынести приговор банде Креста… Крестом Михнова стали звать еще в 80-ых, когда он мотал 11-летний срок за целую серию грабежей и разбоев. Сам-то он вел свою родословную от обрусевших немцев - потому и стал тезкой знаменитого сказочника, от имени Христиан и пошло его погоняло.
О том «судном дне» сохранились воспоминания очевидца: «К десяти утра у здания горсуда Тольятти стало тесно от скопившихся иномарок. Основу толпы составляли молодые, крепкие, хорошо одетые и коротко стриженные мужчины с сотовыми телефонами и массивными золотыми украшениями. Немало было и молодых, холеных дам в весьма недешевых нарядах. Атмосфера среди присутствующих царила праздничная. Обмен короткими репликами: «ну что, выпустят?» - «А куда они денутся - все же ясно».
Можно было быть уверенным, что в каком-нибудь элитном ресторане официанты уже шустро накрывают столы, и некий человек, точная копия собравшихся молодых мужчин, уточняет с шеф-поваром меню торжественного обеда по случаю грядущего освобождения.
Когда подъехали автозаки, толпа пришла в совершеннейший ажиотаж. Так у нас встречают и приветствуют только самую популярную эстрадную звезду. Дамы ринулись к автозакам. На секунду показалось, что в руках у них открытки и блокноты для автографов. И вот оно - явление Креста народу. Он величаво спустился из автозака на землю. Потом он улыбнулся. Потом приветственно помахал рукой. И вдруг достал из-за пазухи огромного кота. Кивком головы призвал к себе одного из конвоиров. И тот, озаряясь счастливой улыбкой, подскочил к нему. Крест бережно передал конвоиру кота и все услышали: «Сережа, подержи-ка». До триумфа оставалось совсем немного. По слухам, он обошелся Кресту в 120 тысяч долларов».
Добавим: трудно сыскать более позорную страницу в современной истории российского правосудия.
А теперь еще отмотаем немного назад, до 1995 года. Крест досиживает свой срок, но в делах своих он давно уже на свободе. Именно тогда в Автозаводском районе Тольятти некие люди учреждают ТОО с выразительным названием "Доля". В хозяевах "Доли" официально ходит зэк Михнов. А в соучредителях - председатель объединения автоэкспорт в Болгарии и Дании, который до этого занимал немалый пост в управлении по экспорту и внешним связям ВАЗа. "Доля" продавала автомобили и запчасти, занималась ремонтом и техобслуживанием. Но главная задача товарищества состояла в том, чтобы скрашивать лагерную жизнь своему хозяину и его товарищам по отсидке. И эта задача решается быстро и радикально: Креста до окончания срока выпускают на волю. Почти сразу местный РУБОП попытался восстановить статус-кво: Михнова задержали на предмет ношения огнестрельного оружия, но Крест успел вовремя избавиться от пистолета.
Вкусив свободы, он начинает борьбу за власть. И сходится с братьями Купеевыми - силой, тогда противостоящей криминальному королю Тольятти Напарнику. Братьев одного за другим убивают, но Крест уже набрал мощь. Около него горят желанием выполнить любой приказ шефа сорок «торпед». Они переполнены злобой. От их жестокости содрогается всё Поволжье. Позже милиция в одном из гаражей найдет тюрьму, в которую сажали строптивцев.
Это была старая пропарочная камера, этакий бетонный мешок… Его стены испещрены надписями, нацарапанными узниками. Чтение не для слабонервных…
Сидели в этой камере братья Пацаевы, которые всего лишь самовольно переставили движки с одних машин на другие. Несколько дней, проведенных в бетонном мешке без яды и в запахе собственных испражнений, заставили их отдать бандитам свои машины.
В этот каземат чудом не попали трое украинских бизнесменов. Один из них обещал некой даме дать в долг некую сумму, но потом отказал. Дама обиделась. Она хотела эти деньги выгодно вложить и пожаловалась Кресту. Украинцев стали бить. С них требовали отдать 5 машин. Коммерсант, вырвавшись от мучителей, прямиком бросился в РУБОП. И сидеть бы уже тогда Кресту со своей компанией, но украинцев не смогли заманить не то что в Тольятти - в Россию.
Потом правоохранительным органам стало известно о хищении людьми Креста в Татэнерго, потом о хищении на ВАЗе, вслед за этим появилось заявление омского предпринимателя Слоневского о его похищении.
Слоневскому после пережитого ужаса терять было нечего, так что на следствии он не таился. И поведал, как договорился с Крестом об оказании содействия в приобретении сотовой станции, на Кипр, в офшорную зону, тольятинскими бандитами было переведено 700 тысяч долларов. Но вскоре возникло подозрение, что омский коммерсант приберет эти денежки к рукам. И его привезли из Омска в Тольятти в багажнике.
Но тут на защиту тольяттинских бандитов во весь свой рост встала местная Фемида. Следственная группа, которая занималась этим делом, почти полностью состояла из работников правоохранительных органов Татарстана, поскольку именно татарской организации был нанесен самый большой ущерб. Да и руководил расследованием человек из генпрокуратуры по фамилии Фаттахов. Он-то и разрешил конфисковать находящиеся на бандитской стоянке автомобили в пользу Татэнерго. Между тем, эти машины принадлежали ВАЗу - он-то в конечном итоге и пострадал. Понятно, что во всех этих махинациях принимали участие и татарские фирмы, и татарские мафиози, но следственная группа отвела от них удар, сосредоточив его на тольяттинцах.
Вот тольяттинская Фемида и решила не отдавать своих на растерзание Фемиде казанской. Защите такая ситуация могла присниться только в самом сладком сне…
И все эпизоды с похищением людей были признаны всего лишь самоуправством, а это статья, которой и ребенка не испугать. Один за другим рассыпались обвинения в вымогательстве, потому как подсудимые так или иначе имели право на получение требуемых денег и имущества.
Прокурор немедленно отказался поддерживать многие обвинения, не утруждая себя объяснением причин столь крутого изменения своего мнения. Впрочем, о причинах его никто не спрашивал.
Освободился Крест королем. Авторитет его вознесся до небес. К нему, как волхвы с дарами, зачастили воры в законе - предлагали короноваться. Крест вежливо, но твердо отказался. Он хорошо знал - в Тольятти с его особым криминальным режимом не любят законников. А ему предстояла огромная работа по восстановлению своей епархии и утверждению в городе. Все-таки к своему триумфу Михнов шел два с половиной года, а их ему пришлось провести в тюрьме. Ослабли связи. Усилились конкуренты, которым плевать было на его «достижения» в области юриспруденции. Ему предстояло вновь покорять Тольятти.
И он пошел напролом. Как привык. По-другому не мог и не хотел. Подмял немалую часть нефтебизнеса и автоторговли, захватил салоны игровых автоматов - за них повел самую настоящую войну: конкурентам автоматы громили бейсбольными битами. Чуть позже убили вора в законе Леню Калужского, которому принадлежали салоны.
Не церемонился Крест и с властью. Город притих после того, как он до полусмерти избил гаишника, посмевшего махнуть палкой перед его машиной. И что интересно: сразу после экзекуции бедный милиционер показал на Креста, а всего лишь через два дня лепетал, что поскользнулся - упал. Очнулся - гипс.
Страшным побоям металлическими прутьями подверглись менеджеры одного из тольяттинских химзаводов, которые мешали Кресту взять под контроль это предприятие - на этом заводе делают так называемые присадки для бензина. Был изувечен директор фирмы "Ирэна", который отказался платить Кресту проценты за помощь в оказании сделки.
Как-то попала в ДТП супруга Михнова - подрезала авто некоего риэлтора. Тут же вызвала амбалов из охраны мужа. Нет, они не стали бить риэлтора, просто облили его машину бензином и подожгли…
И вот «четверка», выкрашенная под такси. Удар, столб, автоматная очередь. Крест кончил ровно так, как и большая часть его предшественников и последователей - кто посчитал себя пупом вселенной, будучи обычным уголовником".
ДОСЬЕ:
Христиан Христианович Михнов родился 31 июля 1961 года в совхозе имени Тельмана Северо-Казахстанской области. Позже семья Михнова перебралась в Самарскую область, в одно из сел под Тольятти. В 1976 году Ставропольский народный суд приговорил его к трем годам лишения свободы условно за хулиганство. В 1977 году осужден на шесть лет общего режима за кражу (плюс условка). В 1981 году условно-досрочно освобожден за примерное поведение. 4 апреля 1986 года был осужден Самарским областным судом на 11 лет лишения свободы за разбой и мошенничество. В 1995 году переведен в колонию-поселение КП-27. Между ТОО «Доля» и учреждением ОР 65/27 и УВД Самарской области был заключен договор № 180, согласно которому гражданин Михнов и отрабатывал окончание срока в своей фирме.
В 1996 году Михнов угодил за решетку по обвинению в вымогательстве, мошенничестве в крупных размерах, похищении людей, подделке документов и неуплате налогов. Преступления Креста расследовала следственная группа Генеральной прокуратуры, и в 1999 году Михнов вместе с несколькими своими подручными предстал перед судом. Суд продолжался несколько месяцев, но в конце концов пухлое дело в нескольких томах развалилось, как карточный домик. Крест был отпущен на свободу.
Как
рассказал заместитель прокурора Самарской области Евгений Новожилов:
"30 июня 2004 года в 10.35 Христиан Михнов с водителем и охранником выехал из дома. Его зеленая девятка двигалась по грунтовой дороге 7-го Паркового проезда в сторону улицы Комсомольской Центрального района Тольятти. В тот момент, когда водитель господина Михнова выезжал на асфальтированную дорогу, из «четверки» с маячком такси, которая обгоняла машину «авторитета», преступники открыли огонь из автоматического оружия. Обогнав «восьмерку», киллеры продолжили стрелять в лобовое стекло. Водителю Михнова пришлось остановить автомобиль на проезжей части, а выскочивший из нее охранник Кузьмин, начал стрелять по машине с преступниками из пистолета ТТ.
По нашим предположениям нападавших было трое. Они стреляли из двух автоматов Калашникова и пистолета ТТ с глушителем".
В итоге раненный Христиан Михнов и его охранник были доставлены в тольяттинскую больницу им.Баныкина.
Однако через несколько часов после нападения тяжело раненный в голову Христиан Михнов скончался в реанимационном отделении.