Звание Героя Советского Союза впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года. Дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза - медаль «Золотая Звезда» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Этого звания удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также в виде исключения и в мирное время. Подавляющее число Героев Советского Союза появилось в период Великой Отечественной войны: 91,2 % от общего числа награждённых лиц. Самарская земля дала стране 236 Героев и кавалеров Золотых Звёзд.
Изучая исторические документы и литературу, я обнаружил общепринятую версию:
"Первым нашим земляком, получившим звание Героя Советского Союза, был пограничник И.Д.Бузыцков, бывший комбайнёр из села Нижнее Санчелеево Ставропольского района. Высокое звание ему было присвоено 26 августа 1941 года за мужество и героизм, проявленные при защите рубежей Родины 22-24 июня 1941 года".
Но это не совсем так. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за умелое командование и проявленный личный героизм при выполнении правительственного задания майору Смирнову Борису Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 193. К тому времени бывший грузчик с самарской пристани и чернорабочий в кинельском сельскохозяйственном институте, а впоследствии ас-летчик-истребитель, майор Смирнов прошел Испанию и Халхин-Гол...
Список известных воздушных побед Б.А.Смирнова на тот момент:
07.07.1937 1 Ме-109 Мадрид лично
22.08.1937 1 Ме-109 Сантандер лично
00.00.1937 1/2 Фиат-32 Испания (на аэродроме) в паре с Н. С. Ивановым
29.07.1939 1 Ки-27 Халхин-Гол лично
24.08.1939 1 Ки-27* Халхин-Гол лично
30.08.1939 1/гр. Ки-27 Халхин-Гол лично
Из военных мемуаров:
"Эскадрилья взмыла с аэродрома ввысь, на защиту Мадрида. Вскоре большая группа вражеских истребителей обрушилась на республиканцев. Закрутилась огненная карусель, атаки следовали одна за другой. Смирнов сражался храбро, гонялся за вражескими машинами, стрелял, вернулся из боя одним из последних и на вопрос механика Хуана, как прошёл бой, ответил:
- Честно говоря, Хуан, я не совсем разобрался, какой был бой. Не понял.
Славный парень Хуан. Он мельком глянул на плоскости И-16 и сразу определил, что бой был жарким и что лётчик его самолёта выдержал огневой экзамен с честью. Механик отметил мелом пробоины на фюзеляже и крыльях и покачал головой:
- Камарада Борес, в машине 14 пробоин. Зачем вы говорите, что ничего не поняли".
Но обо всем по порядку.
Бори́с Алекса́ндрович Смирно́в - советский лётчик-ас истребительной авиации, участник Гражданской войны в Испании, боевых действиях в районе реки Халхин-Гол и Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (17.11.1939). Генерал-майор авиации (19.04.1945).
Борис Александрович родился 18 октября 1910 года (05.10.1910 по ст.ст.) в Самаре в семье служащего. В 1926 году окончил 6 классов школы. В марте-июне 1926 года был учеником столяра в столярных мастерских Самары. Работал грузчиком на пристани. В июле-сентябре 1926 года- чернорабочий в кинельском сельскохозяйственном институте (Самара). В июне-октябре 1927- грузчик на лесном складе в Самаре. С 1927 по 1930 был рабочим-рамщиком на распиловочных станках самарского лесопильного завода. Одновременно учился в аэроклубе Самары.
В Красной Армии с декабря 1930 года. Окончил в 1933 году 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого пролетариата в Сталинграде. С декабря 1933 года служил младшим лётчиком истребительной авиационной бригады ВВС Московского военного округа в Люберцах, в 116-й истребительной авиаэскадрилье: старший лётчик, командир звена, помощник командира отряда.
С 14.06.1937 по 17.01.1938 под псевдонимами "Камарада Борес" и "Мануэль Лопес Горей" старший лейтенант Смирнов Б. А. участвовал в качестве лётчика-добровольца, командира звена и командира эскадрильи в Гражданской войне в Испании. Сражался сначала на И-15, затем пересел на И-16. Налетал 200 часов (150 боевых вылетов), лично сбил 2 самолёта (по другим данным- 5) и 1 в группе. В одном из боёв сам был сбит и ранен. За испанскую эпопею награжден орденом Красного Знамени (28.10.1937). Последний полёт над Мадридом был совершён в январе 1938 года. Потом - Париж, Москва, родной Куйбышев. Первый вечер - задушевная беседа с матерью, рассказ о далёкой Испании, о Кремле, о том, как Михаил Иванович Калинин приветствовал лётчиков, как вручал награды...
После возвращения в СССР ему было присвоено воинское звание майор, награждён орденом Ленина (2.03.1938) и в мае 1938 года он был назначен помощником командира 116-го истребительного полка ВВС Московского военного округа, с июня 1938 - старший инспектор Главной лётной инспекции ВВС РККА. Принимал участие в воздушных парадах над Красной площадью.
С 29 мая по 7 сентября 1939 года участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Был направлен в район боёв в составе особой группы наиболее подготовленных лётчиков под командованием комкора Я. В. Смушкевича. На Халхин-Голе получил назначение инспектором по технике пилотирования 70-го истребительного авиационного полка. Летал на И-16 и И-153. Совершил 110 боевых вылетов, участвовал в 9 воздушных боях, сбил 4 японских самолёта. Награждён вторым орденом Красного Знамени (29.08.1939) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" ("Боевого Красного знамени") (10.08.1939).
Майор Борис Александрович Смирнов. Конец 1939 года
1939. Халхин-Гол. Майор Смирнов
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за умелое командование и проявленный личный героизм при выполнении правительственного задания майору Смирнову Борису Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»
После возвращения из Монголии в сентябре 1939 года направлен в оперативную группу ВВС при штабе 12-й армии Киевского военного округа, участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину. После его завершения продолжил службу в Главной лётной инспекции, с октября 1940 года - инспектор по технике пилотирования Управления ВВС Красной Армии. Подполковник (5.03.1940). Он и инспектировал, и учил, готовил эскадрильи. И сам готовился к будущим схваткам с врагом, но подкралась коварная болезнь (туберкулёз лёгких). Врачи отстранили его от лётной работы, а... война уже громыхала на земле и в воздухе.
Начало Великой Отечественной войны подполковник Б.А.Смирнов встретил в должности старшего инспектора Управления боевой подготовки фронтовой авиации, формирования и укомплектования ВВС при Главном штабе ВВС. Занимался проверкой техники пилотирования, приёмкой и освоением новых американских и английских истребителей поступавших в Советский Союз по договору о Ленд-Лизе.
В августе 1942 года назначен заместителем начальника Управления формирования и боевой подготовки Управления ВВС РККА.
Борис Смирнов справа
Воевал на фронтах Великой Отечественной войны с февраля 1943 года, когда был назначен командиром 288-й истребительной авиационной дивизии 1-го смешанного авиационного корпуса. Дивизия воевала в 17-й воздушной армии на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Во главе дивизии участвовал в Курской битве, Изюм-Барвенковской, Донбасской наступательных операциях, в битве за Днепр, в Никопольско-Криворожской, Березнеговато-Снигиревской, Одесской, Ясско-Кишинёвской, Белградской, Будапештской, Балатонской оборонительной и Венской наступательной операциях. Лично выполнил 21 боевой вылет на истребителях Як-1 и Як-3.
За время войны он удостаивался благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе- 19 раз! Лишь 6 военачальников Красной Армии удостаивались этой чести чаще, чем он! 19 апреля 1945 года полковнику Б. А. Смирнову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации и вручен третий орден Красного Знамени.
После победы продолжил командовать дивизией (вошла в состав Южной группы войск, Румыния). С февраля 1946 года - старший помощник генерал-инспектора ВВС Красной Армии по истребительной авиации. С мая 1946 года в отставке по болезни (туберкулёз).
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Суворова 2-й степени (28.04.1945), Кутузова 2-й степени (13.09.1944), Богдана Хмельницкого 2-й степени (19.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (17.09.1943), Красной Звезды (06.11.1945); медалями, а также монгольским орденом За воинскую доблесть и медалью Полярная Звезда, орденом Тудора Владимиреску (Румыния), орденом Красного Знамени (Болгария), медалью За нашу и вашу свободу (ПНР), медалью им. Ганса Баймлера (ГДР), меделью Партизанская звезда 1 степени (Югославия).
После войны жил в Москве. С 1948 по 1953 годы работал начальником Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Занимался литературной деятельностью, вёл большую общественную работу, много лет был членом редакционной коллегии журнала «Крылья Родины». Автор книг: "Испанский ветер", "От Мадрида до Халкин - Гола", "Небо моей молодости", "Монголия" и "Летчик". Скончался 17 мая 1984 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (участок 9-2)
ИСТОЧНИКИ:
-
КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953-
https://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2321-
Московский некрополь Героев (фото Р.Литвинова)
-
https://museum.samgd.ru/region/people/ussr/-
https://pgk63.ru/education/distant/dosugovaya-deyatelnost/meropriyatiya/nashi-zemlyaki-%E2%80%93-geroi-velikoj-otechestvennoj-vojny.html- ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ- 2020. Сборник докладов и сообщений IX историко-архивного форума. Составители О.Н. Солдатова, Г.С. Пашковская. Самара, 2020