Самарские истории. Он был лучшим опером...

Apr 11, 2022 21:20

На заседании «круглого стола» в Государственной Думе 9 декабря 2002 года судья
Верховного Суда РФ Владимир Дорошков заявил, что среди выявленных крупных
наркоторговцев преобладают начальники отделов по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков



С Юрой Никифоровым я познакомился в начале 90-х. Тогда у одних самарских коммерсантов "выставили" киоск на Галактионовской. Была полная уверенность, что выставили местные "синие" (криминалитет). Потому коммерсантам посоветовали обратиться к Юре Никифорову. Я тогда тоже поприсутствовал на встрече. Юра, опер из "угла" Самарского РОВД, встретил нас каким то припухшим (то ли недосып, то ли...) и помятым. Выслушал все в подробностях и предложил встретиться вечером. Заявления не писалось. Я на вечернюю встречу уже не попал, но про ее итоги мне рассказали. Юра приехал на встречу с родным братом на старенькой "Ниве" и сразу оповестил, что злоумышленники пойманы, похищенный товар найден и его можно забрать из какого то гаража. Но... 50% ему полагается за труды. Так несколько ящиков водки, лимонада, сигареты и иной ларечный товар достались ему. Я еще тогда подумал, что "опер от Бога": нашел за несколько часов и заработал. Правда, долго еще не покидала мысль, что это ведь может быть и прекрасная схема- сам наводит, сам и раскрывает, сам в итоге и банкует. Причем ни одной бумажки не оформляется.

Прошло более десяти лет. По признанию многих, Юра Никифоров был лучшим опером Самарского РОВД. В феврале 2003 года некая Галина П. принесла теперь уже майору Никифорову якобы долг (версия майора) - 10 тысяч рублей. Галина была сожительницей известного наркобарыги Сергея Ферапонтова по кличке Фарик, а 10 тысяч рублей - лишь треть той суммы, которую Никифоров, крышевавший бизнес Фарика, затребовал якобы за «улаживание проблем с сотрудниками ФСБ» (версия Галины). Версия о долге неоднократно всплывала потом на суде, но следствие все же посчитало, что деньги передавались за реализацию 40 грамм героина...

Милицейскую «крышу» над этой наркоточкой (Садовая-Ленинградская) Юрий Никифоров начал строить почти сразу же после того, как в 2000 году был назначен начальником отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Самарского РОВД. В то время Ферапонтов находился под арестом, и Никифоров решил провести "спецоперацию". Он подкараулил сожительницу Фарика, пришедшую к тому на свидание, и предложил поговорить по душам. Но только конспиративно, на улице. Там-то милиционер и сделал ей предложение, от которого женщина не смогла отказаться. Ведь в случае отказа майор якобы пригрозил отправить за решетку и ее, а малолетнего ребенка оставить сиротой при живых родителях.
Условия работы под своей «крышей» Никифоров предложил весьма заманчивые. Наркотики для «раскрутки» он сначала предоставляет сам, а потом сводит с поставщиком- таджиком Рахимом. Рейды районного ОБНОНа будут стороной обходить наркоточку, а о городских рейдах он предупредит заранее, чтобы было время уйти в тень. Забегая вперед, скажу, что дальнейшее сотрудничество с Рахимом вышло успешным.

Для начала Никифоров передал Галине пять граммов героина и поручил, используя связи Фарика, набрать постоянных клиентов, а также купить аптечные весы и кварцевую лампу для проверки подлинности купюр, которые принесут клиенты. Он даже обеспечил сбытчицу мобильным телефоном для оперативной связи. Иногда, пользуясь этим телефоном, давал разовые поручения - к примеру, срочно принести прямо в служебный кабинет «две бутылки водки» (так условно обозначались два грамма героина). Иногда к Галине приходили люди «от Никифорова», и она на основании записки начальника бесплатно отпускала им наркотики.

За свою «крышу» майор брал сначала по шесть тысяч рублей в месяц, потом - по десять (тогда это были очень приличные деньги). А в декабре 2002 года потребовал уже тридцать тысяч единовременно якобы для урегулирования возникших проблем с ФСБ. Ферапонтов, который к тому времени был уже на свободе, и Галина смогли отдать своему покровителю лишь 20 тысяч. Деньги Галина отдавала Юрию лично: садилась в машину милиционера, своими руками открывала бардачок и клала туда сумку. Только в феврале 2003 года Никифоров получил от Галины еще 10 тысяч, которые и стали последними в его карьере. Как Галина, так и сам господин майор были уже "под колпаком".

Крупнейшая в Самарском районе по объему оборота наркотиков точка Фарика ни разу не проверялась сотрудниками ОБНОН. По размаху бизнеса в районе с ней соперничала лишь точка на улице Водников, принадлежавшая некоему Потемкину. Фарик мог попасть под облаву только один раз, когда засаду возле его дома устроил городской ОБНОН. Но благодаря предупреждению Никифорова торговцев не удалось задержать и тогда.

При проверке сигналов в отношении точки Фарика, поступающих в ОБНОН Самарского РОВД из УВД и ГУ МВД, местные оперативники каждый раз сообщали: «Факты не подтвердились, торговля наркотиками по данному адресу не ведется».

Уголовное дело расследовалось почти год. Все это время майор Никифоров содержался в СИЗО. В начале 2004 года начался суд. Судебный процесс по уголовному делу продолжался около двух месяцев.

- Почему вы за все эти годы ни разу не проверяли точку Фарика? - поинтересовался на судебном процессе судья.
- Мы не смогли найти человека, который бы осмелился сделать контрольную закупку наркотиков, - ответили обноновцы. - Они все боялись Фарика. А нет контрольной закупки - нет и уголовного дела.

Никифоров якобы неоднократно заставлял эксперта своего отдела по наркотическим веществам
Р--ову выдавать ему конфискованный героин, который тут же сбывался на Ленинградской. На предварительном следствии эксперт показала, что «несколько раз передавала майору Никифорову по 0,01 грамма героина».
Уже на суде выяснилось, что предпринимательская деятельность Юры Никифорова не ограничивалась только наркотиками. Еще с начала 90-х он взял под «красную крышу» бизнес одного из предпринимателей на Троицком рынке Самары. Тот, даже сделав майора совладельцем своего бизнеса, семь лет аккуратно платил ему зарплату. Когда в 90-х братки подъезжали к этому павильону и спрашивали "Чья крыша?", им отвечали "Это точка Никифорова из Самарского РОВД". И братки уезжали ни с чем.

- Кто вам приказал составить акт о том, что у задержанного Сордия были изъяты наркотики? - спросил на процессе судья у свидетеля, бывшего сотрудника Самарского РОВД Владимира Лунина.

- Мой непосредственный начальник, майор Никифоров, - потупившись, ответил свидетель.

- А вы в тот момент понимали, что содержание составленного вами акта не соответствует действительности?

- Я это понимал, но не мог не подчиниться его приказу. Это все равно, если бы я подал ему заявление об увольнении…

Такие же показания в зале суда в тот день прозвучали не только от Лунина, но еще от троих свидетелей. Все они в недалеком прошлом были оперативными работниками Самарского РОВД города Самары и трудились в штате отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН).

История Иасона Сордия вообще интересна. Как пояснил на суде упоминавшийся выше свидетель Лунин, в отношении этого человека в райотдел милиции поступила оперативная информация о том, что он якобы торгует героином. Однако контрольная закупка «дури», которую у Сордия пытался приобрести «проверенный» наркоман Пензев, окончилась полным фиаско: мнимый торговец послал милицейского агента куда подальше. Или же просто почувствовал неладное...

Узнав о провале, Никифоров пришел в ярость и лично пообещал «закрыть» строптивого грузина. Свою угрозу начальник выполнил через несколько дней, когда оперативники по его указанию в наручниках привезли Сордия в райотдел, а подставные свидетели-наркоманы подписали «акт», согласно которому у него из карманов был изъят героин. Лишь благодаря настойчивости своих адвокатов Сордия в конце концов не только вышел на свободу, но и дал показания работникам прокуратуры о совершенном в отношении его произволе.

Вот что, например, в ходе судебного заседания рассказал бывший сотрудник ОБНОН Самарского РОВД Юрий Бондаренко, который ранее уже получил свой срок заключения, и в зал суда его доставили прямо из мест лишения свободы:
- О том, что Ферик торгует наркотиками, а Никифоров его «кроет», в нашем отделе знали все оперативные сотрудники. Я с Никифоровым бывал у Ферика дома, и при мне они беседовали, как старые добрые друзья. Потом бывало, что я носил Ферику какие-то записки, а один раз Никифоров просил передать ему на словах, что к нему зайдет известный в районе наркоман Пензев, и чтобы Ферик бесплатно дал ему «чек» героина.

Здесь нужно отметить, что следственными органами плюс ко всему Никифорову была вменена и довольно редкая по нынешним временам статья 303 УК РФ «Фальсификация доказательств». Оказалось, что при Самарском ОБНОН в последнее время сформировалась целая «бригада» заядлых наркоманов, которые чуть ли не постоянно «паслись» в здании райотдела с одной-единственной целью: по распоряжению «гражданина начальника» в случае необходимости «наркоши» были готовы засвидетельствовать что угодно и против кого угодно. Для этого они ставили свою подпись под любым документом, составленным оперативниками ОБНОН. Характерно, что с такими лжесвидетелями Никифоров за подобные услуги расплачивался… героиновыми «чеками».

В начале судебного следствия Никифоров был обвинен сразу по девяти статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. На судебном процессе бывший начальник ОБНОН не признал ни одного пункта из предъявленного ему обвинения, заявив, что все материалы дела сфабрикованы прокуратурой, которой нужно «поставить галочки» в своих отчетах о борьбе с «оборотнями в погонах». Прокурор "оценил" версию Никифорова и попросил для Никифорова 10 лет лишения свободы.

Тем не менее судья Самарского областного суда Геннадий Минин посчитал, что следственные работники представили на рассмотрение суда очень убедительные доказательства совершенных им преступлений. В итоге 2 апреля 2004 года Юрий Никифоров был признан виновным сразу по четырем статьям УК РФ: ч.4 ст. 228 (незаконное распространение наркотиков), ч.1 ст. 286 (превышение должностных полномочий), ч.1 ст. 290 (получение взяток) и ч.3 ст. 303 (фальсификация доказательств). По решению суда он приговорен к восьми годам лишения свободы в колонии строгого режима.

По моим данным, отбывал наказание Юрий Никифоров в колонии для бывших сотрудников правоохранительных органов в Рязанской области.

ИСТОЧНИКИ:
- Валерий Ерофеев. Наркота под милицейской «крышей»
- Российская газета от 08.04.2004
- Левинсон Л.С. Контроль за незаконным оборотом наркотиков в России и права человека
- Коммерсантъ от 03.04.2004



Бандитская Самара, криминалитет, Криминальная губерния, коррупция, правоохранительные органы, правосудие

Previous post Next post
Up