Какое-то время назад я рассказывал про актёра Валерия Макарова, первого мужа Любови Полищук (
здесь и
здесь). И очень порадовался, когда ко мне обратились из московского издательского дома «Собеседник» с просьбой рассказать подробнее - обрадовался, потому что это великая радость - получить возможность напомнить миру об ушедшем и забытом талантливом человеке.
Поскольку я лично не был знаком с Макаровым, то перенаправил адресата в Омск, к своему отцу, Сергею Денисенко, поэту, журналисту и театральному критику: они были дружны. Вскоре отцу позвонили. Журналистка Ирина Смелова, которая отрекомендовалась сотрудницей газеты Союза кинематографистов, долго, с неподдельным интересом и эмоциями расспрашивала и выслушивала.
О том, каким Макаров был человеком, о том, как тяжело переживал расставание с Полищук, о том, как писал стихи. О том, что думал, что говорил, к чему стремился. Журналистка слушала внимательно. Переспрашивала. Восклицала и сопереживала. Ссылалась на мои посты. И этим своим настроем, этой своей заинтересованностью и диалогичностью и подкупила отца, который является выходцем из той эпохи, в которой понятие профессиональной этики было священным. Он поверил коллеге.
Журналистка записала электронку и сказала, что уже отправляет тестовый мэйл, чтобы письменно пообщаться насчёт подготовки этого текста и фоторяда к нему (отец пообещал выслать свои материалы о Макарове, его стихи и фотографии).
И пропала.
Прошло несколько дней.
Позвонила одна знакомая - посмотрите, говорит, газету «Собеседник». Отец заглянул в интернет. И тут же позвонил мне. Неравнодушная и внимательная московская журналистка опустила всё самое главное, абсолютно всё - творчество, стихи, озвучивание кинофильмов, переживания, мироощущения. Из всего рассказа она выцепила только пару моментов, которые исказила (и не только фактографически, но и «эмоционально») и подала так, как ей виделось и хотелось.
В её
версии выходило, что провинциальный актёр (!) Денисенко встречался с провинциальным актёром (!) Макаровым где-то на скамеечке с единственной целью: выпить пивка и поговорить о Полищук. «А скажи мне, Валерка…» «Ой, не надо, Серёга…» Между Макаровым и Полищук журналистка провела черту, чтобы с мудрой бесстрастностью арбитра констатировать: эта сторона считает так, а эта сторона считает так, но где правда - кто ж знает. И многозначительный взгляд в потолок.
На первый план выдвинулись деньги, квартирный вопрос, скандалы-интриги-расследования. И соткался в этом пространстве образ неудачника, крепко подсевшего на выпивку, которая его и сгубила. И совершенно убойный финал, с трагической хрипотцой: известный актёр Алексей Макаров видел отца лишь несколько раз в жизни. Далее следует пришитый белыми нитками комментарий некоего психолога о том, как это плохо и ужасно. Всё. Точка.
Журналистка, взявшись за чужую судьбу, использовала её как рабочий материал, с которым можно делать что угодно. Захочу - вылеплю так, захочу - этак. И ведь не только моему отцу звонила, но ещё и матерям Макарова и Полищук. Общалась с живыми людьми, с самыми близкими родственниками. Не стыдно было потом всё это писать? Где он, внутренний цензор?
Вот говорят: формат, формат. Но до чего отвратительно, гадко и страшно: человеческая судьба обесценилась настолько, что на могилах двух давно ушедших актёров легко может появиться журналист с лукавым прищуром, «профессионал», вознамерившийся узнать, какие скандалы связывали этих двоих, какое грязное бельё есть в их судьбах.
Кстати, кто-нибудь помнит, как трупоеды от СМИ смаковали подробности смерти Гурченко? Как обсуждали её похоронное платье? Как публиковали посмертные фото - крупно, детально? Я понимаю, что есть категория граждан, имеющая потребность в потреблении подобной информации. Но никогда не понимал, откуда берутся такие журналисты и такая пресса.
Вот вам риторический вопрос: кто опаснее для общества - наркоман или наркоторговец? Люди, которое читают чернуху и копаются в любезно предоставленном грязном белье, не несут такой ответственности, с них спрос меньше. А вот журналист, он работает со словом и с фактом, он по определению связан этическими рамками и отвечает за всю информацию, которая попадает в мир в через него.
Откуда они такие берутся?