В прошлом году вместо публичных «итогов года» сконцентрировался на итогах года в Китае и даже написал по этому поводу большой и, как мне кажется, важнейший для понимания процессов в этой стране текст для журнала «Эксперт».
В этом году подвёл итоги года в Китае в другом формате. В тексте есть отсылки к некоторым моим публицистическим статьям, опубликованным в этом году. Тоже своего рода #итоги_года
Итак. Десять главных событий года в Китае: от "ненужной" олимпиады до "ковидострофы":
1. Пекинская Зимняя Олимпиада (4-20 февраля)
Решение о проведении ЗОИ принималось ещё до «декаплинга» и пандемии. Когда же дело дошло до самих Игр, выяснилось, что от них
больше проблем, чем выхлопа. Запад объявил «дипломатический бойкот», иностранцам Олимпиада
не понравилась, но в спортивном плане Китай может быть доволен - 3-е место в общем зачёте.
2. Российско-китайский саммит (4 февраля)
4 февраля Путин посетил Пекин, по итогу чего стороны объявили о строительстве нового газопровода и выпустили
совместное заявление, осуждающее расширение НАТО. Китай поддержал «выдвинутые Россией предложения по формированию долгосрочных юридически обязательных гарантий безопасности в Европе». Те самые предложения, которые были отвергнуты Западом, что и стало прологом к СВО. Она началась сразу после Олимпиады.
3. Шанхайский локдаун (28 марта - 1 июня)
Очередная вспышка коронавируса на этот раз привела к наиболее драматичному локдауну за все три года пандемии. Не будет преувеличением сказать, что двухмесячный локдаун привёл к социальным и экономическим
потрясениям, итоги которых проявились только в конце года.
4. Мадридский саммит НАТО (29-30 июня)
На саммит были приглашены делегации азиатских стран, а Китай был объявлен «системной угрозой интересам, ценностям и безопасности» стран НАТО. Саммит последовал за майским визитом Байдена в Сеул и Токио и
запустил новый виток «тайваньской проблемы».
5. Визит Нэнси Пелоси на Тайвань (2-3 августа)
Напряжение нарастало всё лето, а кульминацией стал визит 82-летней Пелоси, спикера Палаты представителей Конгресса США. Пекин активно протестовал и
грозил самыми серьёзными действиями. Весь мир, затаив дыхание, следил, как самолётик Пелоси подлетал к острову, но обошлось. Китай лишь объявил очередные военные учения и наложил санкции на Пелоси и её семью.
6. ХХ съезд КПК (16-22 октября)
Событие, которому была подчинена вся китайская политическая жизнь,
прошло буднично. Интерес вызывает лишь итоговый доклад Си Цзиньпина (вкратце: международная обстановка
мрачна, нужно делать
акцент на социальных вопросах). С точки зрения борьбы за власть всё было спокойно: Си зачистил политическое пространство и провёл в ЦК своих людей.
7. Первый пленум ЦК КПК 20-го созыва (22-23 октября)
В отличие от съезда, пленум оказался богат на инфоповоды. Не успели все отойти от неловкого
эпизода с выводом из зала 80-летнего Ху Цзиньтао днём ранее, как пару
сюрпризов принёс итоговый состав Постоянного комитета ЦК. В него не попали ни Ху Чуньхуа, ни Ван Ян, а «вторым лицом» стал Ли Цян - творец шанхайского локдауна. По поводу "первого лица" вопросов не было - на третий срок пошёл Си Цзиньпин.
8. Встреча Си и Байдена на Бали (14 ноября)
К концу года удалось сбить градус китайско-американского противостояния. Лидеры КНР и США
встретились на полях саммита G-20 и обменялись формулировками, которые более-менее устраивают обе страны. Так, Байден заявил о верности концепции «единого Китая» и отказе от «антикитайских альянсов».
9. Антиковидные протесты (24-29 ноября)
Недовольство антиковидными ограничениями нарастало весь год, но в ноябре прорвало. Стихийная демонстрация в память о жертвах пожара в Урумчи стала прологом для протестов в других городах, включая Шанхай и Пекин.
Протесты были локальны, нескоординированы и не имели политической окраски. Тем не менее, власти их давить не стали и, более того, прислушались к мнению рассерженных горожан.
10. Отмена антиковидных ограничений (декабрь)
Начиная с 27 ноября, китайские власти стали тотально отказываться от любых мер контроля над распространением ковида. Результатом стал обвальный рост заболеваемости, оценить который уже невозможно - власти перестали публиковать статистику по заболевшим и умершим. По субъективным оценкам, в короткий срок заболело до 40-50% населения, и понять, насколько катастрофичным стали такие метания из крайности в крайность, мы сможем только в начале следующего года.
Такой вот год. Как и везде в мире - непростой. Мягко говоря.