80-е - это отправная точка не только успехов, но и неудач сегодняшнего Китая. Например, Северо-Восточный Китай из флагмана экономики и социального развития - «старшего сына республики», как его называли - превратился в депрессивную периферию.
И процесс этот был запущен как раз в 80-х. Хотя инерция развития тоже присутствовала: особенно в отдельных сферах, особенно в отдельных островках благополучия.
Любопытный сюжет, который позволяет отфиксировать эту же траекторию «развития» - положение регионального футбола.
Вплоть до начала XXI века команды с Северо-Востока были абсолютно доминирующей силой в национальном чемпионате, а рекорды клубов из Шэньяна и Даляня до сих пор не побиты. Ныне же в китайской Суперлиге играет только один клуб из СВК. Целый ряд клубов переехал в другие, более экономически развитые регионы, а оставшиеся неспособны конкурировать с богатыми клубами из дельт Янцзы и Чжуцзяна.
Про это опубликована статья в научном журнале «Известия Восточного института»:
«Старший сын республики: как Северо-Восток перестал быть флагманом китайского футбола». Из текста:
«В течение 1950-80-х годов, когда в Китае доминировали плановые методы организации экономики, Северо-Восточный Китай в целом поддерживал более высокий по сравнению с остальной страной уровень урбанизации и экономического развития. Этому способствовала высокая концентрация в регионе флагманских государственных предприятий в сферах металлургии, судо- и машиностроения. Крупные госпредприятия располагали всей необходимой социальной инфраструктурой, создавали своим работникам и их семьям условия для проведения досуга, в т. ч. в спортивной сфере.
Подобное положение вещей логично трансформировалось в доминирование команд из Северо-Восточного Китая в сфере любительского футбола, где дунбэйцам что-то могли противопоставить только команды из Пекина и Шанхая, а также армейские коллективы.
Переход к рыночной, ориентированной экономике больно ударил по Северо-Востоку, основу хозяйства которого по-прежнему составляли крупные госпредприятия, производящие сырьё и товары стратегического назначения. Они не могли рассчитывать на получение экспортной выручки, эффективность их работы по причинам недостатка рыночной мотивации оставалась довольно низкой, к тому же затраты на поддержание массивной социальной инфраструктуры делали большинство из них нерентабельными или даже убыточными, жившими только на государственные субсидии.
К 1990-м гг. отставание темпов экономического роста СВК от прибрежных провинций стало очевидным. Неоднократные попытки руководства страны побудить местные элиты к изменениям в структуре экономики и переходу на рыночные рельсы также провалились. В литературе даже появился специальный термин - «дунбэйский синдром» (东北现象) - характеризующий неспособность региона отойти от прежней, завязанной на плановую экономику и значительные финансовые и ресурсные вливания, модели развития. Данные тенденции негативно сказались на уровне местного футбола после перехода к профессионализму в 1994 г. Однако до определённой поры «дунбэйский синдром» в футболе не был виден из-за грандиозных успехов клуба из Даляня, который доминировал в первое десятилетие профессионального футбола.
По общему числу достижений Северо-Восточный Китай по-прежнему опережает другие регионы, однако динамика представительства позволяет говорить о системном кризисе северо-восточного футбола, являющегося отражением кризиса в социально-экономическом развитии региона (особенно в этом плане показательна «эпидемия переездов» профессиональных клубов с Северо-Востока в более благополучные регионы).
<…>
Экономический кризис в СВК, в сочетании с особенностями китайского профессионального футбола, привёл к закономерному результату. Местный футбол перестал быть лидирующей силой в Китае. И не похоже, что это временно. Увы, но феномен Северо-Востока как флагмана китайского футбола остался частью истории».