Середина января - самое время для того, чтобы таки осчастливить общественность традиционной рубрикой "январское чтиво" )) Той самой, в которой подводятся итоги графоманского года и которую естественно кроме автора никто больше не читает.
В общем, в этом году я решил составить рейтинг не отдельных текстов, а отдельных тем, по которым у меня к концу 2016 года набралось какое-то количество материалов.
1. Про трансконтинентальную логистику и реализацию концепции "Нового Шелкового пути".
Модная и конъюнктурная тема, которой я занялся на волне своего прошлогоднего увлечения Центральной Азией, и которая неожиданно оказалась более востребована чем более привычный для меня топик китайской политики. Во всяком случае к концу года меня начали звать на интересные мероприятия на очень интересных условиях именно как спикера по этой теме ))
В течение года про трансконтинентальную логистику вышла наша совместная с Семёном Зубанем (другом, соратником и соавтором)
статья в престижном академическом журнале "Мировая экономика и международные отношения", затем три текста для Московского центра Карнеги (про то, как
транзитные потоки ушли с Дальнего Востока в Казахстан, про то,
как китайцы субсидируют трансконтинентальную логистику и то,
как поменялись транзитные потоки в связи с расширением ЕАЭС). Помощь и поддержка Семёна Зубаня при их подготовке также неоценима. Статьи активно перепечатывались и переводились на языки народов мира.
2. Про железные дороги в Китае.
Сначала я долго боролся со скепсисом редакторов столичных СМИ, которые говорили мне, что про поезда и высокоскоростные железные дороги никому читать будет неинтересно. Потом все-таки опубликовал
статью в издании "Лента.ру", которая была неожиданно тепло принята, и нелегально продублирована в разных СМИ еще какое-то количество раз. Потом в течение года я сам несколько раз ездил новыми (и не очень) маршрутами по китайским ВСМ, о чем написал у себя в ЖЖ:
здесь и
здесь.
3. Про проблемы в Северо-Восточном Китае.
С моей нелегкой руки, говоря о Северо-Востоке Китая (той самой ридной Дунбэйщине), в отечественных СМИ все чаще употребляют термин "ржавый пояс". Впервые я этот термин упомянул в позапрошлом (уже) году в статье для "Карнеги". А в этом году получилось опубликовать
текст для Российского совета по международным делам и одну
академическую статью в "Известиях Восточного института". Смысл их в том, что в китайских регионах не так все однозначно. Поэтому идеализировать различные проекты, о которых в открытом пространстве заявляют местные руководители, тоже не стоит. Для "Известий Московского государственного университета управления" написал
про то, как китайские регионы управляются в целом. А на "Ленте" вышла хорошая, хотя и немного недооцененная статья,
про урбанизацию как ведущий социально-экономический процесс в китайской глубинке.
4. Про русских в Китае и китайцев в России
Мои самые эмоционально значимые тексты в этом году вышли именно по этой теме. Писались легко и быстро, потому что "наболело". Сокращались со скрипом и тяжелым сердцем. А получилось по итогу вот что:
про российско-китайскую границу (получилось опередить несколько очень качественных текстов от других авторов по этой же теме),
про русских экспатов,
про китайских туристов. Последний из текстов из-за разногласий с редакцией пришлось публиковать под псевдонимом "Ян Шанский".
5. Про Москву
"Сегодня не личное - главное, а сводки рабочего дня". Для личного нашлось время в Москве, в которой я давно не был столь долго как в этом году - почти десятую часть года. Не очень приятно признавать, но потребность бывать в Москве в нашем чрезмерно централизованном государстве возрастает по мере профессионального роста. Либо ездить туда чуть ли не каждый месяц, либо вообще в конце концов переезжать... Переезжать не хочется, хотя мои симпатии к Москве - давние и устойчивые. Апрельские тезисы по этом поводу воплощены в цикле коротких заметок на страницах этого блога -
"тридцать шесть видов горы Москва".
Бонус:
Самый важный долгоиграющий проект, запущенный в этом году - цикл родоведческих статей
"Мои наши". В прошлом году написал про прадедов
Николая Савельевича Зуенко и
Галима Хадиулина. Писать чаще вряд ли получится, так как каждому посту предшествует большое количество работы; но продолжать хочется. Ибо что может быть важнее, чем семья и история.