Полет в Китай в ковидную эпоху

Sep 03, 2020 16:04

Описания подготовки к перелету и самого перелета в Китай из России 28-29 августа 2020 года. Читать тем, кто не верит, что в Китае так мало больных COVID-19. Автор Шамиль Хапчаев, МГУ.
Впервые опубликовано в нашей группе в ВК

Трое нас в самолете Москва-Питер. Здесь и далее фото автора (Шамиль Хапчаев)

Несколько лет назад открылся совместный университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне. По уставу почти все преподаватели должны быть из МГУ имени М.В.Ломоносова, поэтому до последнего времени много сотрудников часто каталось между Москвой и Шэньчжэнем. В январе 2020 все поехали домой на каникулы и застряли в Москве. Весенний семестр прошёл онлайн, как и в большинстве университетов мира. Семестр закончился, а приключения лаовайцев только начинались…

Примерно с июня 2020 года приходила противоречивая информация: «Никто не едет в Китай», «Едет только несколько человек от факультета», «Едут только факультеты, которым нужны лаборатории», «Едет только администрация» … и так по кругу, иногда по несколько раз за день. Ощутить ДАО удавалось не всем, поэтому все задавали вопросы друг-другу, никто ничего не знал точно, поэтому и количество вариантов не уменьшалось.

Разрешение на въезд получали долго, и на самом высоком уровне. Но довольно скоро стало понятно, что по старым ВНЖ въехать не получится, даже тем, у кого они ещё действуют, а оформлять новые визы придётся с полным комплектом документов. Все начали делать справки о несудимости, причём обязательно бумажные, а не электронные, которые, как известно, делаются дольше. Наконец, администрация университета убедила администрацию города, а они убедили Пекин, что laowai laoshi должны приехать, и нам дали разрешение и сказали готовить документы.

К этому времени консульство КНР в Москве перестало принимать какие-либо документы, и потенциальная возможность сделать легализации закрылась. По своим каналам мы договорились с консульством, что от нас документы примут, и толпы преподавателей побежали сдавать документы на легализацию в фирмы, но без последнего шага. Т.е. нотариальная копия, ее нотариально заверенный перевод, регистрацию в МИНЮСТе и МИДе делает фирма, а в консульство везём мы сами. Как мы сдавали документы в консульство - требует отдельной байки, но если вы будете в московском консульстве, не вспоминайте девушку с белым чемоданом - целее будете.

Очередь на гейт в Питере

Итак, вылет 28 августа 2020. Мы летели на вывозном чартерном рейсе IFly с остановкой в Питере. Надеюсь, больше никогда не придётся ими лететь… За 4 дня до вылета нас отправили в клинику Семейный доктор, где взяли анализы для ПЦР теста. Одновременно там находилась представительница авиакомпании, которая давала нам китайский документ на подпись (видимо, «обещаю вести себя хорошо»), куда просили вписать данные паспорта РФ и имя на русском языке, а потом фоткали с договором на анализ и паспортом РФ в руках. И вдруг (СЮРПРИЗ-СЮРПРИЗ!) выяснилось, что летим-то по загранпаспортам, а в этой китайской бумаге указаны российские паспорта… Что же делать??? В аэропорт попросили приехать за 4 часа до вылета, чтоб сделать ещё 1 фото, с 2 паспортами в руках, российским и тем, на который куплен билет. 4 часа, Карл! Для рейса Москва-Питер!

Большинство показало отрицательный результат по ковид, и консульство поставило на них печать. У четверых из нашей большой группы анализы были неясные, но трое подтвердили, что анализ негативный в последнюю секунду, а четвёртого с неясным результатом на рейс так и не пустили. Положительный он или отрицательный, я не знаю.

Границу мы должны были переходить в Питере, поэтому сначала надо было получить багаж, а потом повторно зарегистрировать его на 2 сегмент. На регистрацию мы подошли сразу втроем и сдали 8 мест багажа. Каждому можно было брать 3*20кг + ручная кладь. За перевес доплата 15$ за кг, некоторым пришлось доплатить. Милая девушка на регистрации по моей просьбе пообещала посадить нас в места для длинных ног. Бирки на чемоданы наклеила произвольно на все 8 мест. В итоге мы сидели в самом конце салона там, где 4 места в ряду превращаются в 3. Поэтому ноги ставить вообще было некуда, всюду подлокотники от переднего ряда. А уж то, что расстояния между креслами, видимо, было 30 см даже вспоминать не хочется. Вылет задержался на 2 часа. Стюардессы сказали, что в Пулково это норма.

Борт был разделён по принципу американской сегрегации. Белые в начале борта, цветные - в конце. Только белыми были китайцы в противочумных костюмах, а цветными - мы, в повседневной одежде. Ещё в Москве авиакомпания попросила нас обязательно написать на маске порядковый номер из нашего списка. Этот номер потом использовался везде. Кормили 2 раза вполне сносно. Незадолго до посадки нам выдали бумажку - копию с копии с копии какого-то бланка, где надо было отметить имя, номер рейса, и что никаких симптомов не было в последнее время.

Наконец, мы прилетели, уже готовы были выскакивать из самолёта, но нас попросили сесть на свои места и первые «космонавты» прошлись по салону, видимо, меряя температуру глазами. Никаких приборов у них я не заметил. Вышли в аэропорту Шэньчжэня. Для рейса был отделен специальный гейт.

Ожидание аэропорту Шэньчжэня на местах как в самолёте

Каждый сел на место, соответствующее месту в самолёте, и мы заполнили очередную бумажку, о том, что в последние 2 недели у меня не было температуры, и вокруг никто не чихал и не кашлял. Потом по трое прошли мимо людей, которые сканировали наши паспорта и выдавали медбланки. После этого каждый садился к отдельному человеку и отвечал на вопросы, была ли температура и не было ли симптомов в последнее время. Заполненную ранее бумагу отняли, а медбланк все ещё был нужен.

Бумага, что не болел.

Далее по длинному изолированному пути мы дошли до паспортного контроля. Я довольно часто прилетал в Шэньчжэнь, но никогда не видел, чтоб к пограничникам не было очередей. Заполнили стандартный жёлтый бланк на въезд, который забрал пограничник вместе с бумажкой, которую мы заполнили в самолёте. Стандартное сканирование отпечатков пальцев и «регулируйте ваше место для стоящих». Я прошёл за дверь, рассчитывая оказаться в зоне выдачи багажа, но…

Медбланк

Отгороженный коридор, куча людей «в скафандрах», указывающих путь. Выход на жаркую улицу и примерно 3-минутный поход рядом со зданием аэропорта до палаток медперсонала. Там нам померили температуру, взяли кровь из вены в 2 пробирки и сделали 2 соскоба из горла и из носа. В Москве нос делали очень аккуратно, просто поводив палочкой внутри ноздри. Тут же, видимо, брали анализ мозга, т.к. палочка явно ощущалась где-то внутри головы. Очень неприятное ощущение.

В автобусе после меданализов. Виден один из редких китайцев в обычной одежде.

После этого группами по 15-20 человек нас возили в «зал выдачи багажа». Это небольшое помещение, где на нас наклеили номера, как на масках. Перевозные туалеты были только тут, в других местах они были закрыты. Китайцам, которые ехали сами, никаких номеров никто не писал и не клеил. На табло высвечивались имена, и тех кого вызывали, отводили в соседнее помещение, где уже стояли рядками чемоданы. Пришлось походить среди этих грядок и найти там свои вещи. У отдельной стены стояли вещи с подозрительной красной наклейкой. Одно из моих мест было помечено ей, но как тинбудон, я не стал разбираться, что это значит, а аккуратно спросил знающего коллегу, и в итоге повернул бирку так, чтоб наклейки не было видно.

Моя контрабанда :)

До сих пор гадаю, что же заинтересовало таможенников, 20 плиток шоколада или 2 пары обуви? Лишних полчаса проверять содержимое коробки, в которой точно нет ничего запрещенного, не хотелось. Естественно, имена у наших чемоданов не совпадали с владельцами, а как ни странно, на выходе проверяли совпадение бирки на чемодане и багажной квитанции. Я с таким сталкивался только в нескольких маленьких аэропортах России. Выходить пришлось одновременно троим, со всеми 8 чемоданами.

Автобус в гостиницу

Наконец, мы прошли к выходу на улицу, где нас ждали автобусы до гостиницы. Автобусов было много, и наверное, китайцев тоже увезли куда-то, но их я не видел. Перед посадкой в автобус, отняли паспорта, бросили все в мешок, и куда-то унесли. Было похоже, что нас продают в рабство. Автобус громко пищал, из-за того, что мы не пристегнулись, водитель в противочумном костюме сидел за пакетом.

Дезинфекция на входе в гостиницу

Наконец, мы доехали до гостиницы, нас выпускали по несколько человек. Дезинфицировали все вещи, одежду и руки, заменили маски, выдали ключ карты от номеров и по 1-2 отправляли на нужный этаж.

• Вид коридоров гостиницы и стульев, через которые происходит контакт с внешним миром :)

Везде были наши сотрудники университета, но узнать их было можно только по голосу. На них столько слоев защиты, что вообще не ясно, как они там не сварились заживо. Лично я все свои вещи взял с собой, а некоторым пришлось ждать пару часов, пока они смогли получить свои вещи. 2-недельный карантин начался, а приключения лаовайцев ещё не закончились…

Шамиль Хапчаев , специально для группы "Байки лаовая"