Существует достаточное количество теорий развития, становления, человеческой психики. Наиболее известна теория Фрейда. Причём даже если вы никогда не слышали о ней, скорее всего, вы используете некоторые её положения в своей жизни. Например, когда говорите, что этот человек так себя ведёт из-за психических травм, которые были у него в раннем детстве. Или когда замечаете, что кто-то выбирает себе для близких отношений мужчину или женщину, очень похожую на его (этого кого-то) мать или отца. Также, иногда используется термин "Эдипов комплекс" для обозначения проблем, связанных с отношениями одновременно с отцом и матерью. Всё перечисленное является прочно вошедшими в наш язык и культуру отдельными положениями теории Фрейда о психосексуальном развитии. О ней и поговорим.
С возраста 2-3 месяцев ребёнок начинает различать удовольствие и неудовольствие. То есть когда он хочет есть и получает грудь, он испытывает крайнее удовольствие, а когда он покакал и лежит грязный - наоборот. Почему это важно? Потому что с помощью наделения окружающего мира свойствами приносить удовольствие или неудовольствие ребёнок этот мир дифференцирует. Кроме того, он постепенно начинает находить границу между самим собой и окружающей средой.
Первое доступное ребёнку желание - желание есть. Оно является проявлением влечения к жизни, или, как его часто называют - Эроса. Здесь следует сразу уточнить значение слова "либидо" - психическая энергия, которую можно "инвестировать" в какие-либо объекты. Если влечение к жизни - это базовое влечение, то либидо - та энергия, которая появляется благодарю влечению.
Эта энергия является внутрипсихической и для того, чтобы она могла выйти наружу, ей придётся пройти через какие-то участки тела. Такие участки называются эрогенными зонами. На протяжении первого года жизни доминирующей эрогенной зоной является рот и всё, что находится вокруг него, поэтому фаза развития называется оральной. Причём до 6 месяцев ребёнок просто утоляет голод, а с 6 до 12 он стремится не только поесть, но и проверить грудь на способность переносить его агрессию, т.е. он кусает её, пожёвывает и т.п.
На этой стадии важно не только удовлетворение голода, но и получение зрительной информации о матери, понимании её простейших эмоций, восприятие интонаций голоса. Хорошим вариантом, включающим несколько способов передачи необходимой ребёнку информации, является пение.
Вторая стадия называется анальной, она длится до 3 лет. Ребёнок учится контролировать своё тело и, прежде всего - анус. В этот период в случае неправильного развития могут появляться запоры, как агрессия по отношению к первичным объектам - матери и отцу. Образно фекалии представляют собой первую вещь, которую ребёнок может отдать или не отдать, это его первая "валюта".
Однако, несмотря на название, на этой стадии ребёнок учиться контролировать не только анус, но и все свои мышцы, он должен научиться ходить, научиться бегать, прыгать, выполнять сложные практические задания руками, освоить язык. Здесь кроме матери важнейшее значение получает наличие в семье отца - именно он должен научить ребёнка делать то или иное движение, показать, как можно спрыгнуть с камня или качаться на качелях.
Третья стадия психосексуального развития детей - стадия Эдипова конфликта (3-5 лет), или инфантильная генитальная стадия. Интерес ребёнка переключается на половые органы. Эта стадия кардинальным образом отличается от предыдущих тем, что теперь ребёнок пытается научиться воспринимать себя, как участника триады - отношений между тремя людьми, собой, мамой и папой, тогда как до неё он был способен преимущественно общаться с родителями в диаде, по очереди. Эта стадия содержит в себе огромное количество важных ступенек развития, например, обретение половой и полоролевой идентичности, формирование СуперЭго, обретение контроля над сексуальными чувствами к родителям и др.
По большому счёту, стадию Эдипова конфликта невозможно пройти без тех или иных дефектов и фиксаций, которые в дальнейшем формируют у нас то, что принято называть неврозами. Например, стремление постоянно всё мыть вокруг себя можно рассматривать, как желание избежать напоминания о детской травме, связанной с чем-то "грязным", запретным, а трудности в общении с противоположным полом или создании постоянных отношений, семьи, может быть следствием неразрешённого Эдипового конфликта.
Продолжение краткого обзора теорий развития следует, жмите на тэг "Теории развития"...