Создав тафономию (теорию трансформации биологических останков), науку, связанную с земной корой, Ефремов обратился к КОРЕ МОЗГА, и предположил, что наши непосредственные воспоминания могут отложиться в генах и передаться по наследству. Но он не мог высказать эту идею в каком-нибудь научном журнале. Наша научная общественность тех лет очень плохо относилась к научным гипотезам, следуя неверно понятому “завету Ньютона”: “Гипотез не измышляю!” Оставалось одно: написать научно-фантастический роман. Оказывается Ефремов был не первым, кто пытался высказать эту гипотезу…
Иван Антонович рассказал всю известную ему предысторию проблемы генной памяти в своем романе “Лезвие бритвы” (а также эта проблема была затронута в рассказе “Древний секрет”). Даже такой знаменитый ученый как Ефремов, лауреат Государственной премии, считал возможным изложить гипотезу генной памяти только лишь в научно-фантастическом романе. Так действительно ли она существует, эта генная память поколений? Все это очень важно знать, так как существование генной памяти означало бы в некотором смысле БЕССМЕРТИЕ человеческой личности. Ведь вспоминать нас наш потомок будет не как каких-то других людей, а как СЕБЯ САМОГО В НАШЕМ ОБЛИКЕ, В НАШЕМ ТЕЛЕ…
Что же это - аналог “переселения душ”?
Несколько лет тому назад мы с женой и детьми жили в предгорье Кавказа, в казацкой станице на речке Тегинь (туда забросила судьба). Я бродил по берегам этой живописной речки и отходил от станицы километров на 10 вверх по течению. Иногда приходилось идти по воде, иногда по берегу вилась едва видная тропинка… Где-то там, вдали, мне говорили, есть таинственное Черное Озеро, есть также удивительно красивый источник Тегиня. (Кстати, Тегинь, по-моему, по-тюркски означает “принц”, “сын хана”, что-то в этом роде). До этих мест я не дошел, но обнаружил на берегу странные, необыкновенные вещи - АММОНИТЫ. Спиралевидные окаменелости. Это остатки древних животных, место обитания которых - морское дно. Аммониты были огромные, до метра в диаметре. Значит когда-то очень давно, на месте этих возвышенностей было - МОРЕ?! Я собрал целую коллекцию.
Я не уверен, что собранные мной аммониты имеют большую научную ценность. Некоторые из них я привез в Москву, но никто ими не заинтересовался из знакомых биологов (хотя, правду сказать, мои “камни” я так и не собрался показать профильным спецам в МГУ). Но они имеют глубоко символическую ценность: ведь СПИРАЛИ - ЭТО СИМВОЛ ВСЕЛЕННОЙ, ОНИ ИЗОМОРФНЫ ГАЛАКТИКАМ и т.д. Кроме того, они иллюстрирует еще и другой закон диалектики: СЛОИ ЭВОЛЮЦИИ ХРАНЯТ ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ.
Истрия геологических периодов как бы написана буквами останков биологических организмов. Организм погибает и становится “законсервированным фактом” в биосфере. Он является как бы словом или буквой или иероглифом в этом слое, который соответствует времени, когда он погиб. И мы находим древние существа. И по останкам, по окаменелостям этих древних существ, будь то аммониты или какие-то другие древние существа, жившие много тысячелетий назад, мы можем диагностировать тот слой, который в данный момент раскопан. И вот именно это есть своего рода память слоя, память сферы. Земля - это некий камень, некий кристалл, где записана история Земли. Кора Земли напоминает пластинку или компакт-диск, на котором записана история планеты. И история геосферы записана буквами биосферы.
Аналогично (применим “закон изоморфизма слоев”!) - история ноосферы (точнее - психосфры) должна быть записана буквами биосферы. Биосфера же состоит из ЖИВЫХ организмов. И это значит, что живые эти организмы должны иметь ВКРАПЛЕНИЯ психик уже погибших организмов. Такие “вкрапления” должны передаваться от одного поколения к другому, и значит - храниться в генах. Это и есть генная память.
Этого не может быть, скажет биолог. Это - ламаркизм. Но как опровергается ламаркизм? Мышке отрезают хвостик и смотрят, передадутся ли приобретенные свойства по наследству. Ламаркизм - передача по наследству приобретенных свойств. Хвостик у мышонков отрастает. Ламаркизм опровергнут.
Генная память - приобретенное свойство. Я ЗАПОМИНАЮ что-то в моей собственной, личной истории, это нечто вроде отрезанного хвостика.
Но все-таки такого рода опровержение - слишком ГРУБОЕ для генной памяти. Гены для хвоста могут оставаться, а память все-таки может передаваться. Об этом (о нарушении так называемого “соматического барьера”, то есть о возможности записи в генах приобретенной в ходе онтогенеза информации) книга Э.Стилла и др. “Что если Ламарк прав?” В этой книге приводится схема гипотетического механизма “соматического отбора” в иммунной системе. Информация поступает в ДНК точно так же, как это происходит при искусственном отборе, только отбор осуществляет не работник фермы, а сам организм. Аналогично могла бы осуществляться и запись в гены информации из коры мозга.
Но если так, то где осуществляется отбор психических “заготовок”? Не являются ли человеческие СНЫ своего рода “реактором”, воссоздающим несовершенные молекулярные записи произошедших событий и отбирающим совершенные? Тогда важные сны должны повторяться именно до того момента, когда они передадут событие совершенно точно… И понятно, почему именно наиболее эмоционально значимые события повторяются в снах наиболее часто. Если есть тафономия биологическая, то почему бы не быть тафономии сознания?
Было бы очень странно, если бы в законах природы была подобная “дырка”! А если “дырки” таки нет, то все очень хорошо - и все мы ВЕЧНЫ и представляем собой ОДНО ЕДИНОЕ СУЩЕСТВО с именем Человек. Ведь целостность личности образует память - следовательно, “генная память” - это и есть желанное бессмертие человека! Соединение наших генов в будущем - разве не означает оно гораздо более глубокое родство людей, чем это обычно считается?
Если верна гипотеза, которой посвящен роман Ефремова “Лезвие бритвы”, это будет означать, что самые заветные наши мечты - сбываются. Целостность сознания связана с его непрерывностью во времени. Тем не менее, когда мы засыпаем, мы перестаем осознавать себя. Когда мы утром открываем глаза, некоторое время мы еще не понимаем, где мы, когда мы, кто мы. Постепенно непрерывность переживаний восстанавливается, и происходит это тогда, когда мы начинаем ВСПОМИНАТЬ, сопоставляя открывшуюся нашим глазам реальность (например, комната, окно, шкаф…) и те воспоминания, которые эти образы в нас возбуждают.
Итак, если когда-нибудь у моего потомка в результате неизвестно каких воздействий (гипноз? особые вещества? техника концентрации на внутреннем мире, родственная йоговской?) пробудятся слои генной памяти, по какой-то причине (которую еще предстоит исследовать) заторможенной у обычного человека, то тогда этот мой потомок будет воспринимать СЕБЯ КАК МЕНЯ или МЕНЯ КАК СЕБЯ. Аналогично тому, как я ощущаю единство себя сегодняшнего с собой вчерашним (то есть до перерыва, вызванного состоянием сна).
Следовательно, "генное бессмертие" не лишит нас боли, ужаса смерти, когда бунтуют, наверно, все инстинкты и пр. Но знать, что какой-то потомок вспомнит, что когда-то был мной, то есть что восстановится НЕПРЕРЫВНОСТЬ моей личности - это все равно что знать, что когда-нибудь проснешься, что смерть со всей ее болью - все-таки всего лишь подобие сна. Вот что способно придать спокойствие и мужество. Но так как гены постоянно перемешиваются, человек, пробудивший свою генную память, одновременно отождествит себя с огромным количеством людей и существ, своих непосредственных предков, со всей своей филой (эволюционной ветвью). То есть в некотором вполне конкретном смысле он ощутит себя Единым Субъектом, если только мощь ощущений окажется для него посильной.
И не в том ли миссия этноса, чтобы нести в будущее психологический опыт этнического коллектива? Что означает: ценность любого этноса гораздо выше, чем можно было бы себе представить. Она - в его уникальности, поддерживающей разнообразие генной информации человечества. В том этническом генном “музее”, который этнос должен в свое время передать этносу-потомку…
Но столь же ценным является тогда и разнообразие личностей! Если генотип одного человека, отличается от генотипа другого человека, скажем, на 1-2%, то, учитывая, что людей на планете миллиарды, общая память, общий генофонд человечества колоссально велик. Если бы все люди были бы похожи один на другого (например, возникли бы как клоны из пробирки ученого), то генофонд не смог бы выполнить своей задачи по сохранению генной памяти. Каждый человек, сам того не подозревая, вероятно, выполняет важнейшую задачу, порученную ему природой - он несет свою долю генной памяти. И это возможно лишь потому, что он отличается от других людей.
Генная память - материальна. А следовательно - конечна. Можно предположить, что одна из функций эмоционального аппарата человека - отбор впечатлений для записи в генах. Вероятно, записываются наиболее редкие события, сопровождающиеся сильной эмоциональной реакцией: самое красивое, самое ужасное, самое смешное. Вероятно, генная память - некое подобие Музея Человечества, где восоздаются высшие достижения мысли и духа, высшие переживания, главные уроки жизни, лучшие рукописи, которые поистине не горят. На жизненную рутину там места не хватит…
Как тут не вспомнить о многоруком и многоглазом Пуруше индийской философии! Как ни вспомнить теорию “Логоса” у гностиков и индийскую адвайту. Старинная мудрость “делай другим то, что (в данной ситуации) сам хотел бы получить от них” (“Золотое правило нравственности”) оказывается, скорее, теоремой: я и есть этот “другой”, все мы - один и тот же Сверхсубъект. Ведь истинность гипотезы генной памяти означала бы реальное бессмертие каждого человека: хотя нам всем предстоит пройти боль и страх физической смерти, но мы возродимся в наших потомках, в их (нашей) памяти. Эта гипотеза ничуть не противоречит материализму. Осознание этой взаимосвязи приводит нас к чувству огромной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за мир, который мы творим каждый миг в наших решениях, поступках, чувствах, планах, мыслях, открытиях…