Текст мне навеял коротенький коммент, на который я наткнулась в Тумблере несколько дней назад. В нем был наезд на Стоппарда за... вы не поверите... антифеминизм и женоненавистничество. Поводом послужила сцена в последнем эпизоде КП, когда Валентина разговаривает со своими коллегами в частной школе для девочек.
В этой сцене Валентина говорит, что несколько лет назад была суфражистской и боролась за избирательное право для женщин. Она тогда была уверена, что, добившись этой цели, она станет счастливой. И вот цель достигнута, пусть и частично, и это действительно очень важно, но вот только счастливой ее это не сделало. Подразумевается, что счастливой бы ее сделала любовь и вообще быть рядом с любимым мужчиной.
Ну а дальше логика возмутившегося понятна: Стоппард навязывает зрителю устаревшие представления о месте и роли женщины в обществе, и т.д. и т.п. Особенно интересно в этом дурацком мнении то, что оно дурацкое от начала до конца.
На самом деле история Валентины, рассказанная в сериале, абсолютно идеальна в самом современном смысле как история взросления и становления. Причем взросления и становления Валентины как человека, гражданина и как женщины. Собственно про последнее - про превращение Валентины из девушки в женщину - я и решила написать. Потому что Форд со Стоппардом создали действительно очень красивую и завершенную историю.
__________________________________
Первый раз мы встречаем Валентину 18-летней девушкой. Во многих отношениях она абсолютно современна нам. Хорошо образованная умница, спортсменка, с активной гражданской позицией. Однако в том, что касается женской сути она целиком и полностью продукт своего времени и класса - добропорядочная девушка из хорошей семьи. Невинная и невежественная. В ее головке романтические представления, почерпнутые из классической литературы, и строгие нормы викторианской морали. Она целомудренна - и сердцем, и головой, и телом.
Именно такой она встретила Кристофера и полюбила его всем сердцем с первого (ну пусть будет - со второго) взгляда. Они сразу почувствовали связывающее их родство душ. Но при этом очень показательна разница в их поведении во время их ночной поездки. Иногда во время их разговора кажется, что Кристофер испытывает мучительную боль - и это на самом деле так. И он не зря разрыдался после их расставания. Потому что он своей более взрослой и зрелой натурой сразу понял, какой мукой и незаживающей раной станет для него эта невозможная любовь.
А Валентина была просто счастлива и безмятежна. Счастлива, потому что встретила любовь своей жизни, а безмятежна, потому что невозможность этой любви вполне укладывалась в рамки ее прекраснодушных представлений: о высоких чувствах, о платонических отношениях, о нерушимой связи сердец, для которых просто не имеет значения время, расстояние и невозможность быть вместе. И то, что твой возлюбленный женат, это повод пронести любовь к нему через всю жизнь на расстоянии. Она пока просто не знает и не понимает, какую боль могут причинять такие чувства. Именно поэтому она даже слегка покровительственна по отношению к Кристоферу. Эти ее слова, что он справится с этим. Ее слова "мой дорогой", наполненные нежностью, но не страстью. Ее полное умиротворения признание, что Кристофер никогда не привезет ее в Гроби.
_________________
Следующая встреча Кристофера и Валентина состоялась через три года. Валентине 21 год, и за прошедшее время она начала понимать, насколько мучительными могут быть чувства, которые не могут быть выражены. Ее сердце постоянно испытывает любовь и боль. Ее сердце уже нельзя назвать невинным. Я верю, что боль и страх становятся хуже по ночам.
Хотя в остальных отношениях Валентина по-прежнему чрезвычайно наивна и полностью закована в рамки морали, в которой ее воспитывали. Именно поэтому незадолго до этого она оказалась столь шокирована новостью о беременности подруги от любовника. Она знала о нежных чувствах Эдит и МакМастера, но всерьез считала, что их связывает только родство душ да совместное чтение стихов.
Но скорлупа целомудренности дала свою следующую трещину, через которую и вырвались те жаркие слова "Почему вы не поцеловали меня тогда?".
Хотя надо признать, что поцелуй от женатого возлюбленного как главная эротическая фантазия для 21-летней девушки, уже три года любящей этого мужчину, многое говорит о том, насколько невинной оставалась в тот момент Валентина. Ее фантазия прямо-таки сошла со страниц роман Вальтера Скотта или сестер Бронте.
_______________________________
Следующая их встреча состоялась еще через два года. Кристофер все это время был на фронте. 23-летняя Валентина, сохранив свои убеждения, отошла от активной политической деятельности и начала зарабатывать на жизнь в частной школе для девочек. И именно за эти два года произошел, возможно, самый главный перелом в ее убеждениях. Она внутри себя, внутри своей головы освободилась от царящей в их обществе консервативной морали. Она поняла и приняла для себя, что ей необходимо реализовать свою любовь к Кристоферу. И не имеет значения, что это идет против всего, чему ее учили и что ей прививали. Не имеет значения, что ее избранник женат, что он не может ей ничего обещать. Ей все равно. Она готова и хочет стать его любовницей на любых условиях.
И именно утрату разумом целомудрия подчеркивает вся ситуация между Кристофером и Валентиной в третьей серии. Невероятная романтичность происходящего для зрителя зиждется на полном отсутствии формальных признаков романтики между героями. Все максимально рационально и прагматично. Женатый мужчина, на следующий день отправляющийся на фронт, в казенном учреждении самыми прямыми словами делает предложение девственнице стать его любовницей на одну ночь. Она, ни колеблясь ни секунды, безо всяких экивоков и смущения отвечает согласием. После чего они столь же деловито обсуждают детали:
Где? - В гостиной дома у Валентины.
Когда? - После приема у МакМастеров.
Какие еще условия, чтобы свидание успешно состоялось? - Надо будет вести себя тихо, поскольку на втором этаже будет спать мать девушки.
Но в этой серии есть еще один важный момент, показывающий, что хотя своим сердцем и разумом она готова отдаться Кристоферу, ее тело остается по-прежнему целомудренным. Да, оно испытывает какие-то смутные желания, но Валентина сама толком не понимает их и не знает, что с ними делать. В своих попытках как-то понять их и представить, что ее ждет, Валентина обращается к уже имеющимся у нее знаниям; и единственное, что есть в ее распоряжении, это классическое искусство.
За несколько лет до этого Валентина стала свидетелем акта вандализма (произошедшего в действительности), когда 10 марта 1914 года суфражисткой Мэри Ричардсон было порезано ножом полотно Веласкеса "Венера с зеркалом". В тот момент эта сцена дала возможность создателям сериала показать и другую сторону суфражизма, не столько бело-пушистую, которую представляет Валентина.
И вот снова происходит возвращение к картине, уже в совершенно ином ракурсе. Для Валентины это полотно становится попыткой нащупать опору в пробуждающейся в ней чувственности. И одновременно это показывает, насколько невинной она остается, потому что ее фантазии не идут дальше обнаженной себя (в очень деликатном ракурсе), ожидающей чего-то, но она сама еще не знает чего.
И в то, что свидание в итоге не состоялось, видится действительно знак судьбы. Как будто Валентина была еще не готова.
______________________________
И наконец, проходит еще два года. Валентине уже 25, она по-прежнему учительница в частной школе для девочек. Она ждет возвращения с фронта Кристофера, твердо сохраняя свое намерение стать его любовницей. Однажды среди вещей учениц она находит книгу.
О, это примечательная и эпохальная книга, написанная ученым и просветителем Мэри Стоупс, которая внесла огромный вклад в создание национальной системы планирования семьи в Великобритании. И эта ее книга "Любовь в браке" стала первой в своем роде и оказала огромное влияние на британское общество в период после Первой мировой войны.
Ниже я приведу выдержки о книге и ее авторе вот из этой
статьи:
В 1911 г. Стоупс вышла замуж за канадского ботаника и генетика Реджинальда Раглза Гейтса, но в 1916 г. этот брак был расторгнут, как не вступивший в силу: Гейтс оказался импотентом. Не исключено, что причиной этому стала сама Стоупс. Эта личная неудача подтолкнула ее к написанию работы о половых отношениях. «Я заплатила слишком высокую цену за собственное половое невежество», - написала она в своей книге. В 1918 г. она вышла замуж за Хэмфри Вердона Роу, оказавшего ей финансовую помощь при издании книги «Любовь в браке» (1918)...
Издатели не хотели печатать книгу Стоупс из-за обилия откровенных сведений относительно половой жизни. Роу рискнул и не прогадал, книга выдержала множество изданий (шесть в первый же год после выхода), что отразило общественную потребность в соответствующей информации. Книга не содержала ничего нового, такого, что не было бы известно до ее публикации. По свидетельству самой Стоупс, она написала ее еще будучи девственницей, но собранные воедино иллюстрированные сведения о половом устройстве мужчин и женщин, способах их взаимодействия и предохранения от нежелательной беременности, изложенные простым и доступным языком, произвели фурор. В предисловии д-р У.Д.Робертсон написал: “Если этой книге удастся сохранить хотя бы несколько семей от разрушения, автор может называться благословенным... Много любви вне брака, а в браке ее не хватает; и те, кто работает, чтобы увеличить и усилить любовь в браке, занимаются полезным общественным трудом”. Стоупс писала: слишком распространенное несчастье в браке вызвано не завышенными ожиданиями или тяжестью брачных уз, а в большинстве случаев невежеством супругов, их невниманием к потребностям друг друга. Она отмечала, что для нормального брака недостаточно инстинкта, необходимо знание...
Символично, что Валентина нашла не Камасутру или другую "горячую" книгу о радостях секса. Нет, она нашла современную научно-популярную работу, которая просвещала людей о сексе и одновременно продвигала новую для этого мира и этой эпохи идею: что женщина должна знать, понимать и любить свое тело, что сексуальное желание и удовлетворение для женщины нормально и естественно, что во всем этом нет ничего постыдного.
И нам показали переломный момент, когда у Валентины пал последний бастион невинности - ее тело. Это тот самый яркий и отчетливый эротический сон, когда ее тело сказало ей, что ему нужно, чего оно хочет. И вот с этого момента обратной дороги для Валентины действительно не было. Формально сохраняя девственность, она перестала быть невинной во всех смыслах этого слова.
И логическим завершением и наградой за столь длинный путь и столь долгое ожидание стало то, что, когда судьба наконец свела их вместе, Валентина в этот раз действительно была готова к тому, что ее ждет, полностью сознательно принимала решение и действительно хотела этого всеми фибрами души и тела. Ну а когда подобный уровень готовности сочетается со взаимной глубокой и страстной любовью, обычно все получается. Хочется верить, что получилось и у них.
________
Все капсы и гифки выловлены из Тумблера. Спасибо ему.