vedomosti.ru: изменения в налогообложении нефтяной отрасли

Aug 29, 2011 09:50

Правительство наконец приступило к налоговой реформе нефтяной отрасли. С 1 октября вырастет пошлина на экспорт нефтепродуктов, для нефти она должна быть снижена. А с 2015 г. вывоз мазута и нефти будет облагаться одинаковой ставкой. Компаниям придется модернизировать НПЗ, иначе отрасль может терять до $6 млрд в год.

Представьте мне сегодня проект распоряжения правительства [о новых пошлинах]«, - поручил премьер Владимир Путин своему заму Игорю Сечину в пятницу (цитата по «Интерфаксу»). Тот выполнил работу в срок. В тот же день Путин подписал постановление, которое вводит с 1 октября единую пошлину для темных и светлых нефтепродуктов - 66% от нефтяной, для бензина - 90%. Сейчас ставка для темных нефтепродуктов - 46,7%, для светлых - 67%, для бензина - те же 90%.

Вторая половина реформы пока не готова - снижение коэффициента в формуле нефтяной пошлины с 65 до 60%. Постановление будет скоро подписано, обещает пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Нужны поправки в закон о таможенном тарифе, говорит сотрудник Минэкономразвития, если их не успеют принять, формулу можно будет поменять отдельным постановлением правительства.

Вводя новые пошлины, государство снижает уровень субсидирования переработки нефти в мазут, отмечает руководитель международной налоговой практики E&Y для нефтегазового сектора Алексей Кондрашов: сейчас из-за разницы в пошлинах на нефть и темные нефтепродукты государство теряет $100-200 на 1 т переработанной нефти (в зависимости от цены). Существующая система тормозит и модернизацию НПЗ, согласен аналитик Банка Москвы Денис Борисов: в корзине нефтепродуктов доля светлых - лишь около 70%. По данным Росстата, в 2010 г. было вывезено 132,2 млн т нефтепродуктов, из них 72 млн - мазут.

Новые ставки могут принести убытки бюджету - до 40 млрд руб., хотя можно и выйти в ноль, подсчитывали в Минфине. Сечин обещает, что потерь не будет. Новая система позволит за 3-5 лет увеличить добычу прежде всего на старых месторождениях примерно на 15-25 млн т в год, говорит Кондрашов, на 20 млн т может увеличиться экспорт нефти вместо мазута, это компенсирует потери. По расчетам Борисова, экспорт нефти может увеличиться на 30-40 млн т в год, еще больше наращивать его объемы невыгодно: продажа светлых нефтепродуктов в России приносит больший доход, чем экспорт нефти.

Для проектов по нефтепереработке новая система обернется убытками в $5 млрд, в первую очередь для мини-НПЗ, говорит Борисов. Но в целом для нефтяной отрасли она выгодна, продолжает он: зарабатывают почти все крупные НК (см. таблицу), теряют «Башнефть» и ТАИФ-НК. Потери «Башнефти» за четыре года - 15-16 млрд руб., ТАИФ-НК - 37 млрд, сказал чиновник, участвующий в совещаниях. Убытки государство обещало компенсировать временными льготами по НДПИ, причем за ТАИФ-НК, у которой нет добычи, их получит «Татнефть» (см. также статью на стр. 08), рассказывали чиновники.

Впрочем, система «60-66-90» - лишь первый шаг в реформе. По постановлению правительства пошлина на экспорт темных нефтепродуктов с 2015 г. должна выравняться с нефтяной (мера была предусмотрена протоколом совещания в Киришах 8 июля). Будет ли при этом снижена пошлина на экспорт нефти, Песков и чиновник Минэкономразвития не знают, вопрос пока прорабатывается. Ее нужно снижать, уверен Кондрашов. Минэнерго в проекте реформы налогообложения нефтяной отрасли предлагает снизить пошлину на экспорт нефти, а на новых месторождениях заменить НДПИ налогом на сверхдоход.

«Выравнивание пошлин с 2015 г. демонстрирует желание государства перестать спонсировать производство темных нефтепродуктов, - говорит Кондрашов. - Но сокращение разницы между пошлиной на нефть и нефтепродукты должно быть постепенным, нужно просчитать каждый шаг, чтобы операционные потоки НПЗ не стали отрицательными». Если не изменится корзина нефтепродуктов, а также объемы экспорта нефти и топлива, отрасль будет дополнительно терять из-за выравнивания пошлин с 2015 г. по $6 млрд в год, подсчитал Борисов, в том числе и крупные компании. Даже если они увеличат экспорт нефти на 30-40 млн т, потери все равно будут высоки - около $4,8 млрд, продолжает он, в такой ситуации единственным выходом останется модернизация производства, например крекинг мазута в светлые нефтепродукты.


http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/266325/dozhdalis_stavki

У «Лукойла» появилась возможность получить от государства льготы на $0,9-1,8 млрд в год: власти рассматривают вопрос об обнулении экспортных пошлин на сверхвязкую нефть. «Татнефть» может сэкономить более $130 млн в год

На рассмотрение подкомиссии Таможенного союза по тарифно-таможенному регулированию вносится вопрос об обнулении экспортных пошлин на сверхвязкую нефть, сообщил «Ведомостям» представитель Минэкономразвития.

Обнулить их просит «Татнефть» - и уже не первый год. В этом году компания направила такую просьбу в Минэкономразвития, сообщало министерство в июне. Теперь льготу предстоит утвердить подкомиссии по тарифно-таможенному регулированию. Уже была создана рабочая группа и в четверг прошло ее заседание, рассказал чиновник Минфина. Это подтвердил и заместитель гендиректора «Татнефти» Азат Ягафаров. В обсуждении участвует не только «Татнефть», но и «Лукойл», добавили оба.

Сколько могут выиграть компании от обнуления пошлин, ни представитель Минэкономразвития, ни собеседники «Ведомостей» не говорят. Сколько сейчас добывает сверхвязкой нефти «Татнефть» - коммерческая тайна, говорит Ягафаров. Но обнуление пошлин позволит существенно увеличить эти объемы, добавляет он. Ресурсы сверхвязкой (или битумной) нефти в Татарстане огромны: по разным оценкам, они колеблются в пределах 1,5-7 млрд т. «Татнефть» в 2007 г. даже планировала создать СП с Shell для разработки таких месторождений, напоминает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, но помешал кризис. Обнуление пошлин даст новый толчок для таких проектов, уверен эксперт.

Пока «Татнефть» добывает не так много битумной нефти. Порядка 300 000 т в год, знает чиновник Минфина. Значит, если взять для расчета сентябрьскую пошлину на нефть ($444,1 за 1 т), годовая экономия нефтяной компании может составить примерно $133,2 млн.

«Лукойл» добывает порядка 2 млн т в год сверхвязкой нефти на Ярегском месторождении (Коми), сказал представитель компании, но при обнулении пошлин будет возможность увеличить объем до 4 млн т. То есть при нынешних ценах и пошлинах компания сможет сэкономить $0,9 млрд уже сейчас, а при росте добычи - $1,8 млрд.

У чиновников при обсуждении возможности обнуления возникло множество вопросов, рассказывает чиновник Минфина. В частности, как будет учитываться добываемая сверхвязкая нефть и минусоваться пошлина по ней, ведь сейчас такая нефть практически не экспортируется. «Лукойл» перерабатывает добываемые объемы на Ухтинском НПЗ. Вероятно, будут иметь место своп-сделки, считает Борисов.

«Татнефть» хочет доводить сверхвязкую нефть до ГОСТа и сдавать в транспортную систему «Транснефти» для продажи на экспорт, сказал Ягафаров. Пока вопросов действительно много, соглашается он: «Мы находимся в самом начале пути».

Окончательного решения об обнулении пошлин нет, подчеркивает представитель Минэкономразвития, многое будет зависеть от обоснований, которые представят компании. Большие объемы добычи и резервов сверхвязкой нефти - только у «Татнефти» и «Лукойла», других компаний решение об обнулении пошлины коснется в меньшей степени, добавляет Борисов.
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/266338/uvyazli_v_lgotah

Помощь «Татнефти»
Экспортная льгота для сверхвязкой нефти поможет «Татнефти» компенсировать потери от перехода на новую систему налогообложения «60-66» (см. статью на стр. 03), говорит Борисов. По его расчетам, хотя в целом компания получит выгоду от нововведения в $200 млн в год, ее инвестиции в НПЗ «Танеко» принесут убыток примерно на ту же сумму (при запуске только первой очереди завода). А вот у «Лукойла» прибыль от изменения пошлин составит $360 млн в год и ему компенсировать нечего, отмечает эксперт. Льготы для сверхвязкой нефти рассматриваются не как компенсация от перехода на новую систему налогообложения, хотя и могут помочь этому, отмечает чиновник Минэкономразвития.

«Татнефть»
Нефтяная компания
Капитализация - 332,1 млрд руб. (ММВБ).
Выручка (РСБУ, 2010 г.) - $8,5 млрд.
Чистая прибыль - $1,3 млрд.

«Лукойл»
Нефтяная компания
Основные акционеры: президент Вагит Алекперов (20,6%), вице-президент Леонид Федун (9,3%), «дочки» «Лукойла» (около 8%).
Капитализация -1,429 трлн руб.
Выручка (2010 г., US GAAP) - $105 млрд.
Прибыль - $9 млрд.

финансы таблица, vedomosti.ru, правительство, нефть добыча, Татнефть, финансы, торговля, Россия, нефть, налоги, ЛУКОЙЛ, нефтяные компании, нефтепродукты

Previous post Next post
Up