Как стало известно РБК daily, госкомпания «Роснефтегаз» будет не только формировать резерв топлива, но и станет конечным покупателем всех нефтепродуктов, ввозимых в Россию. Так государство сможет полностью контролировать переработку российской нефти за рубежом (нефтяной толлинг) и уплату таможенных платежей нефтяниками при ввозе бензина.
Дискуссия вокруг применения толлинговой схемы началась в правительстве весной. Минэнерго выступило за ее отмену, мотивируя это дополнительными поступлениями в бюджет. Однако из-за бензинового кризиса в Белом доме на это не пошли, решив, что именно дополнительные объемы нефти, переработанные на зарубежных НПЗ, могут помочь решить проблему дефицита топлива. В конце июля замглавы ФАС Павел Субботин сообщил, что в правительстве обсуждается идея введения нефтяного толлинга.
Функции контролера получила госкомпания «Роснефтегаз»: ее новая роль обсуждалась на последнем совещании у вице-премьера Игоря Сечина (копия протокола от 16 августа есть в распоряжении РБК dailу). По его итогам было принято решение «в целях устранения возможностей для злоупотреблений в форме уклонений от уплаты таможенных пошлин нефтяными компаниями» определить «Роснефтегаз» конечным потребителем нефтепродуктов после их ввоза на территорию России. Соответствующий правовой акт уже поручено разработать Федеральной таможенной службе: сейчас, как пояснили в ведомстве, данный вопрос не входит в его компетенцию. В Минэнерго запрос РБК daily оставили без ответа.
Сейчас толлингом пользуется ТНК-ВР, отгружая нефть и получая нефтепродукты с Лисичанского НПЗ на Украине. ЛУКОЙЛ для производства нефтепродуктов не использует толлинговую схему (хотя компании принадлежит Одесский НПЗ на Украине), говорит представитель компании. Однако похожая схема опробована в тестовом режиме для производства нефтехимической продукции на заводе компании в Западной Украине, добавляет он. В обеих компаниях воздержались от комментариев относительно новой инициативы правительства.
Большого влияния на рынок импорт нефтепродуктов из российской нефти не оказывает. Сложившаяся логистика позволят с выгодой продавать нефтепродукты, полученные на украинских заводах, в южных регионах России, говорит директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков. В других приграничных регионах картина иная. Всего, по данным агентства, импорт бензина в Россию в первом квартале текущего года составил 124 тыс. т, а общее предложение на внутреннем рынке - 8,98 млн т. Во втором - 255 тыс. т и 9,08 млн т соответственно. В 2010 году в страну была ввезена 491 тыс. т бензина, предложение составило 36,6 млн т.
Участники рынка считают, что государство не столько ставит импорт под контроль, сколько наполняет бизнесом «спящую» компанию. Структура (100% акций принадлежит государству), которая создавалась как промежуточное звено для временного владения акциями «Роснефти» (75,16%) и «Газпрома» (10,74%) и подлежала ликвидации, теперь становиться одним из центров управления отраслью. Сначала на ее базе решили создать резерв нефтепродуктов, который позволит проводить товарные интервенции при угрозе дефицита, а также избегать необоснованного роста цен на топливо. Следующий шаг: нефтяники будут обязаны продавать нефтепродукты «Роснефтегазу» «по текущим рыночным ценам».
Компания готова скупать активы. Недавно обсуждался вариант покупки госкомпанией завода, предназначенного для переработки нефти независимых производителей, а в прошлом году она вела переговоры с ТНК-ВР о покупке доли в «РУСИА Петролеум» (владеет лицензией на Ковыктинское месторождение). Сейчас «Роснефтегазу» принадлежит 77 пакетов акций различных газораспределительных и сервисных компаний. «Все это указывает на то, что нефтяная отрасль управляется в ручном режиме и дальше будет управляться так же», - констатирует начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
http://www.rbcdaily.ru/2011/08/29/tek/562949981355304