«Газпром» впервые раскрыл стоимость самых дорогих газопроводных проектов

May 16, 2011 09:10

«Газпром» опубликовал эти цифры, выполняя постановление правительства от октября 2010 г. «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий…».

Эксперты не раз критиковали «Газпром» за дорогие стройки. Но до сих пор информация об их стоимости была крайне скудной: отдельные заявления менеджеров, выдержки из годовых инвестпрограмм и февральская публикация «Газпромом» средней стоимости строительства крупных магистральных газопроводов в 2009 г. - 95 млн руб./км, или около $3 млн по среднему курсу. И это только линейная часть - без таких дорогих объектов, как, к примеру, компрессорные станции. Они нужны для перемещения газа по трубе. Три месяца назад «Газпром» уверял инвесторов, что его затраты на строительство трубопроводов сопоставимы с западноевропейскими и американскими проектами. Например, средняя стоимость германского газопровода NEL - 98,1 млн руб./км, OPAL - 93,9 млн, указывал концерн.

Оказалось, что стоимость отдельных проектов «Газпрома» поражает воображение. Так, самая дорогая пока стройка - система газопроводов с полуострова Ямал (Бованенково - Ухта) стоит 989,8 млрд руб. в ценах 2008 г. В этой сумме учтены девять компрессорных станций. И НДС, говорит представитель «Газпрома». Общая протяженность системы - 2212,1 км. Средняя стоимость 1 км получается почти 447,5 млн руб. - $18 млн по курсу на 1 января 2008 г.

Бованенково - Ухта строится с 2007 г. Первый газ пойдет в 2012 г., а стройка закончится в 2015 г. К тому моменту мощность трубы составит 140 млрд куб. м (почти четверть нынешней добычи «Газпрома»), уточняет представитель компании.

По заявлениям менеджеров «Газпрома», почти все технологии, применяемые в вечной мерзлоте Ямала, уникальны: подводный переход через Байдарацкую губу (частые штормы и промерзание до дна в зимний период), высокопрочные трубы, способные выдержать давление до 120 атмосфер (предел советских газопроводов - 75 атмосфер), специальные методы сварки и теплоизоляции.

Ямальская смета «Газпрома» сопоставима с проектами на Аляске, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Так, оценка совместного проекта BP и ConocoPhillips, Denali, - около $35 млрд в ценах 2009 г. Это тоже высокопрочные трубы, проектное давление - до 170 атмосфер, мощность - 46,5 млрд куб. м в год, 15 компрессорных станций, около 900 переходов через авто- и железные дороги, 77 - через крупные реки и озера, следует из данных на сайте проекта. Трасса - около 3000 км. То есть порядка $12 млн/км.

Но непонятно, нужна ли сама система Бованенково - Ухта, отмечает Корчемкин. Ведь до 2006 г. «Газпром» считал основным вариантом доставки ямальского газа на большую землю строительство трубы от Бованенково к Ямбургу, до действующей системы газопроводов. А они, по мнению Корчемкина, вполне способны доставить потребителям те же объемы ямальского газа, но такой проект обошелся бы в 5-6 раз дешевле.

Еще один проект «Газпрома», который может стать рекордсменом по стоимости, - это газопровод Сахалин - Хабаровск - Владивосток: 467 млрд руб. в ценах 2009 г., сроки строительства - 2009-2020 гг., первая очередь должна запуститься в 2011 г. к саммиту АТЭС. Проектная мощность к 2020 г. составит 30 млрд куб. м в год. А стоимость 1 км выйдет около 254 млн руб., или $8,7 млн. Представитель «Газпрома» объясняет это сложными геолого-географическими условиями строительства, высокой сейсмичностью и тем, что предприятия - поставщики оборудования находятся далеко.

http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/260149/trillion_v_trubu

Основные подрядчики «Газпрома» при строительстве трубопроводов - «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. Оба участвуют в проекте Сахалин - Хабаровск - Владивосток. «Стройгазконсалтинг» работает также на проекте Бованенково - Ухта, а «Стройгазмонтаж» - Ухта - Торжок (первая очередь - 234 млрд руб., раскрыл вчера «Газпром»), Грязовец - Выборг (первая нитка - почти 154 млрд руб.), Починки - Грязовец (общая стоимость - 95 млрд руб.), Джубга - Лазаревское - Сочи (31,5 млрд руб.).

Данные о тарифах и расходах на транспорте «Газпром» опубликовал в виде трех файлов на своем сайте (http://www.gazprom.ru/transportation-services/). Из документов следует, что в 2011 г. концерн прокачает по своей системе 667,6 млрд куб. м газа (включая топливо для технологических нужд газопроводов и ПХГ), в том числе 93,7 млрд куб. м - от независимых компаний. Выручка составит 912,6 млрд руб., себестоимость - почти 659,4 млрд руб. По постановлению правительства «Газпром» также должен публиковать квартальные данные о технической возможности доступа к газопроводам и о заявках на доступ и к подключению к ним (этого пока нет).
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/260149/trillion_v_trubu

строительство, трубопроводы, vedomosti.ru, Газпром, газ, Россия, цена, Западная Сибирь, Дальний Восток

Previous post Next post
Up