lafeber: Угольная ветчина на пути прогресса

May 21, 2019 09:00


Был в СССР министр-нефтяник и госплановец Байбаков Н.К, мемуары которого я немного полистал. В 1955 году Хрущев поручил ему разработать план перехода с паровозной тяги на электровозную/тепловозную. Только Кагановичу ничего не говори, добавил первый секретарь. Каганович был зампредом Совмина по транспорту и связи, что осложнило выполнение поставленной задачи. Министр путей сообщения Бещев сильно испугался, узнав, что Кагановича держали в неведении планируемой реформы, и согласился помогать Байбакову документацией только неофициально, исподтишка. «Железный нарком», как звали Кагановича, был большим противником электровозов и тепловозов. В отсутствии разъезжающего по стране Хрущева Каганович вел заседания Президиума ЦК, поэтому свою работу Байбакову скрыть было трудно, но всё же удалось. За пять месяцев подготовки реформы Каганович так ни о чем не догадался и позвонил Байбакову только в тот день, когда этот железнодорожный вопрос должен был рассматриваться в Президиуме ЦК. «Вы доставили в ЦК вредительский документ» - ругался Каганович - «Понимаете, что в случае войны противник уничтожит в первую очередь электростанции и нефтяные промыслы. А без электроэнергии и горючего работа железнодорожного транспорта будет полностью парализована». Проект плана при поддержке Хрущева был одобрен всеми членами Президиума ЦК за исключением Кагановича.

Эта историческая зарисовка о консерваторе и ретрограде Кагановиче, ратующем за многочисленные угольные склады по всей стране, которые никто не сможет разбомбить, забавна, но не более того. Однако недавно я вычитал о похожей луддитской любви к угольным скрепам в США.

В 1961 году производство антрацита концентрировалось в северо-восточной части штата Пенсильвания. С 1918 года эта отрасль сжалась на 72% по выпуску и на 90% по рабочей силе: зябкий американский народ изменил углю, переключившись на природный газ и дизельное топливо. К началу 1960 годов «антрацитными» было всего четыре избирательные округа (district). Но этот легкий вес не помешал четырем представителям и двум сенаторам штата собраться силами и пролоббировать в Вашингтоне закупку пенсильванского антрацита Министерством обороны для отопления американских баз в Европе. Да, вы не ослышались. С 1961 года США начали возить 500,000 тонн угля в Европу невзирая на то, что немецкий уголь был дешевле. У англо-саксонцев есть древняя пословица «Cо своим углем в Ньюкасл», которая означает «лишнее действие, без которого можно обойтись». В случае пенсильванского антрацита та поговорка обрела свое буквальное воплощение.

Как вы думаете, сколько лет проработала эта угольная схема? По основному объему до 1994 года, но кое-какие крохи добираются и по сей день. Угольное лобби продержалось так долго благодаря двум уникальным представителям-конгрессменам. Дэн Флад (Dan Flood) и Джо Макдейд (Joe McDade), оба из Пенсивальвании, из разных партий, держали под контролем Подкомитет по ассигнованию средств на нужды обороны до конца 1980-х годов и блокировали любые попытки Армии сбросить с себя этот угольный балласт. Флад был настолько крут, что входил сразу в несколько Подкомитетов и Комитетов, и мог влиять на три четверти расходов федерального бюджета вообще. В конце концов Министерство обороны сломалось. С точки зрения военных лучше было поддерживать хорошие отношения с Фладом-Макдейдом, бросая им ежегодную кость в $20-70 миллионов денег налогоплательщиков и получая взамен нужный бюджет на сотни миллиардов ($340 млрд в 1982, например).

С 1973 года Флад принялся нагружать Закон об ассигновании на нужды обороны поправкой-прилипалой, которая запрещала модернизировать печи американских ТЭЦ в Европе и переводить их с угля на нефтепродукты или газ. Если Министерство обороны США вдруг захотело бы ликвидировать устаревшие печи на своих европейских базах, то Закон США им это запрещал напрямую. С 1980-х на антрацитовые домны начали жаловаться немцы, которые ужесточали экологические стандарты. Установка фильтров на устаревшие ТЭЦ обошлась бы в 300-400 миллионов долларов сверху. Существовала еще альтернатива переподключиться к местным сетям централизованного теплоснабжения, но угольные конгрессмены новой поправкой заблокировали и ее. «Мы попадем в зависимость от советского природного газа, трубопроводы взорвут террористы, а арабы Персидского залива будут шантажировать нас как в 1973 году» - такая была риторика псевдо-патриотов. В 1985 году угольное лобби пошло на небольшие уступки, разрешив модернизировать ряд американских ТЭЦ в Европе, но взамен потребовало увеличить потребления угля на американских базах в самих США: довести его до 1.6 млн. тонн в год, переведя военные объекты с газа на уголь. Оценки по переходу с газа на уголь разнились между $1.4-5 миллиардов. Встрепенулось внутреннее газовое лобби и начало пихаться. В 1988 году американский антрацит всё еще поставлялся в Европу, хотя и меньшими объемами. Пентагон был связан контрактом покупать ненужный ему уголь вплоть до 1994 года, складируя его прям рядом с шахтами, чтобы хоть как то сэкономить на транспортных расходах. В северной Пенсильвании образовалось угольное поле площадью 0.18 кв.км (45 акров) высотой 10 метров, закатанное под асфальт, защищающий уголь от осадков. Расходы Министерства начались с отметки в $20 млн. в 1961 год и почти закончились той же суммой в 1994 с пиком в $138 млн. в 1984. Вот такие расходы возникли из-за голосов избирателей всего в четырех округах. В середине 1980-х в Палате представителей Угольная группа состояла из 55 членов, а Угольный форум (caucus) в Сенате включал 39 членов. В 2012 году Министерство обороны США заключило очередной шестилетний контракт на поставку 9,000 тонн пенсильванского антрацита, который из Балтимора тащится до Роттердама, подымается на барже по Рейну до французской коммуны Райнау (Rhinau), и с тамошнего склада отгружается, уже не спеша, база ВВС США в немецком Кайзерслаутерн с 50,000 подопечными. Дэн Флад покинул Конгресс, признав себя виновным в коррупции. Он успел уже умереть, но один из его помощников - Майкл Кларк (Clark) по-прежнему отирается в Вашингтоне, представляя интересы одной единственной германской ТЭЦ - Stadtwerke Kaiserslautern - за четверть лимона в год. И так на протяжении десятилетия. Как сказала бы Рэйчл Грин из одного популярного сериала: «Not too shabby».

Политологи США такую схему, при которой часть федерального бюджета тратится на бесполезную фигню из-за желания конгрессменов переизбраться и угодить своим приходским избирателям, называют «бочкой со свининой», «свиной бочкой» [pork barrel]. «Кормушка» в качестве перевода не тянет, так как по смыслу избранные политики набивают не свои карманы. Скорее всего, плясать нужно от выражения «bring bacon home» - «приносить домой ветчину», «обеспечивать семью», «кормилец», «всё в дом», «ты здесь хозяин, а не гость, тащи с завода даже гвоздь». В современных российских условиях, как я думаю, не стоит удивляться, почему порой уголь гонят через всю страну, не закрывают старые угольные ТЭЦ со средней нагрузкой в 46%, или отапливают помещения МКД в теплые дни, да так, что приходится окна открывать. Подозреваю в такой расточительности местную свинятину.

В Конгрессе США 435 представителей и 100 сенаторов. Есть за кого подержаться в общественном месте. Допустим, что вы ведете в своем заборостроительном ПТУ курс под названием «Процесс принятия политических решений в США и ЕС: сравнительный анализ». В один прекрасный день на вас подписываются новые студенты, с жаждой знания в пытливых глазенках, и задают умные, но сложные вопросы про лоббистов и разные округа, вытягивая специфические сведения, полезные для того, кто хочет подергать за эти ниточки и просчитать заокеанскую реакцию на грядущую территориальную перетряску в Восточной Европе, определяя способы по эффективной ее нейтрализации. Как бы их шестеренки да к нашему храповику присобачить, а то чего зря крутятся? Заказать вовремя самолеты или газовые турбины у «Боинга», имеющего подразделения во всех 50 штатах, или помахать винтовкой над головой на съезде NRA может оказаться делом более полезным, чем сочинение проекта разоруженческой резолюции в Генеральной Ассамблее.

Источник:
Higgs, Depression, War and Cold War, 2006, pp.152-175
Сам автор ссылается на Caro Journal, Spring/Summer 1988.
Современное состояние дел:
https://www.npr.org/sections/itsallpolitics/2014/03/14/290238727/long-dead-congressmans-earmark-lives-on-in-europe

https://www.kommersant.ru/doc/3807101

https://lafeber.livejournal.com/66047.html

США, революция техническая, СССР, уголь, история, истории, политика

Previous post Next post
Up