Налоги в цене российского бензина

Jan 23, 2015 09:00

Различные варианты вычисления суммы налогов

12.01.2010 «Анализ вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов» http://minenergo.gov.ru/news/min_news/2640.html
http://minenergo.gov.ru/upload/iblock/f4a/f4ae00f4423b15810faef3e8d332e272.zip
https://yadi.sk/i/pJirBUgSdsjtt















12 января 2010 Почти половину стоимости бензина в России составляют налоги http://lenta.ru/news/2010/01/12/bensin/

В стоимость бензина на российском розничном рынке входит 44,1 процента различных налогов. Об этом говорится в "Анализе вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов", подготовленном Минэнерго и опубликованном на сайте ведомства.

Так, если учесть, что средняя стоимость литра Аи-92 составляет 22,39 рубля, то в эту сумму входит почти 10 рублей налогов: 3,42 рубля налога на добавленную стоимость, 3,78 рубля налога на добычу полезных ископаемых и 2,69 рубля акциза.

Для дизельного топлива налоги составляют 43,1 процента от конечной цены: акциз составляет всего 90 копеек, зато НДПИ - 4,25 рубля, а НДС - 2,82 рубля при цене литра топлива в 18,5 рубля.

В Минэнерго обратили внимание на то, что сейчас в России один из самых низких уровней цен на моторные виды топлива, если очистить их от косвенных налогов. Более низкие цены существуют только в странах, жестко регулирующих стоимость топлива, например, в Иране и Венесуэле. С учетом налогов стоимость бензина в России также является низкой, отмечают чиновники.

Федерация Автовладельцев России Московское представительство http://www.far-msk.ru/

5 Март 2011 Сколько все-таки налогов в цене бензина? http://www.far-msk.ru/?p=12076

С тем, что налоги составляют основную часть цены, согласны все, но цифры называются разные. Отчасти это связано с изменением доли налогов в цене бензина при изменении мировой цены на нефть. Проведем собственный расчет.

Проще всего с налогом на добавленную стоимость. Ставке налога 18% соответствует 15,25% в конечной цене. При розничной цене А-95 26,60 рубля за литр это 4,06 рубля, то есть без НДС розничная цена А-95 составляла бы 22,54 рубля за литр.

Следующим в розничной цене, перешедшим в нее из цены оптовой, стоит акциз на нефтепродукты. Ставка акциза для бензина класса 3 в 2011 году составляет 4,14 рубля на литр, что соответствует 15,6% конечной цены А-95 или 16,2% цены А-92.

К 2013 году эта ставка акциза возрастет до 6,68 рубля за литр, что при той же цене бензина составит 25,1% цены А-95 или 26,1% цены А-92. Однако более вероятно, что цена бензина возрастет вместе с ростом акцизов, превысив 33 рубля за литр.

Ставка акциза для дизельного топлива класса 3 в 2011 году составляет 2,09 рубля на литр, что соответствует 8,5% от цены 24,60 рубля за литр. К 2013 году эта ставка возрастет до 4,38 рубля за литр, что при той же цене составит 17,8% цены. Или чуть меньше 15%, если цена дизельного топлива достигнет 30 рублей за литр.

Таким образом, НДС и акцизы составляют треть розничной цены бензина и четверть - дизельного топлива, с перспективой дальнейшего роста. В отсутствие НДС и акцизов розничные цены на АЗС могли бы составить 18-19 рублей за литр.
http://www.far-msk.ru/?p=12076
Следующим спецналогом в цене является налог на добычу полезных ископаемых. Для нефти он устанавливается в рублях за тонну и зависит от разности мировой цены на баррель нефти «Юралс» и ее условной стоимости 15 долларов за баррель. Для его расчета делим 419 на 261 (загадочный коэффициент, известный только Минфину), умножаем на разность мировой цены и 15 долларов, и переводим результат в рубли, умножая на курс рубля к доллару.

При мировой цене 100 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 30,5 рубля за доллар получаем НДПИ 4 160 рублей за тонну, при мировой цене 110 долларов за баррель и соответствующему ей курсу 29 рублей за доллар получаем НДПИ 4 420 рублей за тонну. Количество литров в тонне может немного варьировать в зависимости от плотности нефти. Для расчета возьмем 1 165 литров в тонне, получим 3,57-3,79 рублей на литр нефти.

Потери нефти при производстве нефтепродуктов составляют около 5%, то есть налога в цене нефтепродуктов должно быть на 5% больше. Кроме того, оптовая цена высокооктановых бензинов может в 2-3 раза превышать цену мазута, хотя их плотность (количество литров в тонне) отличается обычно не более чем в 1,35 раза. То есть долю НДПИ в цене легких фракций было бы логично увеличить, в цене тяжелых - уменьшить.

Поскольку нас интересует минимальная оценка доли налогов в конечной цене, примем НДПИ для дизельного топлива 3,88 рубля на литр, для бензинов 4,18 рубля на литр. Это еще 15,8% в цене дизельного топлива и 15,8%-16,3% в цене бензина.

А в сумме НДПИ, НДС и акцизы составляют 40% в цене дизельного топлива и 47-48% в цене автомобильного бензина. И вследствие внесенных в Налоговый кодекс поправок об увеличении ставок акцизов и НДПИ эта доля должна расти. Но, скорее всего, будет расти цена бензина.

Определить долю других налогов в цене нефтепродуктов сложнее. За основу возьмем налоги ОАО «Роснефть» в 2010 году. Предположим, что налоги с фонда оплаты труда, на имущество, на прибыль, региональные и местные налоги распределяются на всю реализуемую продукцию равномерно. Тогда их долю в цене можно определить как долю в совокупной выручке без НДС, уменьшенной на стоимость нефти и нефтепродуктов, приобретаемых у сторонних поставщиков.

В результате расчета на данных ОАО «Роснефть» получаем долю налога на прибыль 4,36%, налога на имущество 0,47%, отчислений на социальное страхование с подоходным налогом 1,18%. Налог на землю, транспортный налог и прочие - еще 0,14%, итого по общим налогам 6,15%.

Всего получаем минимум 46% налогов в цене дизельного топлива и 53-54% налогов в цене бензина. На этом можно было бы остановиться. Но пока мы учли только те налоги, которые перечисляет в бюджет непосредственно нефтяная компания.

В приобретаемых компанией материалах, комплектующих, услугах также «сидят» налоги, которые переходят в цену реализуемой продукции. Точно рассчитать их сумму довольно сложно, но на основе структуры капитальных, транспортных и производственных затрат НК «Роснефть», произведенных на территории РФ, можно получить минимальную оценку «вложенных» налогов в размере 5-6% выручки (без НДС, принятого к вычету).

Возможно, у кого-то есть более точные данные, называют и 63%, и даже 72% налогов в конечной цене бензина. Но наш предельно консервативный расчет дает минимальную оценку для цены бензина 53-54% налогов, перечисляемых непосредственно нефтяной компанией, и 58-60% конечной цены с учетом «вложенных» налогов. Для дизельного топлива - 46% и 53-54% соответственно.

В выручке государственной «Роснефти» за 2010 год налоги, акцизы и пошлины без учета НДС составляли 48,1%. В 2011 году они растут, покушаясь на рекорд 2008 года (56,1%). У других производителей - примерно то же самое. По данным ОАО «Лукойл», в структуре их доходов 4% составляют дивиденды, 22% - инвестиции, 73% - налоги.

низить цены на автомобильное топливо можно, добившись снижения НДС и отмены акцизов на нефтепродукты.

Потери бюджета от отмены акцизов не столь велики, как может кому-то показаться. Например, в «Роснефти» отношение к выручке (без НДС) экспортной пошлины на нефть составляет 20,7%, на нефтепродукты - 5,9%, налога на добычу полезных ископаемых - 14,3%, а акцизов - всего 1,8%.
Чтобы восстановить поступления в бюджет от «Роснефти» при отмене акцизов достаточно, например, увеличить ставку НДПИ всего на 12,5% - до 470 рублей на тонну. Кстати, именно такой рост уже предусмотрен к 2013 году поправками в Налоговый кодекс.

Почему перенос налоговой нагрузки с нефтепродуктов на сырую нефть должен привести к снижению цен, изложено в предыдущих публикациях. Следует отметить, что НДПИ взимается со всей добываемой нефти, как направляемой в переработку, так и поставляемой на экспорт.

Действующие ставки акцизов на нефтепродукты примерно совпадают с величиной НДПИ для текущей мировой цены нефти 100-110 долларов за баррель. А ставка акциза 6,68 рублей за литр на 2013 год будет соответствовать НДПИ для мировой цены нефти 160-170 долларов за баррель. Кто-то в правительстве, видимо, считает, что реализация нефтепродуктов российскому потребителю - еще больший «клондайк», чем добыча нефти при текущей мировой цене.

В феврале 2011 года экспортная пошлина на дизтопливо и бензин составляла 3,4-4,9 рубля за литр, что сопоставимо со ставками акцизов, установленными для внутреннего рынка. Если текущая цена нефти сохранится, в 2013 году российский потребитель будет платить акцизы, на 30-40% превышающие экспортные пошлины. А если цена снизится, а она должна снизится, иначе новой волны кризиса и падения цены не избежать - превышение будет еще больше.

28 Февраль 2011 Можно ли не переплачивать за бензин? http://www.far-msk.ru/?p=11745
Произошедшее после известной пиар-акции «директивное» снижение цен на АЗС на 1 рубль обернулось ожидаемыми проблемами для автомобилистов. Увеличился недолив автотоплива, который сейчас становится особенно заметным. Снижается качество бензина. Многие автовладельцы переходят на 92-й с 95-го, который все меньше отличается от 92-го.

Автомобилисты, которые считают цену не в рублях за литр, а в рублях на километр пробега, все чаще обнаруживают, что, несмотря на снижение цен, расходы на бензин все равно растут. Чуда не произошло, и потребитель опять остается крайним.

Можно ли не переплачивать за бензин? Какой может быть «справедливая» цена на автомобильное топливо, которая устроит хотя бы производителя и продавца, и им не придется хитрить и подворовывать?

Проведем «нехитрый» расчет. Предположим, что сырая нефть на российском рынке продается по мировой цене. Берем 100 долларов за баррель, умножаем на курс 29 рублей за доллар и делим на 159 (количество литров в барреле нефти). Получаем 18,2 рубля за литр.

Обычно в мировую цену входят все затраты на добычу нефти, включая зарплаты и налоги на зарплаты, другие операционные и капитальные затраты, прибыли нефтяных компаний и налоги с прибыли, налоги на добываемую нефть (НДПИ для России) и экспортные пошлины страны происхождения нефти, а также стоимость транспортировки до потребителя (нефтеперерабатывающего завода).

Если говорить о российской нефти, то на внутреннем рынке она должна стоить дешевле как минимум на стоимость транспортировки. Да и азербайджанская, туркменская, иранская и даже ближневосточная нефть в России стоила бы дешевле, чем в Европе.

По данным нефтяных компаний (например, отчет руководства ОАО «Роснефть» за 2010 год) стоимость транспортировки нефти на экспорт составляет 6-10 долларов в пересчете на баррель. Транспортировка до российских НПЗ обычно вдвое дешевле. Вычтем на транспортировку среднюю разницу, что составит 4% мировой цены. Итого получаем 17,5 рубля за литр - максимальная цена продажи нефти по мировой цене на российском рынке.

Информация об истинной себестоимости переработки нефти, как и ее добычи, обычно не разглашается. Веры финансовой отчетности нефтяных компаний не слишком много, поскольку перевод доходов в затраты является одним из элементов налогового планирования, за что менеджеры нефтяных компаний получают их скромные зарплаты.

По данным ВНИИ НП, себестоимость переработки нефти на российских НПЗ составляет 30-50 копеек на литр товарной продукции. Это согласуется с усредненными данными, содержащимися в отчетах нефтяных компаний, например, в отчетах руководства ОАО «Лукойл» и НК «Роснефть». В эту себестоимость входят потери нефти, амортизация, зарплаты и налоги на зарплаты, другие затраты производственного цикла. Не будем жадничать и добавим еще столько же на капитальные вложения и прибыль, обеспечив им операционную рентабельность 50%. Получаем стоимость переработки 80 копеек за литр плюс-минус 20 копеек.

Обычно на тяжелые фракции (мазут, котельное топливо) устанавливаются более низкие цены, чем на легкие фракции (бензины и дизтопливо). Поскольку нас интересуют именно легкие фракции, берем максимальную стоимость переработки, то есть 1 рубль на литр. С учетом цены нефти получаем среднюю оптовую цену 18,5 рубля за литр.

Теперь розница. Согласно данным ВНИИ НП, в прошедшие 3-4 года розничная наценка на АЗС составляла 12-15%, хотя в середине нулевых она опускалась до 7-9%. Оставим им их 15% - сюда входит доставка топлива до АЗС, зарплаты, налоги (если их платят), прочие затраты, возврат инвестиций и прибыль владельца АЗС. Итого получаем розничную цену на АЗС 21,3 рубля за литр, а с учетом применяемого разброса цен в зависимости от октанового числа - от 20,5 рубля за литр дизельного топлива до 22,5 рубля за литр А-95.

Мы включили в эту цену все затраты, сверхприбыли и налоги, кроме налога на добавленную стоимость и акцизов. Но ведь и нефть на российском рынке продается не по мировым ценам, а намного ниже. Получается, что если бы мы жили в стране, которая не добывает, а импортирует нефть, и правительство наполняет бюджет за счет доходов, не связанных с нефтью и нефтепродуктами, мы бы платили на автозаправках меньше, чем платим сейчас.

Добавим к рассчитанной выше розничной цене налог на добавленную стоимость по действующей ставке 18%. Получим 25,1 рубля за литр, или в зависимости от октанового числа - от 24,2 рубля за литр дизельного топлива до 26,6 рубля за литр А-95. Это примерно то, что мы имеем сейчас на АЗС после снижения цен на 1 рубль.

То есть мы платим за автомобильное топливо как раз по той цене, которая соответствует мировой цене на нефть. А еще совсем недавно платили больше на 1 рубль за каждый литр. Как раз на рубль нам с января увеличили акцизы.

Как известно, директивное снижение цен произошло не за счет снижения налогов, а за счет снижения рентабельности производителей и продавцов. Получается, что налогообложение у нас устроено так, что при обычной рентабельности нефтяных компаний, составляющей согласно их отчетам от 9% до 16%, мы не только должны платить за добываемую в нашей стране нефть по мировым ценам, но еще и переплачивать.

Это происходит из-за несогласованности ставок акцизов на нефтепродукты, налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин. А также из-за принципа «равной доходности» от операций по экспорту и на внутреннем рынке, применяемом нефтяными компаниями при ценообразовании. Это и приводит к эффекту мировой цены на нефть на российском рынке.

2 Март 2011 Можно ли не переплачивать за бензин?! http://www.far-msk.ru/?p=11915
Вернемся в 2009 год, когда мировая цена на нефть изменялась от 40 до 70 долл. за баррель, а курс - от 35,7 до 29,1 рубля за доллар. Повторим наш расчет для цены 55 долларов за баррель, что соответствует 11,2 рубля за литр при курсе 32,4 рубля за доллар. Получаем среднюю розничную цену 15,5 рубля за литр с учетом НДС.

Кто-нибудь встречал такую цену за литр А-92 в этот период? Розничная цена 92-го в 2009 году в Москве изменялась от 19,5 до 22,3 рубля за литр, дизельного топлива - составляла 20 рублей. А ведь внутренняя цена на нефть падала и до 2 000 рублей за тонну.

Мы переплачивали 4-6 рублей за литр и больше, во-первых, из-за жадности производителей, которые за наш счет компенсировали падение экспорта, причем рентабельность ряда НПЗ превышала 50%. Во-вторых, из-за акцизов на нефтепродукты, ставки которых включаются в оптовую цену и не снижаются при снижении цен на нефть.

А ведь ставки акцизов с 2011 года увеличены в среднем на 1,2 рубля за литр, а к 2013-му увеличатся еще на 2,5 рубля. Именно эти суммы мы будем переплачивать с каждого литра, если сохранится сегодняшняя мировая цена на нефть. А если она снизится до обоснованных 80-90 долларов за баррель или ниже, опять будем переплачивать более 3-5 рублей с каждого литра.

Какие из всего этого следуют выводы? Во-первых, если добиться снижения ставки НДС хотя бы до 9%, цены на АЗС должны снизиться приблизительно на 7,5%, что при сегодняшних ценах составит почти 2 рубля на литр.

Во-вторых, отмена акцизов с переносом всей налоговой нагрузки в цену сырой нефти, как минимум, не ухудшит положение российских автомобилистов. Очевидно, что при любой налоговой нагрузке внутренняя цена нефти не превысит мировую, в противном случае на российском рынке будет продаваться зарубежная нефть по мировым ценам. А как показано выше, при отмене акцизов цены на АЗС будут ниже даже при поставке нефти на НПЗ по мировым ценам.

На самом деле, из-за конкуренции цена нефти на российском рынке всегда будет ниже мировой, и чем ближе внутренняя цена к мировой, тем выше конкуренция. Кроме того, отмена акцизов откроет российский рынок для зарубежных нефтепродуктов, что неизбежно приведет к повышению их качества и снижению цен вследствие растущей конкуренции.

Что касается выпадающих доходов бюджета при отмене акцизов, то они могут быть компенсированы увеличением ставки налога на добываемую нефть. Тем более что «зазор» между внутренней и мировой ценой нефти для этого более чем достаточен - всегда более половины мировой цены.

При этом даже если налоговые аппетиты правительства возрастут «до мировой цены на нефть», это не скажется на интересах потребителей - автомобилистов. Рост поступлений в бюджет будет обеспечен за счет тех доходов, которые сейчас остаются в распоряжении нефтяных компаний. А нефтяным компаниям придется искать пути снижения своих затрат, иначе их место займут более эффективные производители.

Наконец, остается вопрос, что будет, если мировая цена нефти достигнет 150 долларов за баррель или выше. Если налогообложение по-прежнему будет привязано к спекулятивной мировой цене, как это происходит сейчас, внутренние цены на нефтепродукты также будут расти.

Естественным ограничением этого роста могли бы стать поставки зарубежной нефти и нефтепродуктов из стран, где налоговые аппетиты правительств не столь велики, и цены поэтому ниже внутренних российских цен. Не исключены, однако, и интервенции из госрезервов или временное административное регулирование цен, но только как крайняя мера на очень короткий срок. К чему приводит регулирование цен чиновниками, которые регулярно повышают налоги и «пилят» бюджет, видно на примере тарифов ЖКХ.

Хорошо известно, что после периода спекулятивного роста мировой цены наступает экономический спад с падением цен на нефть в 2-3 раза. При новом падении мировой цены ниже 50 долларов за баррель полностью компенсировать отмену акцизов налогами с сырой нефти, возможно, не удастся. Что может быть основным аргументом против отмены акцизов.

Однако следует учитывать, что акцизы в цене топлива - это деньги из карманов российских граждан, у которых в период спада доходы также снижаются. Поэтому задачей правительства страны - лидера мировой нефтедобычи должно быть не увеличение поборов со своих граждан, а контроль мировой цены на нефть и ее удержание в наиболее благоприятном диапазоне 80-90 долларов за баррель. Это во-первых.

Во-вторых, компенсировать потери бюджета в период кризиса за счет изъятия доходов у населения - не только аморально, но и экономически вредно. Потому что сокращение доходов потребителей ведет к снижению спроса и по цепочке - к снижению производства, инвестиций в производство, выплат зарплат, то есть дальнейшему снижению спроса и углублению кризиса. Государства, экономически развитые и уважающие своих граждан, ведут себя совершенно иначе - снижают налоги, стимулируют потребление, увеличивают выплаты за счет временного увеличения государственного долга.

Но мы имеем то, что имеем, и, похоже, кроме пиара, ничего не делается. Цены на топливо будут расти как в случае роста мировых цен, так и в случае их падения, если по-прежнему будут повышаться ставки акцизов. Предложения министерств и нефтяных компаний по изменению налогообложения нефтяной отрасли также не защищают от повышения цен.

При сем недавно нам сообщили, что резервный фонд, куда выводятся «лишние» доходы от налогообложения нефти и нефтепродуктов, к концу года увеличится почти до 2 триллионов рублей. И, тем не менее, готовятся предложения по дальнейшему увеличению налоговой нагрузки на граждан, в частности, повышению ставок налога на имущество физических лиц.

И все это на фоне сообщений Счетной палаты и Контрольного управления при Президенте о масштабах «нецелевых расходов» или попросту хищений из бюджета. Только на государственных закупках такие «потери» бюджета составляют не менее триллиона рублей в год. Одно только это в два с лишним раза больше, чем все поступления по акцизам на нефтепродукты и транспортному налогу вместе взятые.

2011 Почему в России дорогой бензин?!

Расходы на переработку:

Себестоимость добычи нефти - 6,6%
Расходы на транспортировку и маркетинг - 16,8%
Прибыль нефтяных компаний - 10,1%
Прибыль АЗС - 6,2%

Доля государства:
Налог на добычу полезных ископаемых - 26,4%
Акциз - 11,9%
НДС - 15,4%
Налог на прибыль - 5,3%

Выходит, что практически 60% стоимости литра топлива накручивает государство.
http://www.drive2.ru/l/328315/

12.10.2014 Кто назначает стоимость бензина в России? http://www.mk.ru/economics/2014/10/12/cena-benzina-volya-gosudarstva.html

В России, которая делит первое место с Саудовской Аравией по уровню добычи «черного золота», только за 9 месяцев этого года цифры на ценниках на АЗС «взлетели» на 11,5%. Это значительно выше реальных темпов инфляции, составляющих на сегодняшний день около 8%. При этом за последние три месяца стоимость нефти упала почти на четверть. Что же толкает внутренние цены вверх? Это происходит благодаря тому, что до 65% стоимости нефтепродуктов в России состоит из налогов и сборов. Так же как и в одной из самых дорогих стран мира - Норвегии.

В первой половине октября цены на бензин выросли в большинстве российских регионов. Больше всего горючее подорожало в Якутии - на 1,9%. Есть примеры и снижения - во Владикавказе бензин упал в цене на 0,1%. В среднем на российских АЗС, например в Москве и Санкт-Петербурге, литр АИ-92 стоит от 31,95 до 33,90 рубля, а АИ-95 - от 34,90 до 36,70 рубля.

Существует несколько причин, почему рядовые отечественные потребители сегодня получают топливо по завышенной цене при условии, что Россия - крупнейшая нефтяная держава.

Причина №1: рост автомобильного рынка

Наш автомобильный рынок продолжает расширяться, несмотря на кризис и падение продаж. Соответственно, и спрос на топливо пропорционально возрастает. Личными автомобилями владеют более 40% российских семей, поэтому проблема подорожания бензина становится весьма актуальна. В 2014 году возможен рост количества автомобилей еще на 4-5%, уверен директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Очевидно, что это поднимает спрос на топливо. Однако это далеко не всё. Помимо моторного топлива значительно растет спрос на авиатопливо. Такая тенденция наблюдалась всю вторую половину года и к декабрю обещает достигнуть максимума.

Специалисты отмечают, что расход топлива обусловлен в том числе геополитическими рисками: начиная с мая в России резко увеличилось количество военных учений, которые потребовали дополнительного топлива.

Причина №2: отсутствие госдотаций

Как правило, страны - экспортеры нефти дотируют производителей бензина, не позволяя им устанавливать высокие цены. В России же, наоборот, власти не дотируют производителей и потребителей бензина, несмотря на экспортный потенциал страны, и облагают топливо налогами, которые повышают его цену.

Например, в Венесуэле цены на бензин не меняются уже 17 лет. Литр горючего стоит там 9 сентимов, а заправка 50-литрового бака - 4,5 боливара. Американский доллар стоит 6,3 боливара. Другими словами, полный бак бензина в Венесуэле обходится водителю всего в 75 центов, или примерно 25 рублей.

Несмотря на то что экономика Венесуэлы все эти годы испытывает серьезные трудности, Каракас не перекладывает государственные проблемы на плечи рядового населения.

Причина №3: налоги и акцизы

Стоимость горючего формируется исходя из целого ряда составляющих: добыча, транспортное плечо, перегонка (первичная - идущая на сырье для моторного топлива, и более глубокая - для получения высокооктановых бензинов) и розничная наценка.

Вместе с этим, несмотря на непростую логистическую цепочку, наибольшая доля (60-65%) стоимости горючего складывается из налогов и сборов, которыми правительство обкладывает вертикально интегрированные нефтяные холдинги. Доходы бюджета зависят от экспорта энергоресурсов, поэтому государство старается «отжать» это направление по максимуму.

В бюджеты разных уровней добытчики «черного золота» платят несколько видов налогов: налог на добычу природных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины (на сырую нефть и на светлые и темные нефтепродукты), налоги на имущество, налог на прибыль. Государство почти ежегодно меняет свою налоговую политику в отношении добывающих компаний, увеличивая нагрузку сначала в одной, потом в другой части. Производители распределяют налоговые отчисления так, чтобы максимально повысить чистую прибыль. Например, в прошлом году нефтяники выплатили лишь на 2,7% НДПИ больше, нежели в предыдущем году. Причем этот рост был скорее связан с изменением правил взимания налогов и размера ставок сборов, нежели с конкретными производственными показателями. По экспортным пошлинам на сырую нефть в сравнении с 2012 годом произошло проседание - на 6,3% (156 млрд рублей).

Причина №4: сверхдоходы нефтекомпаний

Российские нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть, поскольку чем выше мировая цена, тем выгоднее ее экспортировать и тем менее доходно ее перерабатывать внутри страны. Чтобы большая часть нефти перерабатывалась в России, ранее правительство повышало экспортные пошлины. Эти меры позволяли если не снизить цены на бензин, то остановить их рост.

В этом году чиновники приготовили производителям и потребителям топлива очередной сюрприз. Минфин проводит так называемый большой налоговый маневр. С одной стороны, ведомство Антона Силуанова снижает экспортные пошлины на нефть и светлые нефтепродукты, сокращая действующие ставки более чем вдвое уже в 2016 году. Также Минфин предлагает повысить пошлину на темные нефтепродукты в 2015 году только на 75%, а не на 100%, как это заложено сейчас в бюджете.

Компенсировать выпадающие доходы бюджета министерство собирается за счет увеличения ставки НДПИ в 2016 году более чем в два раза. Чтобы цены на внутреннем рынке резко не рванули вверх, Минфин предлагает в несколько раз сократить акцизы.

В чем же логика этого предложения? Каким образом за счет манипуляции с налогами чиновники намерены продолжать наполнять бюджет нефтедолларами от экспорта сырья и не сильно ударить по карману рядового автолюбителя?

Эффект маневра для бюджета, по мнению Минфина, будет нейтральным. Несмотря на бюджетные потери в 7 млрд рублей в 2015 году, еще через год казна получит дополнительно 87 млрд рублей. Общее влияние на отрасль министерство также считает положительным: компании смогут зарабатывать 280 млрд руб. в год по сравнению с прежним сценарием, предусматривающим рост пошлин на мазут.

Влияние на розничные цены планируется умеренным: Минфин ожидает рост цен в следующие два года примерно на 1,5 рубля за литр АИ-95 и на 2 рубля - за тот же объем дизеля. При этом министерство предлагает меры субсидирования для прямогонного бензина и авиакеросина за счет налогового вычета по акцизам для компаний, которые поставляют это топливо на внутренний рынок.

Другими словами, нефтяники смогут экспортировать больше нефти и светлых нефтепродуктов, а бюджет компенсирует свои потери, получая больше налогов с добычи «черного золота». Розничный рынок России при этом не должен пострадать. Продавцы, которые реализуют свое топливо внутри страны, получат определенные льготы, способные, как полагают чиновники, нивелировать рост НДПИ.

Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:

- Прямой связи между дешевеющей на мировом рынке нефтью и внутренними ценами на бензин и дизтопливо нет, поскольку до 65% стоимость нефтепродуктов состоит из налогов и сборов. В этом году государство совершило очередной «налоговый маневр», начав трехлетнее сокращение экспортных пошлин с 60% до 55% с одновременным увеличением размера НДПИ. В 2014 году ставка этого налога выросла с 470 рублей за тонну нефти до 493 рублей, в 2015 году - до 530 рублей, в 2016-м - до 559 рублей. Рост за три года на 19%. Таким образом, дорожает себестоимость производства нефтепродуктов, и это вкупе с сезонным фактором (осенью спрос на нефтепродукты из-за сбора урожая и увеличения автоперевозок растет. - Авт.) оказывает сильнейшее давление на внутренние цены на топливо. Добавьте сюда ежегодные миллиардные расходы нефтяных компаний на модернизацию НПЗ, часть из которых еще не перешла на производство «евро-4», и все станет понятно.

Наконец, еще один фактор, о котором многие забывают. Так сложилось, что 95-й бензин у нас негласно привязан к валютному курсу рубля: 1 литр стоит $1. В первой половине года мы достигли таких показателей. Дело в том, что большая часть издержек нефтяных компаний номинирована в валюте: кредиты, затраты на геологоразведку, нефтесервис и т.д. Соответственно, нефтяники стремятся выдерживать паритет между стоимостью валюты и рублевой ценой бензина. Однако сейчас национальная валюта девальвировалась, а 95-й остался на прежнем ценовом уровне 37 рублей за литр. В связи с этим мой прогноз следующий: до конца года бензин подорожает до 38-38,5 рубля.



- - - -
Испания по европейским меркам представляет собой довольно бюрократизированное и коррупционное государство. Недавно я ради интереса решил проверить структуру стоимости местного бензина, тк он относительно быстро стал дешеветь вместе с падением цен на нефть. Что в итоге удалось выяснить по поводу ценообразования:



Данные взяты отсюда. Рассмотрим цену на бензин (внимание на левый столбец, справа находится структура цены на солярку, которая очень похожа, ее не будем рассматривать). Для простоты стоит обратить внимание на 3 главных компонента столбца, два из которых указаны фигурными скобками - это Impuestos (налоги, в которые входит НДС - IVA и прочие), coste de la gasolina (себестоимость бензина с учетом его переработки из нефти) и нижний желтый сектор без подписи - otros costes y margenes (логистика + маркетинг + стоимость субсидий для альтернативных источников энергии + прибыль). Цифры внутри столбца это стоимость каждого компонента в евро. Это не проценты, их я отдельно подписал черным шрифтом чуть правее для трех упомянутых ранее составляющих.

В РФ бензин практически не подешевел а в Испании упал почти на 20%? Для наглядности приведу график (каждый сможет подсчитать точный процент падения цены самостоятельно):



Данные взяты отсюда.

http://rus-military.livejournal.com/182404.html

Россия, бензин, налоги, правительство, yd, Испания

Previous post Next post
Up