Воздушная перспектива. Применение на практике.

Dec 29, 2012 13:10


Воздушная перспектива, как понятие, хоть и раскрыта  художниками, и составителями словарей, но так и остается в живописи  явлением несколько субъективным. Если сравнивать ее с прямой линейной перспективой, например, то точность передачи интенсивности воздушной среды останется, скорее всего, на совести художника, в то время как малейшие огрехи, связанные с линейной перспективой, сразу же назовут грубейшими ошибками.

Но, поскольку реалистическая живопись невозможна без воздушной перспективы, то хочу на конкретном примере показать, какую силу имеет эта самая перспектива, и каким мощным и по-настоящему творческим инструментом является.

Не удержусь от собственной коротенькой формулировки (наверняка не самой удачной, из существующих) о том, что это за зверь такой: Воздушная перспектива позволяет художественными средствами передать иллюзию глубины пространства, где по мере удаления предметы теряют яркость цвета, теряют контрасты светотени, четкость очертаний. В общем, все, что приближается к горизонту, и еще различимо, подернуто серо-голубой дымкой, а вот передний план, в противовес дальнему, звучит и яркостью цветов, и отчетливостью форм,  и игрой света и тени.

Теперь в свете вышесказанного предлагаю внимательно посмотреть  на скачанную из ин-нета фотографию, с которой моя студентка решила писать картину.





Безусловно, пейзаж красив, достаточно колоритен - тут бьет энергия, жизнь, расцвет лета, радость, но сразу смущает несоответствие с реально наблюдаемыми в природе отношениями глубины пространства. Ведь не бывает, чтобы дальний план был и контрастнее, и ярче, и четче переднего.  Скорее всего,  все это поле с подсолнухами, вырезано с другой фотографии и поставлено в этот пейзаж с помощью компьютерной графики. Может эффекты настройки фотокамеры дают о себе знать, но что-то тут не так. Хочется попросить графиков-компьютерщиков: помните о воздушной перспективе, утрясайте, по возможности, такие вот некорректности.

Мы же, решили писать картину, внося исправления своими методами. Во-первых, отдалить горизонт до самых дальних далей, а во-вторых, приблизить передний план до иллюзии, что зритель прямо в поле среди подсолнухов.

Отдалить горизонт можно испытанными методами, разработанными  художниками, помня, что прозрачность атмосферы на нашей планете в хорошую погоду и кривизна ее поверхности, позволяют нам видеть, находясь на равнине, примерно на 5-10км. Отсюда и масштабируем высоту дальних лесов и деревьев. А для приближения переднего плана нужны подсолнухи со всеми подробностями. Вот фотографии, которые использовались для первого плана.










Горизонт начали прорабатывать, используя голубовато-серые растворы для самых дальних и неразличимых мест, а  более-менее различимые лесополосы писались с добавлением в тот же раствор сажи и хром-кобальта,  еще более близкие отдельные деревья прописывались с  откровенным добавлением зелени. В итоге, если сравнить живописный горизонт с горизонтом с фотографии, то на первом  есть глубина пространства, воздух, далекая перспектива и видимость на приличное расстояние.







С подсолнухами было решено следующее: вынести некоторые из них выше горизонта, ведь подсолнух как растение сопоставимо с ростом человека - есть и ниже, и выше (напоминаю, что линия горизонта это уровень глаз художника). Вот так и появилось ощущение, что подсолнухи совсем рядом. Проработать каждый предстояло с большой тщательностью, но это того стоило. И самое главное, передний план невозможен без самых глубоких теней и самых светлых бликов, рефлексов и полутеней. Сравним два передних плана.







А теперь, предлагаю посмотреть на общий результат - на  живописное полотно.




Ученица осталась довольна работой и практическими экспериментами с воздушной перспективой, ведь все  плюсы в картине появились с помощью воздушной перспективы. Надеюсь, что этот  очень действенный способ будет с успехом использован всеми начинающими художниками.

пейзаж, живопись

Previous post Next post
Up