Жвачка и марксизм
Мой дружок с детства собирал фантики от жвачек. Но жевательная резинка в советском Свердловске в 70-80-х не продавалась. Совсем. Да и иностранных туристов в этом городе отродясь не водилось. При этом коллекция друга поражала мое воображение и занимала 3 толстых альбома-кляссера. Казалось бы откуда? А просто его родной дядя капитанил в Черноморском морском пароходстве, бороздил просторы и присылал любимому племяннику из Марселя, Амстердама, Неаполя и прочих мест.
Но я не об этом.
Так вот коллекция была по моим представлениям просто гигантской и поражала дизайнерско-полиграфическим и брендовым разнообразием. А также разнообразием вкусов (наверное) и форм: пластинки, кубики, подушечки, сигаретки(!) и бог знает что ещё.
Прошли годы и десятилетия. Сейчас жвачка продается во всех магазинах. Однако того разнообразия, что я наблюдал в его коллекции, уже нет. Оно сдулось по моим ощущениям раз эдак в 15-20. Может это только в России так? Нет. Приезжаешь за границу - и там ровно то же самое, те же бренды. Продукт глобальных корпораций, которые выдавили или сожрали всю бизнес-мелочь и тем самым кратно сократили ассортимент.
Вся эта история про концентрацию капитала, конкуренцию и в конечном итоге про глобализацию. Так это всё и работает. И в конце на бизнес-пирамиде останется один. Дункан Маклауд из клана Макдональдсов. И от такой монополии мало не покажется никому. Поэтому, имхо, будущее расставание с капитализмом - это не фантазии и прихоть политически озабоченных леваков, а чуть ли не единственная предпосылка выживания для 98% землян.
Источник NB: автор текста сам работает в области полиграфии.