Идрис Шах. Книга о книге.

Oct 03, 2019 02:23


ИДРИС ШАХ

КНИГА О КНИГЕ

1. ДЕРВИШ, КОТОРЫЙ СТАЛ ЦАРЕМ

Жил-был дервиш, которому открылась Истина.
«В мире материальных проявлений, чтобы к тебе прислушались, нужна власть», - подумал он.
Он приложил усилия, чтобы обрести ее - и стал царем в некой стране.
Однако по прошествии времени он осознал: люди не хотят прислушиваться к его учению. Они делают вид, будто внимают сказанному, но, ими движет желание награды или страх наказания. Дервиш, сидящий на троне, лишен инструментов, с помощью которых можно учить Пути.
Никто не шел к нему за знанием - и вот, дервиш достиг преклонного возраста.

2. СТРАННИК В ЗЕЛЕНОМ

Однажды, когда он был уже весьма стар, царь-дервиш отправился на охоту. Утомившись, он велел устроить привал - и тут к нему явился незнакомец в зеленых одеждах [1]. Приветствовав царя, он поведал ему эту историю, Повесть о Книге.
Далее начинается Повесть о Книге.

3. ОБМАНУТЫЕ ОЖИДАНИЯ

«Жил когда-то мудрец: подобного ему не было ни до, ни после - ученики верили, что мудрость его безгранична. Он утверждал, что исток его знаний - толстая книга, лежащая на самом почетном месте в доме.
Книгу эту учитель никому не позволял открывать.
Когда учитель умер ученики, мнившие себя его наследниками, бросились к книге и поспешно открыли ее: им не терпелось узнать, что за мудрость сокрыта в ней.
Но их ждало замешательство и разочарование: они обнаружили, что лишь на одной из страниц в книге что-то написано.
Недоумение переросло в раздражение, когда они попытались проникнуть в суть написанной фразы:
«Постигнувший разницу между сосудом и его содержимым, обретет знание».

4. ЧТО СКАЗАЛИ ЗНАТОКИ КНИЖНОЙ ПРЕМУДРОСТИ

Ученики взяли книгу и отправились к знатокам книжной премудрости, лучшим из лучших:
 - У нас есть книга - вы можете нам ее растолковать? Она принадлежала мудрейшему из всех, кого нам доводилось знать, и это все, что осталось от его мудрости - мы не можем постичь тайный смысл сказанного в ней.
Увидев внушительный том, принадлежавший человеку, которого многие почитали, знатоки очень заинтересовались:
- Конечно же, мы растолкуем ее.
Но открыв книгу, они обнаружили что все ее страницы, кроме одной, пусты, а написанное на ней не имеет никакого смысла. Они стали потешаться над учениками мудреца, а потом, разозлившись, выгнали их прочь, ибо решили, что стали жертвами какого-то розыгрыша.
Все дело в том, что в те времена знатоки книжной премудрости доверяли не духу, но - букве.
Они и подумать не могли, что есть книги, которые воздействуют, а не рассказывают.

5. ОБЪЯСНЕНИЕ ДЕРВИША

Огорченные и растерянные, ученики  ученики хотели покинуть город и зашли в караван-сарай - где встретили дервиша, и поведали ему о своих затруднениях.
Выслушав, тот спросил:
- Так чему же вы научились у знатоков книжной премудрости?
- Ничему, - смущенно ответили ученики. - Они ничего не сказали про книгу.
- Вовсе нет! Они все вам сказали! Они более чем наглядно продемонстрировали: эту книгу нельзя постичь так, как вы, или они, привыкли постигать этот мир!
- Вы полагаете, книжники не способны постигнуть глубинную суть вещей, н вы сами не способны ее почувствовать! Книга учит через сам опыт соприкосновение с нею, но вы пребываете во сне и не видите очевидного!
Увы, ученики сочли это объяснение слишком тонким, чтобы его понять, и единственным, кто вместил знание, заключенное в книге, оказался случайный странник, остановившийся в караван сарае, и услышавший ту беседу, о Царь и Дервиш!
С этими словами путник в зеленом поднялся на ноги и ушел прочь.

6. ХРАНИТЕЛИ КНИГИ И ВОР

Услышанная история поразила царя: он велел записать ее, переплести рукопись и хранить ту, как зеницу ока.
Книгу поместили в царскую сокровищницу, и поставили рядом с ней вооруженную стражу.
Но царь состарился и умер, после его смерти пришли завоеватели-варвары и опустошили его царство.
Вождь варваров ворвался в сокровищницу, и обнаружил что почетное место в ней отдано книге. «Вот он, источник счастья, процветания и богатства этой страны,» - подумал он и приказал:
- Возьмите книгу, я хочу чтобы ее перевели на наш язык и прочли мне ее!
Варвар обладал властью - но не обладал знанием, и не способен был вместить мудрость книги.

7. МАЛИ СПАСАЕТ КНИГУ

Раздосадованный, варвар приказал уничтожить книгу, но переводчик - его звали Мали, запомнил ее содержание. Благодаря ему, учение книги дошло до нас.
Мали открыл лавку. В ней на виду лежали несколько изготовленных по его заказу копий «Книги о Книге» - и любой желающий мог их купить. При этом никому не дозволялось открывать и читать книгу, покуда он не заплатит две золотые монеты.
Немногие из покупателей постигали урок книги и приходили к Мали, чтобы учиться у него дальше.
Большинство же требовало вернуть их деньги, на что Мали отвечал:
- Я верну деньги, если вы вернете мне книгу и, то, чему вы научились, благодаря ей.
Те, кто привык судить обо всем по внешним признакам, не пытаясь проникнуть в суть, называли Мали обманщиком.
На это Мали отвечал:
- Вы повсюду подозреваете обман - стоит ли удивляться, что в каждом вы  видите обманщика.

8. ЯСАВИ [2] ПОКУПАЕТ КНИГУ ЗА 12 ЗОЛОТЫХ МОНЕТ

Ахмед Ясави, еще в годы своего обучения, купил у Мали одну из рукописей «Книги о Книге», заплатив за нее две золотые монеты. На следующий день он вернулся и принес Мали еще десять золотых монет, сказав при этом:
- То, что я познал, прочтя эту книгу, стоит намного дороже - но это все мои деньги и я отдаю их как плату за бесконечно ценный урок, который она мне дала.

9. ЯСАВИ ПЕРЕДАЕТ ТРАДИЦИЮ

Сохранилась рукопись Ясави, излагающая историю «Книги о книге» и ее суть: в рукописи больше 200 листов, а на титульном листе написано: «Если бы ценность книги определялась ее толщиной, эта книга была бы намного толще».
От Ахмеда Ясави, Учителя Центральной Азии, эта история передается из поколения в поколение уже больше семи веков.

(Пер. А. Нестерова)

[1] Так традиционно описывается Хидр. Считается, что в Коране он упоминается в суре «Пещера» как «Слуга Моисея»:
Вот Муса (Моисей) сказал своему слуге: «Я не остановлюсь, пока не дойду до места слияния двух морей или пока не потрачу на путешествие долгие годы».
Когда они дошли до места их слияния, они забыли свою рыбу, и она двинулась в путь по морю, словно по подземному ходу.
Когда они прошли дальше, он сказал своему слуге: «Подавай наш обед. Мы почувствовали в этом путешествии нашем усталость».
Он сказал: «Помнишь, как мы укрылись под скалой? Я забыл о рыбе, и только сатана заставил меня не вспомнить о ней. Она же отправилась в путь по морю чудесным образом».
Он сказал: «Это - то, чего мы желали!» Они вдвоем вернулись назад по своим следам.
Они встретили одного из Наших рабов, которого Мы одарили милостью от Нас и обучили из того, что Нам известно (Коран 18: 60 - 70).
Муса (Моисей) сказал ему (Хидру): «Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня о прямом пути тому, чему ты обучен?»
Он сказал: «У тебя не хватит терпения находиться рядом со мной.
Как ты сможешь терпеливо относиться к тому, что ты не объемлешь знанием?»
Он сказал: «Если Аллах пожелает, то ты найдешь меня терпеливым, и я не ослушаюсь твоего веления».
Он сказал: «Если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не поведаю тебе об этом».
(Коран 18: 60 - 70).
[2] Ахмед Ясави (1103 - 1166) - суфийский поэт и мистик,  основатель тариката Ясавия. Учителем его был Арыстан-Баб. Существует легенда, что как-то Пророк сидел и ел с учениками хурму и один из плодов упал с блюда. Тут раздался голос: «Этот плод предназначен для правоверного Ахмеда, который родится через 400 лет». Пророк спросил: «Кто передаст Ахмеду назначенный тому плод?» - но все промолчали. Тогда Пророк повторил вопрос и Арыстан-Баб сказал: «Если Мухаммад испросит для него у Аллаха 400 лет жизни, он готов передать плод». И Арыстан-Баб прожил 400 лет, был наставником Ахмеда Ясави и передал ему плод.
[3]

переводы суфизм сознание практики мистик

Previous post Next post
Up