В современном научном дискурсе, либо в дискурсе, который пытается эксплуатировать научность, "система" превратилась в buzz-word, моднючее словечко, а "системный подход" - в buzz-methodology, моднючую методологию. И то и другое употребляют настолько часто, что уже невооружённым взглядом видно, что дело с системностью плохо очень хорошо. То бишь, количество "системного понимания" растёт гораздо быстрее, чем количество толка от этого понимания. Количество определений "системы" перевалило за 9000, и туда же стремится количество "системных методологий".
О всеобъемлющем характере системного подхода знают почти все и почти никто в этом не сомневается. Удовлетворяющей всех теории пока нет. Поэтому так плодятся попытки построить yet another общую или специальную теорию систем. Уже растёт горка не просто "системных", но
системно-системных,
метасистемных или системо-генетических подходов.
Но, с системной yes! точки зрения, процесс накопления должен опрокинуть сам себя и количество должно неким образом перерасти в качество. Собственно, пора уже подумать о постсистемном мышлении, когда "система", как понимание а) мета-системным образом определена и параметризована; и б) выведена за скобки теоретической работы, чтобы не захламлять дискурс.
"Определение и параметризация" означает отрефлектированное управление понятием "системы", его [мета]онологическим статусом, его когнитивной позицией и эволюционной траекторией. Это задача для [пост]конструктивистской философии, способной на качественную рефлексию такого рода, и заключается она в следующих пунктах:
- Производство экземпляров "системного подхода" и "системного мышления" под задачу.
- Управление разнообразием состояний такого когнитивного инструмента, как "системное мышление": метасистемный или метакогнитивный контейнер, грамотно отделяющий одно от другого и позволяющий каждому подходу обособленно развиваться на общей почве.
- Социализация подходов: управление влиянием одного подхода на другой, контролируемое "переиспользование когнитивного кода".
- Самоуправление: рефлексия самого метасистемного инструментария и среды, как особого рода системного подхода, с помещением его в регулярный "метасистемный огород", со всеми вытекающими.
Выведение понятия за рамки дискурса означает переключение внимания с инструмента на материал в процессе производства-действования. Т.е., нужно разделить две активности: применение инструмента для собственно производства и доработка самого инструмента. Смешение двух этих активностей порождает рекурсивные когнитивные петли, которые сильно мешают пониманию и усложнят дискурс. Итерация проще, менее энегрозатратна, чем рекурсия. Грубо говоря, не нужно использовать слово "система" при работе с "системами", ибо и козе понятно, что всё есть система. Нужны более ёмкие термины, без явной рефлексивности в содержании, обратные связи должны уйти "под корпус" понятия, инкапсулированы и изолированы от специальной прагматики.
Когда-то всё было просто, мыслительные методы обходились без всяких там "самое себя" и прочих умосворачивающих конструкций. Потом началась "критическая" фаза, когда рацио стал активно сам себя изучать. Сейчас мы находится в фазе завершения этой эпохи, когда этот рефлексивный кошмар должен прекратиться, но не через апмутацию рефлексии, а через превозхождение её. Бурление и пенообразование в процессе этой реакции должно успокоиться в новом [устойчивом] фазовом состоянии. Это - новая зрелость рацио, и старт для
новой науки.