Не всё современное искусство современное. На точность определения не претендую, но по моим ощущениям - современным называют именно то искусство, которое ищет (и находит) новые формы. По этой же причине обыватели частенько отказываются относить его к искусству. Тут я не хочу закладывать в "обыватели" что-то оскорбительное - использую это слово в качестве оппозиции к тем, кто находится на переднем краю современного искусства. Также надеюсь что современных авторов, творящих в традиционных техниках не огорчает, то, что их искусство не со-временно. Вспомним на примере истории развития стилей живописи - каждый из них в свое время был современным, а сперва - и опережающим время, что и вызывало бурный батхерт как у "элитных" критиков, так и у народных.
Так вот, применительно к сегодняшнему времени под современным искусством подразумевается то, что в английском языке называется contemporary. Не стоит путать это с модернизмом - хоть латинский корень как бы и намекает на современность направления. Если рассмотреть временные рамки - они начинаются с 50-60х годов и до дня сегодняшнего. Этот диапазон и охвачен в музее современного искусства Эрарта.
Сразу скажу, музей вполне доступен и для людей не готовых к арт-экстремизму. Какой-то прям жести типа Хёрста или хоть бы Кулика там нет, поэтому смело можно отправляться и даже с детьми (может даже лучше). Я современное искусство (в узком смысле термина) люблю. За смелость. За новые открытия. Но могу понять и тех, кто стоит на том, что "это не искусство". В музее такое отношение тоже прекрасно понимают и осознают, что такого кредита доверия, который заложен в людях к традиционным музеям тут нет. А потому и не пытаются быть слишком уж пафосными, напротив, хотят быть ближе.
Навязчивое желание туристов и гуляющих сфотаться на фоне чего-либо здесь облегчают при помощи объекта, на фоне которого можно выглядеть чуть менее нелепо чем обычно:
Большое значение придают главному современному успокоительному и завлекательному средству - котикам:
Настолько большое, что даже приобрели котика выше от бразильского художника(!) для "охраны" постоянной экспозиции, хотя в остальном в Эрарте представлены только российские / советские художники.
Стараются не отставать по концентрации котиков и сотрудники музея современного искусства Эрарта. Но, пожалуй, современное искусство не было бы слишком современным, если бы не держало фак в кармане:
Такую неоднозначность я лично тоже отношу к положительным чертам этого жанра.
Тех, кто пока не проникся спецификой (да и тех, кто уже) - на входе встречают вводные установки в твит-формате:
Встречаются такие небольшие подводящие к искусству тексты и дальше - все, чтобы облегчить понимание нового материала.
Одна из фишек Эрарты - комнаты Ю-спейс, твоё пространство стало быть. В каждое пространство покупается отдельный билет, и это несколько изменяет восприятие. По форме это типичные инсталляции. Весьма приятные, впрочем, но как обычно на выставках после беглого осмотра ноги несут дальше - чтобы побольше отсмотреть. Тут появляется мотивация пробыть в пространстве все отведенные 15 минут (и обычно так и происходит). За это время, учитывая, что во время "сеанса" больше никто не может войти - происходит своего рода арт-медитация.
Юрочка наш Гагарин встречает по пути в один из Ю-спейсов:
Постоянная экспозиция разбита на темы по этажам. Так, например на пятом этаже преобладают космос и религия.
Очень тайная вечеря:
"Идолы" Николая Полисского:
Этот художник любит масштабные инсталляции, как, например, таковые на "Архстоянии", но для Эрарты согласился сделать "совсем маленькую" работу.
Твое лицо, когда попытался обойти все экспозиции Эрарты за раз:
Собственно, как это получается с Ю-спейсами, так и весь остальной арт рекомендуется усваивать медленно, за несколько присестов. Этому способствует наличие годового абонемента - он стоит дешевле двух дневных билетов, зато позволяет растянуть впечатления, и избежать каши в голове. Не говоря уже о возможности посещать по абонементу временные экспозиции.
В почете здесь говорящие фактуры.
Нефть как краска:
Пакеты от молока как холст:
Не избегают и более быстроиграющих тем:
Этот художник прошел войну - и нарисовал её:
А вот автопортрет этого хромого художника:
Сергей Лаврентьев - Ночь:
Ю-спейс под названием "Вишневый сад":
От непосредственно вишневого в нём аромат. Они, ароматы, во всех ю-спейсах напускаются - при помощи аромомашин и других средств.
Ю-спейс "Загрузка" с входом через барабан стиральной машины:
В каждой внутренней стиралке свой режим типа "гнев", "фортуна" и пр., и соответстсвующая цикличная философская анимация:
Мульты сделаны замечательным питерским аниматором Дмитрием Высоцким. Он, кстати, во время моей учебы в Университете Кино и Телевидения вел курс на пару с Бронзитом у параллельных аниматоров и с большим, как мне кажется, успехом.
Работы экспрессиониста Зинштейна, пользуются, как говорят, большим интересом у детей, они-де его понимают особенно остро. Надо сводить своих проверить. Перед вами - Эскалатор:
С детьми у Эрарты вообще взаимный интерес - в том числе и я их увидел в музее немало, причем те, кто постарше ходили самостоятельно. Возможно и потому, что дети проще воспринимают такого рода искусства напрямую, без включения штампов о том, что искусства, а что - не.
Лев-террорист:
"Димон сидящий" всем известного художника Копейкина:
Надпись под картиной гласит, о том, что это барон фон Штернберг, героически погибший от передозировки.
Но я все-таки склоняюсь к мысли, что это никакой не Штернберг, а Камбербетч.
Рождественская картина при детальном рассмотрении становится все более пугающей:
"Смерть комиссара":
Работа художника Сажина "Закоммутированный":
"Культурный срез" от художника Пасухина:
Фланелевые грабли с лопатой:
Слева - художник Кабин из Северодвинска, практически открытый Эрартой:
Справа (вверху) - работа под названием "Алиса в зазеркалье". Обратите внимание на раму.
"Большая медведица" Рината Волигамси. Согласно пояснению, курящий солдат - самая легкая мишень для снайпера. Однако по негласному соглашению на время перекуров снайперы тоже отдыхали, таким образом эти перекуры были возможностью хоть чуть-чуть выпасть из перманентной войны:
Слева - "Воскресенье" все того же северодвинского Кабина (он так его проводит), справа - "Свидание" художницы Маши Трегубенко:
Картина от любимого художника Звягинцева - Дмитрия Марголина. Любовь такая, потому что занимаются одинаковым - берут библейский сюжет и переносят в современность. А кто вспомнит сам библейский сюжет?:
Сергей Бакин, "На репетиции":
"Портрет жены" Рубена Монахова:
Геля Писарева - хуожница очень религиозная и припадающая, так сказать, к истокам. Слева - "Женщины с зелеными крыльями", справа - "Очищение":
Гелей же Писаревой оформлен Ю-спейс по мотивам раннехристианскоязыческой избы:
В Эрарте, кстати, нет смотрительниц, и это очень меняет атмосферу. Но вандалов здесь все же не приветствуют:
Борис Забирохин, "Карбасы на солнце":
Свою выборку я выложил исключительно в качестве субьективного взгляда. На самом деле у каждого посетителя свой вкус. Бывает так, что кто-то любит ходить исключительно на определенные этажи, которые, напомню, объединены некой общей, хотя и размытой, темой.
Ну а на первом этаже, с которого обычно и начинают первое знакомство собраны самые провокационные работы, как раз из той серии, про которую чаще всего говорят "искусство ли это" и "я тоже так могу".
У входа расположено переплетение железяк:
При углублении в зал оказывающиеся фигурой ангела:
Молодой человек заряжает гаджет в "уголке Поллока":
Искусство валяется на полу:
Угол где можно выпить и закусить:
Ремарочка для тех, кто заявляет о каляках-маляках:
Непосредственно "каляки-маляки" от художника Фатеева:
Все картины Фатеева очень хорошо мизансценированы, сказывается опыт театральной режиссуры. Сверху - "Каин, где брат твой Авель?", снизу - история про Иону:
Чапаев:
Свежачок от Сергей Шнурова в собственоручно придуманном жанре "брендреализм". Написана картина в традиционных иконописных цветах - лазоревом и золотом:
Губка в качестве женской груди на одной из картин:
Часть этой инсталляции ушла украшать Пулково:
К этому арт-объекту надо прикладывать пальцы в надежде услышать музыку полушарий своего мозга:
Музыка играет, на самом деле конечно не из мозга, а сгенерированная из семплов и рандомизированная с помощью разной проводимости клиентов. Но раз уж это не научный эксперимент, а арт, то и народ уходит вполне задумавшийся, т.е. можно сказать, с нужным посылом.
Кафе:
Вход на сцену Эрарты:
Сцена и зал полностью трансформируются, и мероприятия здесь проходят для довольно широкого диапазона вкусов.
Афиша Эрарты.
Зона для селфи:
Над лестницей летит ковер - самолет:
На этом сегодняшний виртуальный поход по Эрарте закончу, в следующем посте расскажу про временную выставку фотографа Сальгадо. Это именно о нём Вим Вендерс недавно снял фильм "Соль земли".
Надо заметить, что значительная часть работ постоянной экспозиции Эрарты представлена на Гугл Арт-проекте:
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/partner/erarta-museum. За это Эрарте отдельный плюс.
Но, конечно, онлайн-картинки не сравнятся с живым посещением музея, которое я вам горячо и рекомендую.
Всю информацию о музее и режиме его работы можно найти на сайте
http://www.erarta.com/.
Благодарю за экскурсию Галину Жушман, сообщество
spbblog и лично
redirupdate.