Искусство быть современным: музей Эрарта

Jul 31, 2016 17:19


Не всё современное искусство современное. На точность определения не претендую, но по моим ощущениям - современным называют именно то искусство, которое ищет (и находит) новые формы. По этой же причине обыватели частенько отказываются относить его к искусству. Тут я не хочу закладывать в "обыватели" что-то оскорбительное - использую это слово  в качестве оппозиции к тем, кто находится на переднем краю современного искусства. Также надеюсь что современных авторов, творящих в традиционных техниках не огорчает, то, что их искусство не со-временно. Вспомним на примере истории развития стилей живописи - каждый из них в свое время был современным, а сперва - и опережающим время, что и вызывало бурный батхерт как у "элитных" критиков, так и у народных.



Так вот, применительно к сегодняшнему времени под современным искусством подразумевается то, что в английском языке называется contemporary. Не стоит путать это с модернизмом  - хоть латинский корень как бы и намекает на современность направления. Если рассмотреть временные рамки - они начинаются с 50-60х годов и до дня сегодняшнего. Этот диапазон и охвачен в музее современного искусства Эрарта.



Сразу скажу, музей вполне доступен и  для людей не готовых к арт-экстремизму. Какой-то прям жести типа Хёрста или хоть бы Кулика там нет, поэтому смело можно отправляться и даже с детьми (может даже лучше). Я современное искусство (в узком смысле термина) люблю. За смелость. За новые открытия. Но могу понять и тех, кто стоит на том, что "это не искусство". В музее такое отношение тоже прекрасно понимают и осознают, что такого кредита доверия, который заложен в людях к традиционным музеям тут нет. А потому и не пытаются быть слишком уж пафосными, напротив, хотят быть ближе.

Навязчивое желание туристов и гуляющих сфотаться на фоне чего-либо здесь облегчают при помощи объекта, на фоне которого можно выглядеть чуть менее нелепо чем обычно:




Большое значение придают главному современному успокоительному и завлекательному средству - котикам:


Настолько большое, что даже приобрели котика выше от бразильского художника(!) для "охраны" постоянной экспозиции, хотя в остальном в Эрарте представлены только российские / советские художники.

Стараются не отставать по концентрации котиков и сотрудники музея современного искусства Эрарта. Но, пожалуй, современное искусство не было бы слишком современным, если бы не держало фак в кармане:


Такую неоднозначность я лично тоже отношу к положительным чертам этого жанра.

Тех, кто пока не проникся спецификой (да и тех, кто уже) - на входе встречают вводные установки в твит-формате:



Встречаются такие небольшие подводящие к искусству тексты и дальше - все, чтобы облегчить понимание нового материала.

Одна из фишек Эрарты - комнаты Ю-спейс, твоё пространство стало быть. В каждое пространство покупается отдельный билет, и это несколько изменяет восприятие. По форме это типичные инсталляции. Весьма приятные, впрочем, но как обычно на выставках после беглого осмотра ноги несут дальше - чтобы побольше отсмотреть. Тут появляется мотивация пробыть в пространстве все отведенные 15 минут (и обычно так и происходит). За это время, учитывая, что во время "сеанса" больше никто не может войти - происходит своего рода арт-медитация.

Юрочка наш Гагарин встречает по пути в один из Ю-спейсов:



Постоянная экспозиция разбита на темы по этажам. Так, например на пятом этаже преобладают космос и религия.

Очень тайная вечеря:




"Идолы" Николая Полисского:


Этот художник любит масштабные инсталляции, как, например, таковые на "Архстоянии", но для Эрарты согласился сделать "совсем маленькую" работу.

Твое лицо, когда попытался обойти все экспозиции Эрарты за раз:

Собственно, как это получается с Ю-спейсами, так и весь остальной арт рекомендуется усваивать медленно, за несколько присестов. Этому способствует наличие годового абонемента - он стоит дешевле двух дневных билетов, зато позволяет растянуть впечатления, и избежать каши в голове. Не говоря уже о возможности посещать по абонементу временные экспозиции.

В почете здесь говорящие фактуры.

Нефть как краска:

Пакеты от молока как холст:







Не избегают и более быстроиграющих тем:


Этот художник прошел войну - и нарисовал её:

А вот автопортрет этого хромого художника:


Сергей Лаврентьев - Ночь:


Ю-спейс под названием "Вишневый сад":


От непосредственно вишневого в нём аромат. Они, ароматы, во всех ю-спейсах напускаются - при помощи аромомашин и других средств.

Ю-спейс "Загрузка" с входом через барабан стиральной машины:


В каждой внутренней стиралке свой режим типа "гнев", "фортуна" и пр., и соответстсвующая цикличная философская анимация:



Мульты сделаны замечательным питерским аниматором Дмитрием Высоцким. Он, кстати, во время моей учебы в Университете Кино и Телевидения вел курс на пару с Бронзитом у параллельных аниматоров и с большим, как мне кажется, успехом.

Работы экспрессиониста Зинштейна, пользуются, как говорят, большим интересом у детей, они-де его понимают особенно остро. Надо сводить своих проверить. Перед вами - Эскалатор:



С детьми у Эрарты вообще взаимный интерес - в том числе и я их увидел в музее немало, причем те, кто постарше ходили самостоятельно. Возможно и потому, что дети проще воспринимают такого рода искусства напрямую, без включения штампов о том, что искусства, а что - не.

Лев-террорист:


"Димон сидящий" всем известного художника Копейкина:


Надпись под картиной гласит, о том, что это барон фон Штернберг, героически погибший от передозировки.



Но я все-таки склоняюсь к мысли, что это никакой не Штернберг, а Камбербетч.

Рождественская картина при детальном рассмотрении становится все более пугающей:


"Смерть комиссара":


Работа художника Сажина "Закоммутированный":


"Культурный срез" от художника Пасухина:


Фланелевые грабли с лопатой:




Слева - художник Кабин из Северодвинска, практически открытый Эрартой:



Справа (вверху) - работа под названием "Алиса в зазеркалье". Обратите внимание на раму.

"Большая медведица" Рината Волигамси. Согласно пояснению, курящий солдат - самая легкая мишень для снайпера. Однако по негласному соглашению на время перекуров снайперы тоже отдыхали, таким образом эти перекуры были возможностью хоть чуть-чуть выпасть из перманентной войны:






Слева - "Воскресенье" все того же северодвинского Кабина (он так его проводит), справа - "Свидание" художницы Маши Трегубенко:


Картина от любимого художника Звягинцева - Дмитрия Марголина. Любовь такая, потому что занимаются одинаковым - берут библейский сюжет и переносят  в современность. А кто вспомнит сам библейский сюжет?:


Сергей Бакин, "На репетиции":




"Портрет жены" Рубена Монахова:


Геля Писарева - хуожница очень религиозная и припадающая, так сказать, к истокам. Слева - "Женщины с зелеными крыльями", справа - "Очищение":


Гелей же Писаревой оформлен Ю-спейс по мотивам раннехристианскоязыческой избы:








В Эрарте, кстати, нет смотрительниц, и это очень меняет атмосферу. Но вандалов здесь все же не приветствуют:




Борис Забирохин, "Карбасы на солнце":





Свою выборку я выложил исключительно в качестве субьективного взгляда. На самом деле у каждого посетителя свой вкус. Бывает так, что кто-то любит ходить исключительно на определенные этажи, которые, напомню, объединены некой общей, хотя и размытой, темой.

Ну а на первом этаже, с которого обычно и начинают первое знакомство собраны самые провокационные работы, как раз из той серии, про которую чаще всего говорят "искусство ли это" и "я тоже так могу".

У входа расположено переплетение железяк:

При углублении в зал оказывающиеся фигурой ангела:


Молодой человек заряжает гаджет в "уголке Поллока":

Искусство валяется на полу:


Угол где можно выпить и закусить:


Ремарочка для тех, кто заявляет о каляках-маляках:


Непосредственно "каляки-маляки" от художника Фатеева:



Все картины Фатеева очень хорошо мизансценированы, сказывается опыт театральной режиссуры. Сверху - "Каин, где брат твой Авель?", снизу - история про Иону:



Чапаев:


Свежачок от Сергей Шнурова в собственоручно придуманном жанре "брендреализм". Написана картина в традиционных иконописных цветах - лазоревом и золотом:


Губка в качестве женской груди на одной из картин:




Часть этой инсталляции ушла украшать Пулково:


К этому арт-объекту надо прикладывать пальцы в надежде услышать музыку полушарий своего мозга:


Музыка играет, на самом деле конечно не из мозга, а сгенерированная из семплов и рандомизированная с помощью разной проводимости клиентов. Но раз уж это не научный эксперимент, а арт, то и народ уходит вполне задумавшийся, т.е. можно сказать, с нужным посылом.

Кафе:




Вход на сцену Эрарты:



Сцена и зал полностью трансформируются, и мероприятия здесь проходят для довольно широкого диапазона вкусов. Афиша Эрарты.





Зона для  селфи:




Над лестницей летит ковер - самолет:



На этом сегодняшний виртуальный поход по Эрарте закончу, в следующем посте расскажу про временную выставку фотографа Сальгадо. Это именно о нём Вим Вендерс недавно снял фильм "Соль земли".

Надо заметить, что значительная часть работ постоянной экспозиции Эрарты представлена на Гугл Арт-проекте: https://www.google.com/culturalinstitute/beta/partner/erarta-museum. За это Эрарте отдельный плюс.

Но, конечно, онлайн-картинки не сравнятся с живым посещением музея, которое я вам горячо и рекомендую.

Всю информацию о музее и режиме его работы можно найти на сайте http://www.erarta.com/.

Благодарю за экскурсию Галину Жушман, сообщество spbblog  и лично redirupdate.

арт, Эрарта, ВО, куда пойти, музей, искусство, куда пойти с детьми

Previous post Next post
Up