"Развод" по соглашению сторон: о жизни Литейного моста

Jul 12, 2016 21:28


Литейный - второй (после Благовещенского) постоянный мост Петербурга. Он, возможно, не столь привлекателен для туристических открыток, нет ярко выраженного профиля, но, как мне кажется, своей неброской элегантностью - вполне настоящий петербуржец. Элегантность тут ключевое слово. Её, полагаю, непросто добиться при создании таких титанических, особенно для своего времени, конструкций.  И не только для своего: на сей день Литейный - обладатель самого тяжелого разводного пролета в мире.








(Пр)ославился мост, правда, не из-за технических деталей, а благодаря(?) акции арт-группы "Война", поднявшей при помощи Литейного фаллос для расположенного напротив кгбшного "Большого дома". Надо заметить, что после техничной акции "Война" даже получила премию в области современного искусства"Инновация", финансируемую Минкультом(!). Где теперь тот минкульт? А ведь это было всего 5 лет назад.
10 минут проведенных у подножия поднятого моста не дадут соврать - из приоткрывшегося окна подъехавшего заниженного Мерса. донеслась история именно про "Войну", после чего авто с нарушением правил отбыло в дальнейший ночной маршрут. Конечно, "военный" фаллос - далеко не главная деталь в жизни моста, но так работает сегодняшнее инфопространство.
Узнать, как работает мост  - можно  спустившись через небольшой лючок (естественно, по предварительному согласованию) в одну из опор у разводного пролета.


Еще немного об истории моста. Даже предистории: еще задолго до капитальной конструкции тут действовала переправа в Швецию. В 1869 году встал вопрос о наведении нового моста через Неву. Тогда Литейный выиграл в конкурсе очередности у Троицкого. На проект моста тоже был конкурс - выиграла его английская фирма Вестминстер (по тому проекту мост должен был разводиться с обеих сторон).

Впрочем, через пару лет проект был забракован специальной комиссией и заказ на проект моста был отдан предпринимателю и мостостроителю А.Е. Струве. По странному стечению обстоятельств Аманд Егорович  также был и членом комиссии. Вот такое вышло импортозамещение. Правда не до конца - согласно контракту, при сооружении моста требовалось использовать железо экспортированное токмо из Англии или Германии. Это тоже странная деталь - к тому времени уже делали качественное железо и в России, его использовали, в частности, и при строительстве ранее сооруженного Николаевского (ныне Благовещенского) моста. Тем более, что одним из аргументов в пользу проекта Струве было удешевление стройки. В итоге мост обошелся в 2 раза дороже сметы разработанного проекта, и в 1.5 - сметы английского варианта.



Сдали мост через 4 года после закладки, с отставанием от графика всего лишь в один месяц. По современным меркам это скорее опережение, да и по прежним, возможно, тоже. Во всяком случае Струве был пожалован чин генерал-майора. Награждены были и инженеры. Не всем при строительстве моста так повезло. Подводные работы шли через кессоны - это грубо говоря, как банку погрузить в воду горлышком вниз и таким образом получить у дна воздушное пространство. Если вы пытались так сделать с банкой - то представляете как непросто её удерживать. Добавьте эффект масштаба.

Короче говоря, не все кессоны выдержали нагрузку. При первой аварии погибли пятеро, при второй - 29 человек. 20 тел, оставшихся в иле, заполнившем кессон, извлекли только через год после аварии. В оправдание надо заметить, что в районе моста Нева достигает максимальной глубины - 24 метра. Возможно поэтому, согласно легендам, этот мост облюбован самоубийцами (эта информация не содержит предложение, просьбу совершить самоубийство, наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы, выражение положительной оценки, либо одобрение совершения самоубийства, наличие объявлений о знакомстве с целью совершения самоубийства и др.).



Так или иначе, согласно утвреждению главного инженера моста, те, кто попадает в воду под пролетом, сознательно, или в результате несчастных случаев - уже не выплывают. Кроме глубины виной тому и завихрения воды - то ли из-за массивных опор, то ли  от здешнего изгиба Невы. Во многом работа инженера на дежурстве как раз и состоит в не совсем инжерном занятии - оградить мост от контакта с несознательными элементами.

В 1966-67 годах мост был модернизирован. Из самых заметных изменений - старый поворотный разводной пролет заменен на раскрывающийся. Его конструкцию мы еще подробно рассмотрим. После усиления мост должен был выдерживать переброску военной техники, что и было проверено на испытаниях с фото ниже:


Со временем контроль за состоянием мостовых механизмов компьютеризировали:


Пульт управления:


Собственно главная сложность в организации подъема моста - перекрыть поток автомобилей и пешеходов, норовящих проскочить.



Наверху контролем занимаются охранники, внизу - механики, при помощи мониторов на фото выше. Сама разводка выполняется  нажатием нескольких кнопок и занимает всего две минуты.

Рука русалки, отвалившаяся, по всей видимости, после недавнего ДТП, когда финский туристический автобус вытолкнул незадачливый Рено на ограду.


Немного о чугунной решетке перил - она, в отличии от самого моста, считается памятником регионального значения.На решетке русалки держат картуш - т.е. щит с гербом (Петербурга, разумеется).



Также присутствуют морские гады:



Решетка живет с мостом с самого его рождения, сохранена она и после реконструкции моста. При этом перила разводной части заменены на алюминиевую копию. Даже с таким облегчением вес пролета составляет 3225 тонн.

Спускаемся в "противовесную" - пространство,куда при разводке опускается скрытая часть пролета:


Эта скрытая часть короче открытой и весит около 2000 тонн:


Мост изнутри:


Механизм поворота держится на подшипниках, благодаря балансу между задней и передней чстью моста усилие для открытия требуется относительно небольшое. Оно передается от двигателей на гидравлические колонны - 4 колонны с одной стороны толкают пролет, а с другой, соответственно тянут.

Резервные двигатели:



Основные двигатели:




Раньше вместо двигателей использовалась сила восьми рабочих.



Бинокль и рация:


Начинается развод моста:




Мост разведен до максимального угла - 67 градусов:


Красный сигнал светофора - для всех судов, которые могут пройти под неразведенным мостом. Запрет, впрочем, их не останавливает - приплывают без разрешения перед разводом, показывают мост туристам.



Хорошо еще, если идут согласно разрешенному направлению движения (сначала проходят все суда вверх по течению, потом в обратном направлении). Некоторые безумные катера с риском для своей и чужой жизни игнорируют даже это правило.



50-метровый пролет массой 3225 тонн поднят в воздух:


Толкательные колонны, вид сверху:



Вид снизу:










Трамвайные провода и рельсы, как видите, не помеха разводке - они просто размыкаются:














За ограждение без разрешения не пускают, а те, кого все-таки пропустили - получают заслуженную порцию ненависти от ожидающих сведения моста.



Время разводки Литейного моста -  с 1.40 до 4.45.



В это время уже никто никуда не спешит, и атмосфера становится романтичной:




Тем временем небо начинает светлеть - белые ночи прорываются сквозь облака:






При постройке моста он был оборудован т.н. "свечами Яблочкова" - угольными электрическим лампами усовершенствованной конструкции.

Это изобретение, вытесненное лампой накаливания Эдисона прожило недолгую, но яркую (как и положено лампам:) жизнь. Новинка, представленная Павлом Яблочковым публике в 1876-м вскоре завоевала Париж, Лондон и весь мир. А вот в России лампы Яблочкова не очень прижились - отчасти, из-за лобби газовщиков, не желавших конкуренции газовым лампам. Каждая лампа-свеча работала полтора часа, после чего менялась на новую. Для своего времени это был отличный показатель. Вскоре были придуманы и механизмы по автоматической смене ламп.



Павел Яковлевич Яблочков, проведя в Париже больше десяти лет и став там автором еще нескольких изобретений, все же решил вернуться в Россию. Он выкупил патенты на свои изобретения за миллион рублей -  всё свое состояние. Родина приняла изобретателя с прохладцей, спросом он тут не пользовался. Здоровье Яблочкова было подорвано опытами - легкие обожжены хлором, сам он чуть не погиб при взрыве батареи. Разболевшись, Павел Яковлевич переехал из Петербурга в родной край - Саратовскую губернию, где вскоре и скончался в возрасте 46 лет (1894). Его могила была вандализирована в 1930-х, а снова вспомнили о Яблочкове к 100-летию со дня рождения, в 1947-м. В 1952-м году в рамках борьбы с космополитизмом на Петроградке в улицу Яблочкова была переименована улица Эдисона. До Эдисона эта улица называлась Грязной, а также Слаботочной - из-за расположенного электротехнического завода "Гейслер и Ко" (ныне памятник архитектуры).

Прошу прощения за небольшое отступление, к нынешнему освещению моста Яблочков, конечно, отношения не имеет.



Благодарю за приглашение СПб ГБУ Мостотрест и проект #блогерыразводятмосты, а также spbblog и лично upsya и nau_spb! Привет сообщникам: pantv unis tivir. Спасибо Таксовичкофу за оперативную доставку домой:



арт, Нева, мосты, как это сделано, достоприм, Литейный, история

Previous post Next post
Up