Человек и пароход: мюзикл "Ленька Пантелеев" в ТЮЗе

Feb 26, 2016 14:44


Лёнька Пантелеев, он же Пантёлкин, знаменитый петроградский налетчик неспроста взял более благозвучный псевдоним. Была у Лёньки тяга к эффектности - любил подпустить театральности и шику в свои изысканно поставленные ограбления. Его личность не впервые привлекает внимание творцов, но действительно, после знакомства с судьбой "героя", именно мюзикл выглядит довольно логичным форматом для вольного байоспека.

Хоша Рассея не Америка и культуры мюзикла у нас нет (не тот менталитет зрителей, не тот профессионализм актеров), но - в "Пантелееве" сошлись звезды не только яркие, но и весьма экстравагантные. Получилось эдакое АХЕ на стероидах - такое же полное неожиданностей шоу как у инженерного театра АХЕ , только с куда большим размахом и экспрессией. Собственно, почти половина театра АХЕ в лице (и руках) Павла Сенченко в постановке отвечает за работу художника.



Ну а плотности и насыщенности повествованию придает именно слаженная работа всей команды. Даже режиссера тут два, оба довольно видных: Максим Диденко (он же хореограф родом из  Derevo - пластического театра Антона Адасинского) и Николай Дрейден. Великолепно поработали драматург и любитель Хармса Константин Федоров и композитор Иван Кушнир, аранжировавший песни 20-х годов так, что звучат они более чем современно. Помогает звучать живой джаз-бенд с фронтменом-контрабасистом Сергеем Азеевым, который, недалеко отходя от кассы контрабаса играет и роль лучшего друга Пантелеева, и даже роль, в некотором роде, конферансье (и, всё-таки, кассы).



Главные роли с полной выкладкой исполнили Илья Дель и Дарья Румянцева.



Мрачным украшением спектакля послужила Гала Самойлова, исполняющая роль смерти, или как указано в программке - "Черного капитана" .



Перечисленные артисты - не ТЮЗовские, а приглашенные. Хоть театр и сам полон талантов, но решение справедливое, учитывая не только актерскую но и музыкально-пластическую нагрузку.



И несмотря на то, что команда собрана из ярких и очень разных игроков - главное достоинство, повторюсь, именно командная работа. Этот же принцип неявным образом формирующий ткань спектакля, в явном виде работает и на сцене. Сам персонаж Пантелеева не столько солирует, сколько является основой для раскрытия массы других, не менее ярких, каждый из которых можно назвать большой актерской удачей.



Работа очень слаженная, но не выглядит предсказуемо, большой корабль-мюзикл движется так свободно и смело, что порой захватывает дух.



Немного о личности самого Лёньки Пантелеева. Он явление не исключительное - тогда, во времена НЭПа (время контрастов - подходящий материал для мюзикла опять же), люди привыкшие побеждать вдруг увидели не совсем то, за что боролись во время гражданской войны. Иные бойцы революции, сложившие было оружие, но не готовые к мирной жизни переквалифицировались в грабителей, в очередной раз "экспроприировавших излишки" у тех, кому улыбнулась новая экономическая политика.



Есть мнение, что криминала могло бы быть и больше - но многие сорвиголовы (вплоть до Чапаева и иже с ним) полегли на многочисленных внутренних фронтах, иссекавших страну. Качества и темперамент и революционерам и у грабителям нужны похожие - смелость, инициативность, склонность к импровизации. Небезысвестный Котовский переквалифицировался в комиссара именно из налетчика, ну и конечно, он был не один такой. Не один был и Пантелеев - с 17 лет добровольный красноармеец, а после - чекист, попавший под сокращение. Не один, но именно его преступления больше всего пиарила пресса в период НЭПа и прилагавшегося к нему бандитизма. Возможно, бывшая служба в ЧК также помогала Лёньке методично уходить от возмездия и заслужить славу неуловимого (такую, что его труп для развеяния сомнений экспонировали в морге больше недели). Помогало и то, что он был в некотором роде идеалист - до поры до времени обходился без убийств, отчислял с награбленного на благотворительность, имел репутацию благородного преступника.Дарья Румянцева в роли Полины Пичугиной




Однако ставки повысились после того как Пантелеевым была, по стечению обстоятельств, пролита  кровь. После первого убийства их последовала целая череда, занесло Пантелеево до того, что даже милицию он хотел затерорризировать. Тотальная охота на Пантелеева не сразу дала свои плоды, да и взял его (мертвым), в некотором роде случайно, на квартире у проститутки молодой боец ЧК Иван Бусько (после чего был "сослан" на Сахалин).
 

Не претендуя на точность, мюзикл где-то повторяет настоящие обстоятельства жизни Пантелеева, где-то подменяет их на более драматичные или эффектные.



Это, разумеется, не может вызывать никаких претензий, хотя естественное желание высветлить и романтизировать главного героя, вроде его обсессии о светлом будущем на пароходе - пожалуй и самое слабое место в драматургии.  Зато визуально, без сомнения, параход отработал на отлично (еще раз спасибо художнику спектакля - АХЕевцу Павлу Сенченко.



Неизвестно для чего авторам хоть и не на материале сегодняшнего дня, но предельно современного спектакля понадобилось (при переполненном зале) кокетничать о невостребованности (дошло даже до запевания про Лабутены, слава богу, подсадной уткой из зала). Ну, впрочем, это мелочи, которые я, вслед за авторами ввожу, чтобы картина моего одобрения не была такой уж однозначной.

Гример Пичугиной для последних эпизодов явно вдохновлялся образом Джокера


В целом же, несмотря на сложную тему и жанр спектакль не только потрясает, но и оставляет хорошее, доброе послевкусие.

Да. Хорошее. Доброе. Серьёзно! Это примерно то чувство, когда весело танцуешь у виселицы.

За приглашение благодарю mikheevaksenia и Театр юного зрителя, чью афишу вы всегда можете найти у них на сайте: http://tyuz-spb.ru/afisha.html

Чтобы не пропустить Пантелеева - явление масштабное, а потому не слишком частое - можно также подписаться на группу спектакля.

Все посты на спектакли ТЮЗа

Все театральные посты

АХЕ, Ленька Пантелеев, театр, музыкальное, ТЮЗ, куда пойти, мюзикл

Previous post Next post
Up