Суда наши тяжкие: экскурсия по Онежскому судостроительному заводу

Dec 26, 2015 02:30



Новая история Онежского судостроительного завода началась совсем недавно. Летом 2015 года предприятие стало работать на нового собственника: госмонополию "Росморпорт", управляющую, как понятно из названия, всеми отечественными портами. А до этого, в 2012-м, после двухлетней борьбы, компания была обанкрочена, только собственным рабочим задолжав десятки миллионов.

2.


Оборудование банкрота чуть было не распродали на металлолом, но господдержка в лице "Росморпорта" пришла вовремя. Характерно, что работники, вновь пришедшие на завод до сих пор судятся с прежними владельцами. С 90х годов у компании и связанного с ней Беломорско-Онежского пароходства довольно непростая история - в статьях об этом периоде упоминаются иностранные капиталы, коррупция, рейдерский захват и даже убийство. Где-то фигурирует ленинградец и "карел" Нелидов, 2 года продержавшийся на посту губернатора Карелии, а недавно снятый за взятку со своего "почетного" места в Кижах. Ну, впрочем, это отдельная история. Вернемся к заводу, у которого, с новым владельцем, по всей видимости, наконец наступили хорошие времена.

Не буду особо демонстрировать свои скудные знания в судостроении, а просто предлагаю насладиться заводской и портовой романтикой.

3. Тематическая инсталляция у проходной

Завод расположен на берегу Онежского озера, имеет таким образом выход к ВолгоБалту, Беломорканалу и российским морям - Балтийскому, Черному, Белому и т.д. С 2002 года здесь производились 108-метровые сухогрузы, дедвейтом (грузоподъемностью, грубо говоря) 5400 тонн. Средний автомобиль, напомню, весит тонну с небольшим, ну а по меркам сухогрузов это вполне себе мини-класс.

4. Вид в сторону Онежского озера

5. Ничто человеческое не чуждо мастеру завода


6. Изначально (с 1944) завод был только судоремонтный


Полный цикл по строительству судов завод начал выполнять только в 2003 году. Мощности завода позволяют строить суда длиной до 140 метров и весом до 2300 тонн. Собственно, это ограничение слипа - судоподъемного сооружения, которое может вместить до четырех крупных судов.

7. Молодой специалист сверлит деталь


8. Всюду мерещатся контуры кораблей


9. Перерыв на рабочем месте


10. Корпус будущего судна


11. Некоторые плавсредства нашли на верфи, кажется, последний приют (и уже, таким образом, не плав)


12. Раздельный сбор


13. Козловые (ударение на Ы) краны КСК родом из Запорожья


14. Слева - крытый эллинг (гигантский ангар то есть, этот же термин использовался для дирижаблей) справа - цех


15. Слева - судно местного производства по проекту DCV33, разработанному в Одессе и оптимизированного для морского перемещения грузов вдоль берегов Евросоюза


Один из подобных кораблей назван в память Дмитрия Варварина - "нетипичного" бизнесмена, убитого президента концерна "Орими", среди прочих активов и бывшего крупнейшего акционера Беломорско-Онежского пароходства. Вдова Дмитрия, Марина Варварина - хозяйка музея Эрарта.

16. Буксир-толкач (да, толкач) "Стальной", построенный в Петербурге, работает в основном на ВолгоБалте, предназначен для работы с баржами грузоподъемностью 4300т

17. Цех


Конечно, в свете курса на импортозамещение любое отечественное производство становится актуально. И сам завод надеется заместить импортные  детали и оборудование. Ну а пока используются немецкие двигатели MAN и технологии турецкой Damien Shipyards. Проектированием судов занимается нижегородское КБ Алексеева.

18. Лоцманский катер

19. Здесь могла бы быть ваша реклама средств для похудания


20. Бригадир


С приходом РосМорПорта (уже влившего заказов на 2 миллиарда и 3 года) компания переориентировалась на строительство служебного флота, обслуживающего порты. Недавно поступили сведения о финском заказе на дноуглубительную (что тоже востребовано в портах) технику. Планируются к производству катеры и шаланды, 23 и 54 м длинной соответственно. Вы наверное не привыкли к тому, что катер бывает длиной с семиэтажный дом, ну и я тоже.

21.


Предприятие испытывает кадровый голод, оно и понятно, специалистов немного, а после закрытия завода (перед этим был закрыт и другой местный судостроительный завод - "Авангард") количество профессионалов в городе стало уменьшаться. Но над кадровым вопросом работают, привлекают рабочих и специалистов из других городов, обеспечивают их общежитиями и прочими смягчающими переезд обстоятельствами. Планируется увеличить число сотрудников вдвое - до 750 человек.

22.

23.


24. Работа непростая, но и зарплаты, особенно для Петрозаводска, достойные


25. Скоростной катамаран "Капитан Корсак"


В 2005-м это судно начало было сообщение между Петербургом и финляндской Коткой (заявленное время пути - 4.5 часа). Финская сторона даже построила под это специальный терминал. Но, из-за плохой организации и маркетинга перспективный маршрут был быстро закрыт.

26. Как заправляют пароходы? Совсем не так, как поезда


27. Рыболовецкое судно СРБ 42


28. Пассажирское судно


29. На заводе готовы к новому году


30. Заводом больше 10 лет (с перерывом на закрытие) руководит Владимир Майзус. У Владимира Борисовича большой опыт в тяжелом машиностроении - занимался этим еще в Мариуполе, который по старинке называет Ждановым.


30. У завода серьезные покровители (искуственная чайка в их число не входит)


После выхода завода на полную мощность верфь будет выпускать до 10 судов ежегодно. Будем надеяться, что судьба завода наконец станет понятной и предсказуемой, и пожелаем ему счастливого плавания.

32. Чайки над палубой


Посещение завода состоялось благодаря пресс-службе Ленинградской АЭС в лице Светланы Афанасьевой. Отдельная благодарность - nau_spb. Также рекомендую пост о визите на Петрозаводскмаш - завод, изготавливающий оборудование для "РосАтома".

Петрозаводск, производство, фото, карелия, водное

Previous post Next post
Up