На днях закончилось расследование по делу о крушении Як-42, в котором погибла ярославская хоккейная команда "Локомотив". Единственный обвиняемый - замгендир "Як-Сервиса". Прокуратура просит 6 лет колонии.
При столкновении самолет развалился на 2 части. Хвостовая часть упала в воду. Теперь она лежит за колючей проволокой у летного поля ярославского аэродрома "Туношна". Снимки из этой записи сделаны в июле 2015. Катастрофа произошла в сентябре 2011 года, т.е. останки лежат без малого 4 года. Какова же их дальнейшая судьба?
1.
Вопрос этот по закону должна решать авиакомпания-собственник. Самолет принадлежал государству, правом пользования обладало НПЦ Хруничев. "Хруничев" выпускает ракеты-носители "Протон", особенно печально прославившимися после запуска в июне 2013, когда "кажется что-то пошло не так" в прямом эфире. В целом из 404 запусков ракет такого типа (с 1967г.) 49 провалились.
Як-42 был передан в лизинг авиакомпании "Як-Сервис". Кстати, еще в 2009 году имено эта авикомпания была признана самой небезопасной среди летающих в Европу. После катастрофы компания переименована, далее следы её несколько теряются, возможно эти же люди до сих пор в бизнесе (
подробнее). Любопытно, что акционером компании является некто Максим Чуканцев, на которого зарегистрировано ни много ни мало 147(!) компаний, т.е. однозначно фиктивный персонаж.
2.
Общий авиапарк компании - около 10 самолетов. После крушения Як-42 Медведев заявлял что стоит закрыть все небольшие авиакомпании, для безопасности. Не знаю, было ли предложение Дмитрия Анатольевича более осмысленно, чем другие его инициативы,
но авиакомпании такие по-прежнему существуют. Дмитрий Медведев, кстати, прибыл на место трагедии в числе первых "первых" лиц - тогда еще в статусе президента. Он был на проходившем в Ярославле экономическом форуме. Выдвигались версии, что самолет не смог набрать нужную высоту из-за тесноты на аэродроме, созданной самолетами вип-гостей форума. Впоследствии информация не подтвердилась.
3.
Так или иначе, вряд ли пилотов и пассажиров пролетающих самолетов сильно мотивирует подобное напоминание о авиакатастрофе. Напомню, хвост самолета вытащили из притока Волги после столкновения на высоте 5-6 метров. Погибло 44 человека - экипаж самолета и члены хоккейной команды "Локомотив", летевшей в Минск на чемпионат хоккейной лиги.
При падении уцелело два человека, хокеист Александр Галимов и радиоинженер Александр Сизов. Оба сели в последний ряд и не пристегнулись, благодаря этому при крушении были выброшены в воду.
25-летний Александр Галимов, несмотря на ожоги более 80% тела, сумел добраться в сознании до первыми прибывшими на место трагедии сотрудников полиции, патрулировавших Волгу на катере в 300 метрах от места падения. Из московской клиники, куда его доставили самолетом МЧС он успел пообщаться с женой и отцом. Несколько дней спустя Александр скончался.
Почти 50-летний Александр Сизов "отделался" 15% ожогов и переломами - и выжил. Теперь он работает в конструкторском бюро им. Яковлева в подмосковном Жуковском. Жуковский знаменит своим авиасалоном МАКС, но Александр на них не ходит.
4.
В числе погибших - хоккеист Юрий Урычев, освобожденный от игры из-за травмы, но решивший поддержать команду. Три человека чудом избежали катастрофы. В качестве замены травмированного Александра Калянина должен был лететь нападающий Максим Зюзякин, но так как Калянин оправился быстрее, решено было Зюзякина не брать. Опоздал на рейс генеральный менеджер "Локомотива" Юрий Лукин.
Не полетел этим рейсом и тренер вратарей финн Йорму Валтонен - он остался в Ярославле для тренировки молодежной команды. Были в команде и другие иностранцы, в том числе и главный тренер - канадец Брэд Маккриммон. "Локомотив" занимал позицию одной из сильнейших команд страны и мог позволить себе приглашать легионеров. Кстати, он был первым российским клубом пригласившим иностранца в качестве тренера.
5.
Некоторые эксперты вообще считают странным столь тяжкие последствия после зацепления за вышку - дескать, Як-42 - самолет довольно прочный, а антенна маяка - не самое капитальное сооружение. Например, в 2013 году в Казани столкнулся с антенной курсового маяка пассажирский самолет. Никто из 220 пассажиров не пострадал. Зафиксированы незначительные повреждения.
Так или иначе - все-таки столкновение с вышкой маяка послужило причиной крушения. А одной из основных версий причины столкновения стала несогласованность команды. Не смогли договориться капитан и второй пилот. Оба были опытнейшими летчиками, но почему-то в опасной ситуации один принял решение газовать, а второй - тормозить.
6.
В результате противоречивых инструкций самолет взлетел, но смог набрать нужную высоту. При этом упоминается что второй пилот считался в команде более авторитетным чем капитан. Впрочем, следует это только косвенно из переговоров, дело в том что нажатия на педали тормоза не фиксируются черными ящиками. Самих пилотов, понятное дело, спросить теперь невозможно, а значит и виноватых не сыскать.
Будем надеяться, что это напоминание под открытым небом кого-то убережет от подобных трагедий в будующем.