Этот день настал. Руководство РЖД покончило с попытками запрещать фотографировать на вокзалах. Формально говоря - фотографировать закон не запрещал там и раньше, однако же подобные попытки как правило приводили не к красивым снимкам, а к долгим, в лучшем случае, препирательствам с охраной. Теперь же, даже если охрана и запамятует о новых инструкциях спущенных свыше - её всегда можно подвести к одному из многочисленных зеленых стикеров на стенах, гласящих - "Фотографировать разрешено". Что же было делать в такой чудесный день? Конечно, прогуляться по одному из красивейших вокзалов Петербурга, да и вообще, герою окола 150 кинофильмов - Витебскому вокзалу. К тому же - его совсем недавно освободили от хронических лесов.
С охраной столкнуться все же придется - на входе "контртеррористы" борются с "террористами".
Ну, будем надеяться, здравый смысл возобладает и здесь, ну а пока пройдемте дальше. Тут по-прежнему много полиции:
Раритетные лавки:
О вокзале нам рассказывала чудесная Марина из "Петербурга глазами инженера" (ссылка в конце):
Мы в главном помещении Главного фасада - гигантском вестибюле (высота более 20м):
Тут превосходно устроено естественное освещение:
Парадная лестница:
Настенные украшения:
Меркурий - бог торговли и путешествий:
Витражи:
Для своего времени вокзал 1904 г. постройки (речь о современном его здании) был очень прогрессивен. Передовая архитектура воплотилась в стиле модерн. В петербуржском модерне преобладает т.н. северный, который строго говоря - не совсем-то и модерн. Ну а на Витебском представлен модерн западноевропейский. Много было и передовых технических решений - как-то: лифты (которые зато в 21 веке никак не могут наладить) или обилие электрического освещения:
Сегодня, несмотря на масштабные работы по реставрации на вокзале остаются следы упадка:
Что не отменяет великолепия интерьеров:
На втором этаже - зал ожидания второго класса:
Билетные кассы оборудовали, кстати, электронной очередью (о, спасибо тебе и за это, Чемпионат Мира):
Если вас не насторожит характерный запах - можно подкрепиться перед поездкой в столовой "Комфорт":
Неподалеку находится основной маршрут на второй этаж. Почему поезда отправляются со второго - чуть попозже, а сейчас еще раз отмечу, что, увы, то, что было под силу сделать в начале 20 века, в наши дни почему-то никак невозможно - поэтому все чемоданы тащатся именно по этой лестнице:
Это мы были в восточном фасаде - том, который со стороны м. Пушкинская.
Вход же в вокзал сейчас осуществляется через зал ожидания первого класса (его вы видели в начале поста). Традиционно, гениальные административные умы не могут совладать даже с тем, что хорошо работало два века назад - например, осуществлять вход таки через вход главного фасада. Мы, пользуясь приоритетом все-таки заглянули в "предбанник" (простите за термин, архитекторы)))) закрытого главного входа, где встретили чудный "кафель" (простите за термин, декораторы))))
Идет реставрация ресторана для пассажиров первого класса (не работающего с 2003го):
В примыкающем зале уже можно пошариться - и найти немало интересного:
Чтобы выключатель не выбивался из стиля - его изящно декорировали златом:
Электропривод люстры (сегодня - что бы вы думали - не работает):
И в те давние времена продвинутые архитекоры задумывались о легалайзе Зеленый цвет, растительный мотив - модерн как он есть:
На стенах зала - картины о его, Царскоселького вокзала, домодерновой истории:
На картине ниже, в карете на платформе если не ошибаюсь, изображен царь-батюшка. В реальности такого быть не могло - царские особы садились подальше от трубы, дабы не закоптиться, ну а для красоты композиции художник позволил себе такую вольность:
Вид из окна на Введенский канал:
Да, канал засыпали уже давно, в 60х годах прошлого века, ну а свежий след - это от срытого недавно мерзкого павильончика, ура.
Перемещаемся в залу, отведенную некогда под царские нужды, а теперь - под начальственные.
В коридоре имеется любопытная доска почета - и тоже не без золота:
Световой зал, соединяющий залы ожидания с дебаркадером:
Фотографировать, напомню, разрешено:
Чем некоторые гости пользуются даже весьма активно:
Наша же гид пропела целую оду клепаным конструкциям вокзала, которую не берусь воспроизвести, но очень рекомендую в оригинале. Красота, увы, обезображена поверх краской, которая, к тому же вредна, для нуждающегося в "дыхании" чугуна:
Переместимся на дебаркадер:
Его изумительная красота не оставила равнодушной и кинематографистов - тут снимались (а процитирую-ка я википедию):