Документальный спектакль "Топливо" не предлагает ничего, что смотрелось бы необычно в заявленном жанре. Тем большей неожиданностью остается его вдохновляющий эффект. Отчасти можно объяснить это самим героем спектакля - Давидом Яном, айти-предпринимателем, автором Абби Лингво и Файнридера, а также массы других, разной степени безумия проектов. Но, собственно, "истории успеха" мы встречаем в большом количестве и вне этого спектакля.
Так в чем же причина успеха самого "Топлива"?
Исполнитель главной и единственной роли - нарочито неэмоционален, не отыгрывает, не иллюстрирует, не интонирует, просто произносит текст. Даже больше чем просто произносит, он его механически воспроизводит. Это, впрочем, пожалуй и сложнее для актера, в этом есть даже некоторая смелость, выдвигающая смысл текста вперед его формы. В финале постановки наконец стреляет и прием с механической речью - часть текста произносится действительно машинным образом.
Таким образом, в традиционном смысле это и ролью-то не назовешь - нет тут актерской игры. Но есть игра другая. Вполне в духе Давида Яна, который, кроме всего прочего, питает большую страсть к флешмобам. Ведь главная составляющая флешмоба, его суть - это остранение. И тем сильнее эффект остранения от действия, чем более обыденен фон.
"Сдвиги" возникают в самом тексте пьесы (которая, по вербатим-технике - просто записанная речь). Ян (устами актера) обращается к слушателю и предлагает нечто вроде упражнения на осознание происходящего. По ходу пьесы появляются новые, небольшие сдвиги - то раздваивается на оригинал и копию голос, то изображение актера. Все указанные пути ведут к пониманию "топлива" - того, что заставляет двигаться. Вечным топливом Яна оказывается желание остаться во времени - при помощи своих творений.
Конечно, стоит отвлечься от техники спектакля и еще раз обратить внимание на вдохновляющую давинчиевскую фигуру самого Давида Яна. На его примере мы видим что дар визионера - это не только дар, но бесконечная работа над его подгонкой к реальности. Действительно, кроме выстреливших творений Яна, есть и такие, которые просто опередили время, вроде карманного компьютера Сайбико (который опережал его в двухтысячных, и мне кажется про этот протопалм можно написать отдельную пьесу).
Тем, кто уже добрался до спектакля, советую перечитать сам текст пьесы на
http://www.forbes.ru и дополнить его другими материалами, например:
http://secretmag.ru/longread/2015/11/13/david-yan/Минимальными средствами в полной мере передать дух творца и предпринимателя удалось режиссеру Поп-ап Театра Семену Александровскому, драматургу Евгению Казачкову (автора еще нескольких вербатим-пьес о выдающихся личностях) и исполнителю главной роли, обаятельнейшему Максиму Фомину.
Спектакль был показан на сцене площадки "Скороход", давно заслужившей репутацию важного пространства для современного театра (особенно пластического).
Сайт Скорохода:
www.skorohod.me PopUp Театр вконтакте Благодарю за приглашение
mikheevaksenia и
spbblog!