У гуманистов мира сего опять обострение. В этот раз почве выставки Яна Фабра в Эрмитаже под названием "Офицер Рыцарь отчаяния. Казак Воин красоты". Этот художник среди прочего работает с препарированной плотью животных. Ну и у многих бомбануло. Мочу, правда, не разливали. Не рискнули "казацко-офицерские" смельчаки. Но возгласов раздавалось много. Также высказалось и РПЦ, как главный эксперт в современном искусстве и, одновременно, поклонению плоти.
А Эрмитаж тем временем добился возвращения полицейской охраны в количестве 60 постов (таковая охрана была до 2015 года у всех госмузеев, потом ее отменили). Кроме того, памятуя о лучшей обороне, руководство музея пригласило искусствоведов от сохи, вроде меня, на тестовую экскурсию "Страхи и фобии Эрмитажа". Чтобы продемонстрировать, что тлена, отчаяния и прочего vanitas в экспозициях музея хватает и без Фабра. И насколько это всё органично и достойно быть именно музейными экспонатами, и именно Эрмитажа, а не Кунсткамеры. Пройдемте.
Удивительное чувство - пройтись по пустым коридорам Зимнего дворца. Приходите пораньше, будет и вам счастье.
Но вот куда смотрит общественность, кстати?:
ЭТО ЖЕ МОГУТ ВИДЕТЬ ДЕТИ!!!
Ладно, про пиструнчики в следующих выпусках нашей программы. Сейчас вопрос о допустимости в музеях живой (некогда) плоти, чем так всех неожиданно шокировал бельгийский художник, использующий в своем арсенале чучела животных.
Начинаем с основ - отправляемся в зал с древностями, среди которых остатки т.н. Пазырыкской культуры. Остатки и останки эти сохранились на территории Казахстана и Алтая с самого железного века (VI-III вв. до н. э.) благодаря климатическим условиям и погребальным курганам, функционировавшим в качестве круглогодичных холодильников. Чем больше курган (а значит знатнее его обитатель) - тем лучше сохранялась внутри вечная мерзлота и курганово содержимое. Таким образом лучше всего сохранились пазырыкские богачи, как и другие богачи, любящие себя украшать, в том числе и после смерти.
Украшали не только себя, но и транспортные средства. Вот например посмотрите на эту лошадь в маске лося:
Надо заметить, что вот это синее на морде - не просто так, а фигура леопарда "терзающего" морду самой лошади. Этот мотив был распространен, так лошадь как бы приносили в жертву богам, завоевывая их расположение. Возможно, пазырыкские лошадки не так уж были рады украшениям. Но раз уж их забивали на смерть хозяина, то и про такие мелочи, понятно, не спрашивали. А вот и целая забитая лошадь, неплохо для нескольких тысячелетий сохранившася.
Да, лошадиная мумия лежит в Эрмитаже десятки лет, так что Фабр со своими чучелками в этом свете вполнен невинен:
Ну что лошади, присуствует здесь и человеческая плоть с костьми. По ранним технологиям посмертные маски делали намазывая глину прямо на лицо покойника. В таком виде оно вместе с частями лица и сохранилось:
Как рассказал нам наш чудесный гид Павел Петрович Азбелев (также обладатель весьма аристократичного черепа) - мумифицировали в пазарыкской культуре в связи с пышными погребальными процедурами, которые могли длиться до полугода.
К черепу выше прилагается и татуированная (сажей) кожа того же персонажа. Она в свое время тоже вызывала жжение в области груди у иных поборников морали. Дескать, похоже на нацистские концлагерные забавы с татуированной кожей узников. Действительно, похоже, но однако же не менее действительно и то, что кожа эта является важнейшим памятником истории и культуры. Ведь это одна из древнейших сохранившихся татуировок:
Татуировки набивались не абы какие, а специальные - "прокачивающие" соответствующие части тела.
На плече расположен лев - для храбрости, на ногах - козлы (это чтобы быстрее бегать), и так далее.
Татуировка эта имеет не только противников, но и ярых фанатов . Такие даже набивают подобное на себе, а некоторые даже добираются до Эрмитажа, чтобы их, копии, продемонстрировать рядом с оригиналом.
Оригинал, возможно, польщен:
Или нет.
Есть тут и маски, выполненные по более поздней технологии - на лицо намазывалась глина, потом снималась и уже этот слепок использовался как форма для заливки. В таком случае частей изображаемого на масках не остается.
Лица по-прежнему заслуживают внимания:
<
Еще немного разных удивительных лиц, расположенных по соседству, на этот раз уже слепленных не с натуры:
Лев тоже с непростыми щщами:
Заходим в другой зал, а там...
Матерь божья! Трупак в Эрмитаже! Казаков сюда срочно!
Ему еще и ноги сломали, живодеры!
На самом деле кости ног были сломаны грабителями кургана (случайно, видимо).
В остальном тело этого высокопоставленного древнего жителя прекрасно сохранилось. Поэтому и экспонируется в Эрмитаже - в качестве действительно уникального исторического образца. Сотрудники ласково называют мумию Андрюшей:
Кожа немного потемнела, но ученые ведь на то и ученые, чтобы исследовать столь редкий образец на полную катушку. Вот они просветили его толи ультрафиолетом, а то ли инфракрасным, ну главное что нашли на теле вот подобную татуировку. Т
Тут опять леопарды терзают бедных оленей, ну по-прежнему напоминаю не из-за особых живодерских склонностей древних людей, в магических целях.
Ну и немного отходя от "страхов и фобий" продемонстрирую еще несколько любопытных экземпляров, со слов нашего гида, супермегауникальных. Не имею оснований ему не верить, потому как Петр Павлович, не только чрезвычайно харизматичный сотрудник, но и определенно глубоко разбирающийся в вопросе. Впрочем, в Эрмитаже и не ожидаешь встретить иную квалификацию. Поэтому очень прошу всех лично - ДАЙТЕ ЭРМИТАЖУ САМОМУ РЕШАТЬ ЧТО ПОКАЗЫВАТЬ.
Лев:
Войлочные журавлики (очень уникальные!):
Ковер (очень уникальный!):
Еще ковер:
Флинстоун-телега (очень... ну вы поняли).
И еще пара увлекательных экспонатов, заставивших остановиться по пути ко второй части экскурсии "Страхи и фобии Эрмитажа".
Вторая и не менее увлекательная часть экскурсии происходила на следующем этаже Эрмитажа. Тут же экспонируются и непосредственно работы Яна Фабра. Об этом всем - в следующем посте.
Сердечно благодарю за приглашение
upsya и
spbblog!