Помни о смерти. "Страхи и фобии Эрмитажа"

Dec 11, 2016 22:47


У гуманистов мира сего опять обострение. В этот раз почве выставки Яна Фабра в Эрмитаже под названием "Офицер Рыцарь отчаяния. Казак Воин красоты". Этот художник среди прочего работает с препарированной плотью животных. Ну и у многих бомбануло. Мочу, правда, не разливали. Не рискнули "казацко-офицерские" смельчаки. Но возгласов раздавалось много. Также высказалось и РПЦ, как главный эксперт в современном искусстве и, одновременно, поклонению плоти.

А Эрмитаж тем временем добился возвращения полицейской охраны в количестве 60 постов (таковая охрана была до 2015 года у всех госмузеев, потом ее отменили). Кроме того, памятуя о лучшей обороне, руководство музея пригласило искусствоведов от сохи, вроде меня, на тестовую экскурсию "Страхи и фобии Эрмитажа". Чтобы продемонстрировать, что тлена, отчаяния и прочего vanitas в экспозициях музея хватает и без Фабра. И насколько это всё органично и достойно быть именно музейными экспонатами, и именно Эрмитажа, а не Кунсткамеры. Пройдемте.

Удивительное чувство - пройтись по пустым коридорам Зимнего дворца. Приходите пораньше, будет и вам счастье.



Но вот куда смотрит общественность, кстати?:



ЭТО ЖЕ МОГУТ ВИДЕТЬ ДЕТИ!!!





Ладно, про пиструнчики в следующих выпусках нашей программы. Сейчас вопрос о допустимости в музеях живой  (некогда) плоти, чем так всех неожиданно шокировал бельгийский художник, использующий в своем арсенале чучела животных.

Начинаем с основ - отправляемся в зал с древностями, среди которых остатки т.н. Пазырыкской культуры. Остатки и останки эти сохранились на территории Казахстана и Алтая с самого железного века (VI-III вв. до н. э.) благодаря климатическим условиям и погребальным курганам, функционировавшим в качестве круглогодичных холодильников. Чем больше курган (а значит знатнее его обитатель) - тем лучше сохранялась внутри вечная мерзлота и курганово содержимое. Таким образом лучше всего сохранились пазырыкские богачи, как и другие богачи, любящие себя украшать, в том числе и после смерти.

Украшали не только себя, но и транспортные средства. Вот например посмотрите на эту лошадь в маске лося:


Надо заметить, что вот это синее на морде - не просто так, а фигура леопарда "терзающего" морду самой лошади. Этот мотив был распространен, так лошадь как бы приносили в жертву богам, завоевывая их расположение. Возможно, пазырыкские лошадки не так уж были рады украшениям. Но раз уж их забивали на смерть хозяина, то и про такие мелочи, понятно, не спрашивали. А вот и целая забитая лошадь, неплохо для нескольких тысячелетий сохранившася.



Да, лошадиная мумия лежит в Эрмитаже десятки лет, так что Фабр со своими чучелками в этом свете вполнен невинен:



Ну что лошади, присуствует здесь и человеческая плоть с костьми. По ранним технологиям посмертные маски делали намазывая глину прямо на лицо покойника. В таком виде оно вместе с частями лица и сохранилось:



Как рассказал нам наш чудесный гид Павел Петрович Азбелев (также обладатель весьма аристократичного черепа) - мумифицировали в пазарыкской культуре в связи с пышными погребальными процедурами, которые могли длиться до полугода.




К черепу выше прилагается и татуированная (сажей) кожа того же персонажа. Она в свое время тоже вызывала жжение в области груди у иных поборников морали. Дескать, похоже на нацистские концлагерные забавы с татуированной кожей узников. Действительно, похоже, но однако же не менее действительно и то, что кожа эта является важнейшим памятником истории и культуры. Ведь это одна из древнейших сохранившихся татуировок:




Татуировки набивались не абы какие, а специальные - "прокачивающие" соответствующие части тела.

На плече расположен лев - для храбрости, на ногах  - козлы (это чтобы быстрее бегать), и так далее.



Татуировка эта имеет не только противников, но и ярых фанатов . Такие даже набивают подобное на себе, а некоторые даже добираются до Эрмитажа, чтобы их, копии,  продемонстрировать рядом с оригиналом.

Оригинал, возможно, польщен:



Или нет.




Есть тут и маски, выполненные по более поздней технологии - на лицо намазывалась глина, потом снималась и уже этот слепок использовался как форма для заливки. В таком случае  частей изображаемого на масках не остается.

Лица по-прежнему заслуживают внимания:

<










Еще немного разных удивительных лиц, расположенных по соседству, на этот раз уже слепленных не с натуры:






Лев тоже с непростыми щщами:



Заходим в другой зал, а там...

Матерь божья! Трупак в Эрмитаже! Казаков сюда срочно!



Ему еще и ноги сломали, живодеры!



На самом деле кости ног были сломаны грабителями кургана (случайно, видимо).

В остальном тело этого высокопоставленного древнего жителя прекрасно сохранилось. Поэтому и экспонируется в Эрмитаже - в качестве действительно уникального исторического образца. Сотрудники ласково называют мумию Андрюшей:






Кожа немного потемнела, но ученые ведь на то и ученые, чтобы исследовать столь редкий образец на полную катушку. Вот они просветили его толи ультрафиолетом, а то ли инфракрасным, ну главное что нашли на теле вот подобную татуировку. Т




Тут опять леопарды терзают бедных оленей, ну по-прежнему напоминаю не из-за особых живодерских склонностей древних людей, в магических целях.

Ну и немного отходя от "страхов и фобий" продемонстрирую еще несколько любопытных экземпляров, со слов нашего гида, супермегауникальных. Не имею оснований ему не верить, потому как Петр Павлович, не только чрезвычайно харизматичный сотрудник, но и определенно  глубоко разбирающийся в вопросе. Впрочем, в Эрмитаже и не ожидаешь встретить иную квалификацию. Поэтому очень прошу всех лично - ДАЙТЕ ЭРМИТАЖУ САМОМУ РЕШАТЬ ЧТО ПОКАЗЫВАТЬ.

Лев:



Войлочные журавлики (очень уникальные!):






Ковер (очень уникальный!):



Еще ковер:



Флинстоун-телега (очень... ну вы поняли).



И еще пара увлекательных экспонатов, заставивших остановиться по пути ко второй части экскурсии "Страхи и фобии Эрмитажа".












Вторая и не менее увлекательная часть экскурсии происходила на следующем этаже Эрмитажа. Тут же экспонируются и непосредственно работы Яна Фабра. Об этом всем - в следующем посте.



Сердечно благодарю за приглашение upsya и spbblog!

мумии, современное искусство, чучела, скандал, Ян Фабр, искусство, Эрмитаж

Previous post Next post
Up