Маршрут: Новоуральск (Свердловская область) → Ессентуки, Кисловодск (Ставрополье) → плато Бермамыт (Карачаево-Черкесия) → Домбай (Карачаево-Черкесия) → Даховская (Адыгея) → Судак (Крым) → Форос (Крым) → Феодосия (Крым) → Тольятти (Самарская область) → Новоуральск.
ВСТУПЛЕНИЕ
Удивительно, как устроен человек. После прошлогодней поездки по Поволжью я зарекся путешествовать по России автомобилем. Слишком уж выматывающей для меня и экипажа показалась поездка, несмотря на довольно скромный пробег в 3100 км. Бесконечные ремонты и пробки на федеральных трассах М5 и М7 отбили все желание ездить в сторону центральной России. Однако проходит год, и в мыслях нет ни капли сомнения, что отпуск мы проведем вновь в салоне лайнера компании Fuji Heavy Industries. Почему же так быстро все меняется в сознании? Возможно, негативные моменты или события во время путешествий спустя некоторое время теряют значимость и начинают восприниматься как приключение, делающее отдых разнообразнее. А возможно, подцепив случайно болезнь под названием «автопутешествие», уже невозможно излечиться от нее никогда. Если с вами всё-таки такое произошло, как со мной, то теперь вам придется хотя бы раз в год давать организму километры дорог и гигабайты новых мест, удовлетворяя жажду странствий.
Перейдем же непосредственно к путешествию. Маршрут был приготовлен за пару месяцев до выезда. Чтобы он был интересен для всех членов семьи, пришлось использовать разнообразные ингредиенты. Снежные вершины Эльбруса и ледники Домбая смешал с изумрудным разнотравьем горной Адыгеи, добавил соли Черного моря и посыпал сверху щепоткой известняка Жигулевских гор. Получился по-летнему освежающий коктейль из туристического отдыха, коротких пеших вылазок и торжественного возлежания на берегу моря.
Все места проживания по маршруту были заранее забронированы, за исключением ночевок на длинных перегонах. В последнем случае я набрал контактных данных гостиниц и частного жилья и с самого утра договаривался о приезде. Так мы избежали ненужной суеты в поисках жилья в интернете по ходу движения и блуждания в потемках по незнакомым населенным пунктам.
Ну что, пора попробовать вкус нашего горно-морского коктейля.
Новоуральск - Ессентуки (~2640 км).
Маршрут первого дня (1280 км):
Новоуральск → Орда → Чернушка → Куеда → Дюртюли → Чекмагуш → Выезд на М5 рядом с Восточное → Тольятти → Хвалынск (Саратовская область).
Выезд в 4.00, чтобы проскочить Пермский тракт без задержек. В отличие от прошлогоднего маршрута решил не связываться с переправой в Актаныш, а проехать через Дюртюли. Маршрут получается короче. Перед Чернушкой небольшой ремонт полосы со светофором. Проезжая полоса залита по традиции гудроном. От колеса впереди идущего авто вылетает камень и пикирует, словно истребитель, в недавно установленное лобовое стекло. Эх дороги…
На участке от Старобалтачево до Бураево есть небольшой участок грунтовки, который можно объехать по рядом идущей полевой дороге. До Дюртюлей больше и вспомнить нечего. Едешь себе по практически пустой дороге допустимые 110 км/ч и наслаждаешься первым днем отпуска. Проехав тремя разными маршрутами до М5, я рекомендую именно этот.
Все меняется с выездом на М5 УРАЛ. Бесконечные вереницы фур, знаки ограничения скорости и запрета обгона. Средняя скорость падает до 70 км/ч. Все внимание теперь только дороге и это начинает утомлять. Как следствие, перед Тольятти попадаю на превышение скорости. Перед мостом через ГРЭС стабильная пробка, вызванная постройкой развязки. Теряем около получаса. В Хвалынск приезжаем в 20.45 местного времени. Там нас уже ожидает просторная студия в частном секторе, долгожданный горячий ужин и сон.
Маршрут второго дня (1260 км):
Хвалынск → Камышин → Волгоград → Элиста → Пятигорск → Ессентуки.
Выезд вновь в 4.00. От Хвалынска до Камышина трасса относительно свободная, а вот потом начинается поток фур почти до самого Волгограда. Перед Волгоградом ремонт дороги со светофором. Теряем 20 минут. Зато сам Волгоград проезжаем в середине воскресенья без пробок и даже успеваем перекусить в кафе.
В сторону Элисты ведет великолепный тракт, проходящий по Калмыцким степям. Идеально ровная пустынная дорога, проложенная по выжженным солнцем балкам, дарит наслаждение и водителю и автомобилю. Для уральцев очень необычно видеть столь далекий и ровный горизонт без горных очертаний и густого леса. Несмотря на пасмурную погоду, на трассе стабильно +36 и сильный боковой ветер. Для себя отмечаем еще одну интересную вещь. В отличие от Урала мосты здесь пролегают через балки, каждая из них подписана, как у нас реки. Жаль, фото я сделать не догадался - уж больно сильно хотелось прибыть на место.
После Элисты до Аргзира на дороге нам попалось всего несколько автомобилей. Но это было слабое утешение, ибо дорога напоминает стиральную доску. Комфортно ехать по ней можно не больше 30 км/ч. Природа вокруг начинает меняться. Появляются деревья и засеянные поля. Все говорит о том, что мы въезжаем в плодородный Ставропольский край.
Проехав Будёновск, начал ловить себя на мысли, что природа больше напоминает Башкирию, нежели Кавказ. Зеленые леса покрывают склоны и верхушки холмов, а в низинах расстилаются обширные пастбища. Но тракт, словно дельфин, начинает нырять в затяжные спуски, а потом выныривать на поверхность. Появляется надежда, что все-таки мы успеем до захода солнца увидеть каменные остроги стражей Кавказа. После очередного подъема, в тлеющей дымке заката нашему взгляду показываются первые горные купола.
Ессентуки-Кисловодск.
Изначально Ессентуки рассматривался нами как перевалочный пункт перед ночевкой на высокогорном плато Бермамыт, расположенном в примерно 70 километрах от города. Задерживаться здесь для осмотра местных достопримечательностей мы не могли по причине отсутствия запаса времени. Но вот пропустить Кисловодск, главную здравницу Ставрополья, мы просто не могли себе позволить. В 10 утра мы покинули солнечные Ессентуки и направились на юго-запад по живописной дороге, петляющей по зеленым склонам предгорий Большого Кавказа.
Вне сомнения, понять атмосферу города - курорта за полдня невозможно. Здесь нужно остаться на неделю-две, чтобы проникнутся разумной неспешностью пеших прогулок, насладится сладким горным воздухом и насквозь пропитаться лечебными углекислыми нарзанами и великолепной кавказкой кухней. Но всё же, мы попробовали уловить, чем живет Кисловодск, и начали именно со знакомства с национальными блюдами в кафе-ресторане «Шашлык-машлык». Приличная порция шашлыка из барашка, рыба и овощи на гриле вернули силы и вдохновили на пеший маршрут по наиболее знаменитой достопримечательности Кисловодска - национальному парку.
Осмотр начали с визитной карточки нарзанного курорта - каскадной лестницы, которую украшает красивая колоннада, через которую вы попадаете в сам парк. Расположена она по адресу по адресу Желябова 5. Тут же рядом расположена автостоянка, на которой можно оставить свой автомобиль.
На территории парка, занимающего площадь более 960 Га, расположено множество интересных мест, но в первую очередь он славен терренкурами - специально разработанными лечебными пешими маршрутами различной протяженности и сложности.
Все они имеют четкие указатели со всей необходимой информацией: высота н.у.м, дистанция и название маршрута. Минимальная длина маршрута 1700 метров, а максимальная - 6000 метров.
Мы выбрали наиболее короткий маршрут, и направились в сторону долины роз. Жаль, что сезон цветения уже отошел, и на огромных клумбах было не так красочно, как мы хотели бы.
Главным украшением этого места является композиция, представляющая из себя гигантскую розу, выложенную из растений и цветов.
На канатной дороге поднялись в горную часть парка. Конечно, сюда можно добраться и пешком по асфальтовой дорожке, но этот маршрут достаточно долог и утомителен на жаре. Поэтому его чаще используют для спуска вниз.
От фуникулера начинается пешая тропа на горы Большое и Малое Седло, с которой в ясные дни открывается вид на Эльбрус. По ней мы и отправились в надежде увидеть высочайшую вершину Европы. На тропе есть смотровые площадки, с которых открываются великолепные виды на утопающий в зелени Кисловодск…
… окружающие горы, покрытые мантией лесов…
… и уходящие вдаль долины рек...
Виды были, конечно, красивые, но меня заботила гроза, надвигающаяся с запада, со стороны Карачаево-Черкессии. Приближающиеся раскаты грома заставили нас общим решением отказаться от продолжения маршрута. Под первые капли дождя на парковке было принято решение ехать до поселка Элькуш, что находится совсем рядом с Кисловодском, а оттуда уже через Медовые водопады отправиться на Бермамыт.
ПРОДОЛЖЕНИЕ