Конжаковский массив находится в южной части Северного Урала на территории Свердловской области. Сам массив можно поделить на две основных части: Конжаковский хребет на западе и Серебрянский хребет на западе.
Вершина Серебрянского хребта украшена необыкновенным по красоте зубчатым гребнем с максимальной высотой 1305 метра над уровнем моря. Наивысшую точку называют Серебрянским камнем.
В отличие от Серебрянского хребта, Конжаковский хребет состоит из большего количества вершин и поэтому является Меккой горного туризма Свердловской области. В состав хребта входят пики: Трапеция (1253 метра), Южный Иов (1311 метра), Северный Иов (1263 метра), Конжаковский Камень (1570 метра), Тылайский Камень (1471 метра), Острая Косьва (1403 метра).
Но не только горные вершины являются визитной карточкой «Конжака», а еще и красивейшие альпийские луга, раскинувшиеся по склонах Йовского плато (высота 1100-1200 метров). Не менее живописным является и Йовский провал, в котором начинается свое течение река Полудневая - приток Лобвы. Йовский провал расположен между двух вершин - Северным и Южным Йовом. Интересно, что посередине плато находится неглубокое горное озеро.
Проблема Конжаковского камня.
В горной породе Конжаковского хребта содержится ценный минерал дунит (оливин), который используется в литейном производстве. По своему химическому составу дуниты близки к эталонному сырью - норвежским оливинитам; содержание платины - 0,6 г/тн. В настоящее время Норвегия удерживает монополию по добыче полезного ископаемого. Россия вполне может создать конкуренцию на рынке этих полезных ископаемых.
Запасы дунитов были обнаружены еще в советские времена. Но решение о разработке было принято в 2007 году при правительстве Эдуарда Росселя. В 2013 году проект принял вполне четкие очертания и компания ООО «Дуниты Северного Урала» начала подготовительную часть - постройку дороги до Йовского плато. В первую очередь была закрыта асфальтом дорога от Карпинска до Кытлыма. Возможно, здесь сыграла еще и близость Косьвинского камня как дополнительный стимул к постройке хорошей дороги. Затем началась постройка технологической дороги. По некоторым данным стоимость проекта оценивается в 794 миллиона рублей.
Основная разработка будет производится на южном склоне горы Йов. Будет в ходе взрывных работ создан карьер диаметром 500 метров и глубиной 30 метров. Он будет расположен в 300-400 метрах от Иовского провала и приблизительно в 2-2,5 км от высшей точки Конжака. На данный момент, работы на плато уже начались и часть грунта уже снято с поверхности плато.
- Это очень неутешительная новость, - заявил Павел Куликов, кандидат наук, старший научный сотрудник Ботанического сада УрО РАН. - С точки зрения охраны природы это очень плохо. Данная часть Конжаковского массива ценна для природного разнообразия. На Иовском плато представлено много высокогорных видов, которые неизбежно пострадают. Я имею опыт оценки воздействия разработок месторождений выше уровня леса в свердловских горах. Растительность там уничтожается полностью и на большой территории.
По словам Павла Владимировича, наиболее удобных для горняков выходов дунитов в районе Конжака всего два: на Иовском плато и плече Косьвинского Камня (на других участках массива преобладают пироксениты и габбро). И на этих участках представлена особо ценная растительность. В числе редких видов: знаменитый Золотой Корень (Родиола Розовая), Горькуша Уральская, занесенные в Красную книгу РФ, Ясколка Игошиной из Красной книги Свердловской области и многие другие растения.
Павел Куликов уточнил, что сегодня статус природного памятника имеет только высокогорная часть Серебрянского хребта, входящего в массив Конжаковского Камня, так называемый Серебрянский Крест. Конжак и Иовское плато такого статуса не имеют.
В свою очередь Николай Кузьмин настроен более оптимистично. По его мнению, постройка дороги увеличила поток туристов и сделала Конжак более доступным для большего количества любителей горного Урала. Более того, данный проект может сделать Конжак туристическим центром Урала, который будет включать базы отдыха, горнолыжные комплексы и прочую инфраструктуру, присущую коммерческому туризму.
Не стоит и говорить, что в случае реализации такого сомнительного проекта, нетронутый цивилизацией уголок природы превратится в очередную свалку…
Понять каково же положение дел в данный момент времени поможет мой рассказ о поездке на Конжаковский массив в середине июля 2018 года.
На основе статей сайта veved.ru и ura.ru
Поездка на Конжаковский массив.
Проше целый год с нашей поездки на Косвинский камень. На тот момент времени асфальтовая дорога между Карпинском и Кытлымом обрывалась за рекой Каква. Дальше шла грязная неровная грунтовка. Сейчас же вся трасса имеет идеальное покрытие и позволяет насладиться очертаниями гор, не боясь отвлечься от дороги.
Так как еще на подъезде к Карпинску мы попали в сильнейшую грозу, и она следовала не-умолимо за нами, приняли решение не подниматься на плато, а заночевать внизу. Прямо перед мостом через реку мы спустились по щебеночной насыпи в устье Серебрянки-2.
Место мы нашли благодаря дыму от костра другой группы туристов, уже расположившейся там. Под моросящий дождь поставили лагерь и развели костер. Благо, что «сушняка» в лесу было предостаточно. Небольшой ужин и легли отдыхать перед насыщенным днем. Приглушенный шум реки убаюкивал и уносил мысли вслед за потоками воды в безмятежное царство Морфея…
Так как мы не нашли никакой информации о возможности проезда по технологической дороге, в пять утра делаем пробный выезд одним экипажем. На случай перекрытия придется идти пешком около 16км.
Уже в этот ранний час по дороге двигаются автомобили коммерческих групп.
Взбираемся на очередной пригорок, и вдали появляется макушка Косьвы. Слева от дороги огромный останец. Взбегаю наверх, чтобы увидеть Урал с высоты. Первый вздох полной грудью еще чуть прохладного горного воздуха… и время останавливается…
Под хмурым одеялом облаков спит громада Косьвинского камня.
В чаше каменного останца стоит палатка. Удобное место, скрытое от порывов ветра и с великолепной панорамой на Уральские просторы.
Продолжаем движение вперед. Палаточные лагеря встречаются все чаще по ходу движения. Люди уже знают, что не обязательно идти пешком 21 км по марафонской трассе, чтобы покорить «Конжак».
Проезжаем сквозь каменные ворота.
Сразу после них показываются зубцы Серебрянского камня. Становится ясно, что доехать до плато можно. Дорога открыта для всех. Никаких шлагбаумов и ограничений для туристов нет.
Возвращаемся в лагерь на завтрак. Пшенная каша с изюмом уходит из котелка в считанные минуты. На природе все вкуснее.
В 9.30 начинаем подъем двумя экипажами. Помните остановку у останца? Уже в этот час там довольно людно. Много семейных пар с детьми. Компания на темной Ниве, на багажнике которой лежит свернутый кат, интересуется у нас, где здесь находится река… На такие вопросы мы ответить не готовы.
На самом останце уже очередь из желающих сфотографироваться на фоне Косьвинского камня. Выглядит он уже не таким хмурым, но не менее впечатляющим. Кто-то из группы сравнивает его с грудой щебня.
Дорога устремляется по склону «Серебрянки» и огибает ее.
За поворотом нас ждет совершенно необыкновенное зрелище. Мы подъезжаем к альпийским лугам Северного Урала.
Справа по ходу движения видна вершина Северного Йова, а слева Южный Йов. Между ними Конжаковский камень, скрытый от взглядов сахарной ватой облаков…
Перед нами бесконечный драйв Урала…
Под ногами стелется мягкий ковер из изумрудного мха.
Остановка у подножья Южного Йова. Отсюда виден Тылайский камень.
Не смотря на высоту в тысячу метров, под ногами болото. Кроссовки моментально промокают, но этого не замечаешь. Рядом вершина Йова. На нее плывет облако с Конжаковского камня.
Объезжаем Йов и перед нами открывается Йовское плато. Вдоль дороги стоят десятки автомобилей. Неподалеку установлены палатки. Наиболее предприимчивые автолюбители заезжают прямо на зеленый ковер. Вообще, установка на плато палатки достаточно сомнительное мероприятие. Дров здесь нет, да и уединения тут точно не найти. А ветер может подняться не шуточный. Но каждый волен выбирать то, что нравиться.
Справа от дороги Северный Йов.
А слева Конжаковский камень.
От плато до вершины «Конжака» остается 4 километра относительно легкого подъема. Достаточно пройти к основанию и выйти на марафонскую трассу, отмеченную флажками. На трассе ни на минуту не остаешься один. Кто то идет обратно, кто то отдыхает, а кто так же как и мы спешим на верх.
Чем выше поднимаешься, тем более удивительные виды открываются вокруг. Вот уже под ногами Йов и горное озеро… Его практически не видно.
Технологогическая трасса и место будущего карьера. Вдоль дороги виднеются машины.
Севернее, за Йовом расположен Ощий камень. А вдали, на горизонте уже Пермский край. В сизой дымке можно разглядеть склоны Денежкиного камня.
На последней полке небольшое плато. Оно полностью затоплено.
Впервые на вершину «Конжака» поднялся русский академик И.И. Лепехин в далеком 1771 году. С тех пор вершина сильно изменилась. Здесь установлены флаги покорителей «Конжака», а так же гири и прочие результаты мозговой деятельности человека.
Ветер на вершине дует непрестанно. Не смотря на температуру +25 у подножья, на вершине спасает ветровка и брюки.
Серебрянский камень уже не выглядит таким внушительным…
А вот Косьвинский не перестает удивлять своими размерами…
Вдоволь насладившись бескрайними просторами Урала …
…спускаюсь к Йовском провалу.
При спуске открываются ракурсы, которые пропустил при подъеме.
Склон провала покрыт мелкими водопадами. А низина плато сплошное болото. Идешь по зеленой траве, а под ногами бегут ручьи, которые питают Полуденную.
Сложно представить, что такие ущелья бывают и на Урале.
Северный Йов менее многолюден, и здесь можно остаться наедине с горами. Когда вокруг нет никого, кроме каменных «мудрецов», время начинает идти по-другому. В голове появляется неспешность и тягучесть. В такие моменты невозможно оторвать взгляд от ускользающей в дымке полоски горизонта, которая манит новыми приключениями.
Высокогорное озеро на плато появилось не само по себе. Это результат раскопок платины. Раскопки давно закончились и оставили за собой такой вот памятник.
От озера прекрасный обзор на Конжаковский камень…
…и Северный Йов.
На этом месте и закончилось наше знакомство с Конжаком, уже затронутым цивилизацией, но все еще сохранившим свою величественность.