Об исторической традиции и реалиях наших дней
Весенней порой многие рыболовы устремляются на берега Волхова в нижнем течении, чтобы от души половить для вялки сопу, которая в это время собирается в нерестовые стаи. Однако, многие из них и не подозревают, что настоящее название пойманной ими рыбы не сопа, а синец. Как же так вышло? Об этом - по порядку.
Я уже около четверти века выбираюсь весной на Волхов, но, так как больше увлечен ловлей чехони, в свое время, мало обращал внимания на сопу. Она нередко попадалась мне на удочку, и, хотя у меня и возникли сомнения в правильности названия этой рыбы, я не забивал этим себе голову.
Тем не менее, несколько лет назад я отправил детальные фото и замороженный с рыбалки экземпляр знакомым ихтиологам из НИИ Озерного и речного рыбного хозяйства, и Кафедры ихтиологии и гидробиологии СПбГУ. Вердикт был однозначный - рыба, которую на Волхове традиционно называют сопой, на самом деле является синцом. Для полноты картины, были пересчитаны чешуйки в боковой линии, и лучи в анальном плавнике.
Впрочем, есть несколько признаков, определяемые и на глаз. Так, у сопы (белоглазки) - более крупная чешуя и более закругленное рыло. Еще проще посмотреть на расположение рта - у синца он смотрит вверх, а у сопы - вниз.
Интересен еще один момент. В «Атласе пресноводных рыб России» под редакцией Ю.С. Решетникова указано, что белоглазка Abramis sapa на Северо-Западе Восточной Европы (судя по карте ареала распространения) встречается только в реке Волхов и Волховской губе Ладожского озера. Однако, ни в исторической литературе по исследованию рыбных промыслов, ни в собственной практике, поимок здесь этой рыбы я не припомню. В отличии от рыболовов из Великого Новгорода - судя по фото с их форума, белоглазка в поплавочных уловах не редкость.
Ну вот, вроде как разобрались, и теперь в отчетах рыболовов будем читать о ловле на Волхове именно синца. Но, всё не так просто. Дело в том, что мы имеем дело с устоявшейся традицией местного наименования этой рыбы. Традиции исторически сложившейся, укоренившейся, принятой с незапамятных времен. Задолго до того, как ихтиологи создали детальную классификацию рыб, разложив их по полочкам родов, семейств и видов. Первое же письменное свидетельство употребление названия «сопа» на Волхове приводится Л.П. Сабанеевым в главе «Синец», в его знаменитой книге «Рыбы России. Жизнь и ловля (ужение) наших пресноводных рыб», первое издание которой вышло в 1875 г.
Сейчас эту традицию переняли и приезжие рыболовы. Даже те из них, кто в курсе правильного названия, всё равно в обиходе называют синца «сопой». Это, в общем-то, нормально, так как в данном случае имеет место не путаница в видах рыб, а употребление традиционного для Нижнего Поволховья ихтионима. Ведь никому в голову не придёт считать ошибающимся своего товарища, назвавшего, к примеру, ерша - «сопливым». Или, поправлять рыболова, написавшего в отчете «матросик», а не «мелкий окунь». А еще, не стоит удивляться, когда местный, волховский рыболов назовет нашего синца «голухой». И такая здесь есть традиция :).
Да и вообще, друзья, как бы мы не называли рыбу, которую ловим - лишь бы она всегда ловилась! :) Чего я вам и желаю, уважаемые читатели!