В этот вторник удалось посетить лекцию в первом меде, которую вел директор института регенеративной медицины Wake Forest
Энтони Атала. Профессор по совместительству еще является ведущим специалистом в мире по выращиванию тканей и органов. Именно он руководил группой, которая смогла первая
успешно пересадить искусственно выращенный мочевой пузырь человеку.
Несмотря на неработающие наушники с синхронным переводом, мне удалось понять абсолютно все о чем говорил профессор. Попробую тезисно дать краткое резюме.
Сейчас можно вырастить практически все виды ткани, если для начальной точки роста мы берем такую же ткань у пациента. К исключениям относятся нервная ткань, ткань печени и поджелудочной железы.
Если возможность провести биопсию отсутствует (например, сердца, при сердечном заболевании), либо ткань относится к исключениям, указанным выше, то используются стволовые клетки. К сожалению, стволовые клетки пока что не панацея, но эффективность их крайне высокая. Как я понял, при выборе типа стволовых клеток приходится искать компромисс между скоростью роста ткани и риском возникновения опухоли. При этом при пересадке около 100.000 эмбриональных стволовых клеток (а это очень мало), вероятность появления раковой опухоли составляет 97%. Для индуцированных стволовых клеток, за открытие которых вручили Нобелевку по медицине в прошлом году, такого риска практически нет, но и скорость их роста существенно меньше по сравнению с эмбриональными, что может быть критичным для экстренного вмешательства.
Широкое распространение эмбриональные клетки могут получить при восстановлении сетчатки глаза, там их достаточно всего около 50.000, что практически полностью исключает появление новообразований.
Энтони разбил работы на три уровня сложности:
1. Выращивание недостающей части органа прямо в организме. Этап этот был клинически освоен еще в 90-е годы: нескольким пациентам восстановили уретру, используя специальную подложку, внедренную в пораженный участок. После этого ткань как по мостику разрослась, дефект был устранен.
2. Выращивание полых органов in vitro, т.е. вне организма. Широкое распространение получила технология 3D-печати, что сильно ускорило процесс развития органа. По данной тематике уже есть достаточно большой опыт, напомню, что первая успешная операция была проведена в 2006 году.
3. Выращивание solid органов, вроде печени. У группы Атала есть опыт на животных, кроме того получены мини образцы печени, почек и т.д. Еще вроде пока что нигде не опубликовано, но их группа в прошлом году провела успешную операцию по трансплантации искусственно выращенного пениса кролику с сохранением всех необходимых функций.
Профессор достаточно большую часть лекции уделил рассказу о сильной забюрократизированности американской системы здравоохранения. Но назвал это скорее плюсом, чем минусом. На вопрос о сроках внедрения массовых технологий рассказал о том, что путь обычной таблетки от начала разработки до первых клинических испытаний на людях составляет от 13 до 15 лет, но сейчас есть некоторая тенденция на уменьшение этого срока. Точных сроков не назвал, но ждать нам судя по всему еще лет 15 точно.
Ключевым моментом его выступления на тему безопасности были слова о том, что пока врач не сможет себе уверенно утвердительно ответить стал бы он делать подобную процедуру своему ребенку или супругу, никакой массовости не будет.
Как мне показалось, я смотрел на человека, который уже хоть и не в первый раз, но и не в тысячный высадился на Луну. А мы с ним пытаемся вести речь о том когда на Луну можно будет слетать на выходные.
Конечно, очень приятно было смотреть на столь увлеченного человека, даже позавидовал ему. Показалось, что говорить на эту тему он может вечно. К счастью, ему всего 55 лет, так что в скором времени мы можем рассчитывать на прорыв в медицине.