Понимание музыки: просто о сложном

Apr 25, 2016 22:09

Вчера был последний день семинара Данкана Лориена «Понимание музыки». Думаю о том, сколько бы потеряла, если не поехала. Это тот редкий случай, когда автор действительно стремится научить других и поделиться своим опытом, знаниями. Теперь стали понятны все странности начальной теории музыки, которые в муз школе преподносились как данность. В голове многое уложилось по полочкам. Из основных идей, что вынесла для себя:
  1. Музыка, как и любой другой язык создана в первую очередь для общения. В нашей системе образования об этом совершенно забыли и фокусируются в большей степени на технике игры и «адовой» теории. В Древней Греции подростки к 13-14 годам осваивали игру на 2-3 музыкальных инструментах. Сейчас у нас процентов 90 людей после муз школы не знают даже нотной грамоты, что уж говорить о самой игре на инструменте.
  2. Раньше не задумывалась о том, какое огромное влияние церковь на протяжении сотен лет оказывала на музыку и как вследствие случайных решений и соглашений язык музыки из простого и элементарного превратился в божественный, доступный лишь избранным, тем у кого есть талант или способности. Пробраться сквозь всю эту мишуру сложностей, которая навешивалась веками, самостоятельно очень сложно. Нужно десятки и сотни книг перечитать. Кто из современных преподавателей будет заморачиваться этим? Они ссылаются на книги с ошибками и неточностями, добавляют новые неточности и в итоге мало кто может ответить на вопрос, откуда появился тот или иной символ, что он значит, многое представляется нелогичным.
  3. Если вы умеете играть на одном инструменте - вы умеете играть на всех инструментах. Такую фразу я давно слышала, только теперь убедилась в ее правоте. Подход к обучению одинаков для всех инструментов. Параллельно осваивать два - только помогать себе и ускорять процесс обучения. 15 лет назад я бросила учиться играть на гитаре только потому, что было сложно, и инструмент казался совершенно другим, непонятным, непохожим на пианино.
  4. Джаз-импровизация - это действительно самое простое, что может быть в музыке. Все 7 лет в муз школе я считала это верхом совершенства (а скорее даже и помыслить не могла о том, что я могу импровизировать). Здесь снова приходим к пункту 1. Во время занятий в фоне у нас тренировка техники, на переднем плане - общение. В джаз колледже нам об этом конечно говорят, но только не объясняют, КАК это делать. А будучи испорченной школьной системой образования, самой догадаться, перестроить себя уже безумно сложно.
  5. Чтение музыки - вот это для меня, пожалуй, было самым большим открытием. Какая цель чтения музыки? Удивлюсь очень, если вы ответите правильно :) Для меня это сводится всегда к тому, чтобы сыграть произведение на пианино. И да, как правило сложные произведения не получается разучить и сыграть в короткие сроки. В итоге бросаю, терпения не хватает. А все предельно просто: цель чтения музыки - чтение музыки :) Нелепо даже представить, чтобы учитель задал прочитать ноктюрн Шопена или фугу Баха. А жаль… Тогда бы все учились и умели читать. И еще совершенная глупость, которая для большинства является нормой - играть произведение отдельно правой и левой рукой. Сколько же часов в школе было на это потрачено…
  6. Теория ритма уместилась у автора на одной страничке А4. Тут вообще без комментариев.
Что самое главное, пришло понимание, как теперь продолжать заниматься самой и как объяснить азы языка музыки другим. Так что если вы когда-то бросили музыкальную школу из-за всего того безумства и сложностей, которые вам предлагались или всегда очень хотели, но боялись начать - обращайтесь ;) С удовольствием позанимаюсь и все понятно объясню.

И очень советую посетить семинар Данкана. В ноябре он еще приедет в Москву. Информацию можно найти на сайте clearmusic.ru. Данкан - интереснейший человек, замечательный музыкант, историк, актер. Получила огромное удовольствие от его выступления и общения с ним.

К сожалению или счастью, чудес не бывает. Без ежедневной практики вы ничего не добъетесь. Если вы ничего не делаете, ничего не создаете, то у вас ничего и не будет в итоге. Так что Practice, Practice, Practice.


понимание музыки, музыка, обучение

Previous post Next post
Up