Зеленский как попытка побега из матрицы

Apr 04, 2019 08:40

Стоит поискать, пусть и через силу, положительный эффект от возвышения фигуры Зеленского в свете результата выборов.
Не в том, конечно, смысле, что пять лет массы насильно впихивались в рамки определённого мышления, а вот с Зеленским невероятные шансы есть покинуть эти рамки... Пока что смысл появления фигуры клоуна на политической сцене трактуется как протест напополам с “поиском ещё не вывалянной в грязи новой фигуры” на украинской политической сцене, и чаще всего - в рамках той же матрицы, типа вернём майдану его изначальный смысл.

Эта фигура тоже понимает, что игнорировать установленные обкомом рамки чревато последствиями, потому и сигнализирует: то Супрун у него успешная реформаторша - это для обкома реверанс, то признаёт майдан эпохальным событием - это и для кастрюль и для обкома, то называет антимайдановцев зомбаками - это сугубо для кастрюль. В его штабе и соросовская кукла Лещенко, и списанная американская марионетка Саакашвили. Ну и под патриотическим да внешним давлением конкретизировал он таки и свои пожелания встречи с Путиным: будет встречаться с ним после возврата Крыма и Донбасса, чтобы потребовать вдобавок и компенсаций - это полностью дезавуирует его слова о жажде мира и, по идее, удовлетворяет чаяниям отморозков и обкома. Но и те и другие относятся настороженно.

Уставший от майдана же почитатель майдана хочет на самом деле одного: пусть, пусть глава государства и дальше борется с Путиным, но так, чтобы его, обывателя, это не касалось. Порошенко по определению этого обещать не может, пусть будет Зеленский - хоть фигу покажу шоколадной свинье.

Но не только в том дело, что попутно Зеленскому и намёки обкомовские делали - мол, не боишься, что подожгут администрацию, если не сможешь столь же эффективно бороться с Путиным? Стоит рассмотреть явление через другую призму.

Все патентованные майданы возникали так, что, помимо организации самого движа, обком через налаженные каналы воздействия создавал и необходимую матрицу, картину мира о “что такое хорошо и что такое плохо”, которая хорошо скармливалась туземцам и под воздействием которой туземцы шли крушить десятилетиями установленное внутри- и внешнеполитическое равновесие, которое отвечало чаще всего и экономическим интересам страны, туземцы же помогали и установлению вшешней легитимации - и страна действовала вопреки собственным интересам, но в рамках навязанной матрицы фактически удовлетворяя внешние интересы, а отход от матрицы благодаря глубокому погружению в неё как раз и считался “зрадой”.

Как правило, массовый выход из матрицы осуществляется не через массовую же ностальгию “вернуть всё взад, как было до...” - здесь нагляден пример той же России - а через поиск “соломинки” в виде нового образа, в которую уцепятся зубами и когтями, а вдруг... Которая представляет в умах оптимальное отрицание уже тех образов, следование которым однозначно кажется губительным, но отрицать их губительность напрямую не хватает смелости. Через много лет в случае удачного выбора уже и сама матрица, и былое празднование её победы покажутся нонсенсом (опять пример России: оказывается, если верить опросам и откровениям людей, нет никого, кто выходил на “защиту Белого дома” в 91-ом, это всё были голограммы). А поначалу никто не хочет сознаваться в очаровывании лохоматрицей. Так что и “эффект Зеленского” я бы приписывал скрытым инстинктам, побуждающим к “побегу из матрицы”, а не просто “майдан был ууу какой крутой вещью, но воплощение его завоеваний нужно вручить нужному человеку”. Так что я подозреваю скрытое отрицание, и в жажде побега тогда может быть единственный плюс появления на гребне массовых симпатий комика, других плюсов нет.

Другое дело, что обком оставляет себе рычаги влияния на поведение новоявленных туземных властителей умов: тут и МВФ, и наскоки отмороженных, и постоянная критика с обвинениями в зраде, если накал борьбы с Путиным будет вдруг не на соответствующем уровне.

общественное мнение, Зеленский, создание образа

Previous post Next post
Up