Aug 22, 2016 22:16
Стоит обратить внимание на подзаголовок «Капитала»
и подумать над этим: «Критика политической экономии».
Не «политэкономия», а критика ее. В немецкой философии
слово «критика» имело (после Канта, во всяком случае)
вполне определенное, точное значение. Это вовсе не литературная
(да и какая угодно) критика в смысле рецензирования, выявления
недостатков, критических разборов (скажем, разбор Энгельсом
сочинений Дюринга - это критика в обычном, не-философском смысле).
«Капитал» же - нечто иное.
«Критика» здесь (вслед за Кантом) означает: 1)
установление пределов компетенции определенной формы разума,
2) границы бытия отражаемого в этой форме разума предмета,
и 3) возможность, необходимость, перспектива выхода за эти пределы
в иное (высшее) качество. Здесь (в «Капитале») не только
выясняются, формулируются те законы, по которым функционирует
капиталистическая экономика, но и, что принципиально важно, -
устанавливаются исторические границы действия этих законов. Предмет науки
(политэкономии) оказывается конечным, «исчерпаемым» - и
логически, и исторически. «Просто» теория, излагающая свой
предмет как данность, не желающая (или не умеющая) обнаружить его
качественные границы, тем самым неспособная определить свой предмет
(установить его пределы), всегда рискует оказаться, так или иначе,
апологетикой этого предмета, выведением его за рамки времени-истории.
Раскин И. Страсти по предмету // Ильенков Э., Коровиков В. Страсти
по тезисам о предмете философии (1954-1955). М., 2016. С. 164-165.
слова