Sep 23, 2013 00:22
Маркс основал новую науку - науку истории общественных формаций, или науку истории...
Чтобы разъяснить мою мысль, прибегну к образному сравнению.
Существует известное количество различных наук. Можно сказать, что все они занимают определенное
место в некоем пространстве теории. Место, пространство - это понятия метафорические. Но через
них выражены определенные факты: соседство одних наук с другими; связи между соседствующими
науками; доминирование одних наук над другими. Однако есть науки, подобные островам, не имеющие
соседства (они существуют обособленно, таков, например, психоанализ).
Теперь, когда мы это установили, нам откроется факт, о котором свидетельствует вся история науки,
- факт наличия в этом пространстве теории необъятных научных континентов.
1. Континент Математики (открытый древними греками).
2. Континент Физики (открытый Галилеем).
3. И третий необъятный континент, открытый Марксом, - континент Истории.
В соответствии с найденным нами образом можно сказать, что континент никогда не бывает
необитаемым; он всегда оказывается «населенным» многообразными, более или менее
идеологизированными научными дисциплинами, которые не знают, что принадлежат к этому
«континенту». Например, континент Истории до Маркса был населен различными
философиями истории, политической экономии и т.д. Когда континентальная наука открывает
свой научный континент, это влечет за собой не только упразднение прав всех тех, кто населял
его прежде, но и коренной пересмотр всей прежней структуры данного «континента»...
Мы вместе с Гегелем можем сказать: философия всегда появляется после. Она всегда
отстает. Она всегда запаздывает.
Этот тезис чрезвычайно важен для нас: марксистская философия, или диалектический материализм,
не может не отставать от исторической науки. Нужно время, чтобы новая философия
родилась на свет, сложилась и обрела форму, получила развитие после великого поворота в науке,
который подспудно подготовил ее рождение.
О связи между Марксом и Гегелем. Лекция, прочитанная на семинаре Жана Ипполита в феврале 1968 г.
// Альтюссер Л. Ленин и философия. М., 2005. С. 86-89
рассудок и тотальность