May 19, 2013 01:48
Зимой 1926-1927 гг. немецко-еврейский левый литературовед Вальтер Беньямин
посетил Москву, влекомый не только всемирным притяжением этого города, волшебной
столицы мирового коммунизма, но и своей влюбленностью в проживавшую там
латышскую актрису Асю (Анну) Лацис. Беньямин симпатизировал марксизму,
серьезно задумывался о вступлении в компартию и даже, видимо, о переселении
в Советскую Россию. Но, как известно, не стоит смешивать личное и политическое.
Об этом предупреждал еще пророк Мухаммад: «Каждому - по намерениям, и
переселившийся ради Аллаха переселится к Аллаху, а переселившийся из-за женщины
переселится всего лишь к тому, ради чего он переселялся». Из поездки
Беньямина не вышло в результате ничего хорошего. Он так и не решился
безоговорочно поставить свою жизнь на службу партии и остался просто
колеблющимся попутчиком, «левым интеллектуалом» в худшем смысле
этого слова. Возлюбленная же, эгоистичная стерва, откровенно издевалась над ним,
держа на расстоянии и окружив презрением. По сути, Беньямин был слишком
слабовольным и для бесповоротного политического выбора, и даже для серьезных
отношений со своей Асей-Анной. Он, восторженно написавший о мобилизации, сам
оказался на нее категорически не способен. «Ребенок, которому кто-то
приклеил усы», - со скепсисом отзывался Батай о Беньямине, когда позже
познакомился с ним на собраниях «Ацефала».
Дневниковые записи Беньямина и написанный на их основе небольшой очерк дают
интересный моментальный снимок Москвы 1927 г. На первый взгляд, все утопает
в вялом, развращенном, бессильном НЭПе (это время «Зойкиной квартиры»
и «Двенадцати стульев»), но в недрах компартии уже созрели силы
для нового рывка, и невозможно не чувствовать дыхание приближающегося сталинизма.
Москва пока что представляет из себя малопривлекательную вязкую мешанину из
города и деревни, она похожа, по словам Беньямина, «не на город, а скорее
на свои собственные пригороды», но уже очень скоро здесь поднимутся
громады лучезарных сталинских зданий...
Каждая мысль, каждый день и каждая жизнь существуют здесь словно на
лабораторном столе. И словно металл, из которого всеми способами пытаются
получить неизвестное вещество, каждый должен быть готов к бесконечным
экспериментам. Ни один организм, ни одна организация не может избежать этого
процесса. Происходит перегруппировка, перемещение и перестановка служащих на
предприятиях, учреждений в зданиях, мебели в квартирах... Это поразительное
экспериментальное состояние - оно называется здесь «ремонт»
- касается не только Москвы, это русская черта. В этой доминирующей страсти
заключается столько же наивного стремления к хорошему, как и безграничного
любопытства и отчаянной удали. Вряд ли что еще сильнее определяет Россию сегодня.
Страна день и ночь находится в состоянии мобилизации, впереди всех, разумеется,
партия. Пожалуй, именно эта безусловная готовность к мобилизации отличает
большевика, русского коммуниста от его западных товарищей. Материальная основа его
существования настолько ничтожна, что он годами готов в любой момент отправиться в путь...
Россия начинает обретать свои очертания для человека из народа. На улице, в снегу
сложены штабелями карты РСФСР, предлагаемые уличными торговцами. Мейерхольд
использует карту в «Даешь Европу!» - на ней Запад представлен как
сложная система русских полуостровов. Географическая карта близка к тому, чтобы
стать центром новой русской культовой иконографии, подобно портрету Ленина.
Совершенно определенно, что сильное национальное чувство, которое большевизм
подарил всем русским в равной степени, придало карте Европы новую актуальность.
Люди стремятся обмерять, сравнивать, и, возможно, предаваться тому восхищению
размерами, в которое впадаешь от одного только взгляда на российскую территорию...
Страна отделена от Запада не столько границами и цензурой, сколько интенсивностью
бытия, не имеющего аналога в Европе...
Москва (очерк) // Беньямин Вальтер. Московский дневник. М., 2012. С. 222-237
солнечный сталинизм,
время Ацефала