Здание Двенадцати коллегий.
Художник Евгений Евгеньевич Лансере. 1903 год.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Логотип газеты «Ленинградский рабочий»
1970-х - 1980-х годов.
Сергей ЛЕБЕДЕВ
В СОЛЯНОМ ГОРОДКЕ
2. Невский флот и Яхт-клуб
ИТАК, в 80-х годах XVIII века Партикулярная верфь была выведена на Выборгскую сторону. К тому времени ее помещения коренным образом перестроились. Первоначальные деревянные магазейны, возведенные по проекту Маттарнови, были полностью заменены каменными строениями. Реконструкция производилась по плану архитектора Коробова. По-прежнему главный вход на верфь отмечался башней со шпилем, к этому корпусу с двух сторон примыкали каменные павильоны, оканчивавшиеся у самой Фонтанки.
Увеселительная прогулка на лодках.
Художник В.-К.Ластеври. Конец XVIII века.
Перестройкой зданий Партикулярной верфи руководил палатных дел мастер Башмаков, в то же время архитектор Шумахер несколько изменил первоначальный проект Коробова.
Наш рассказ о Партикулярной верфи был бы неполным, если бы мы не рассказали о речных учениях на Неве, руководимых комиссаром Партикулярной верфи, получившим звание Невского адмирала, а также о церемониале, сопровождавшем вскрытие Невы.
Как известно, с Партикулярной верфи были розданы «безденежно 90 местам и лицам 141 судно на сумму в 125 199 рублей в вечное и потомственное владение». Однако было поставлено условие: ремонт судов владельцы брали на себя, а в случае, если суда придут в ветхость, то новые будут сделаны за их счет.
Владельцы невских кораблей должны были содержать и экипаж, состоявший не менее чем из трех матросов на каждом судне. 1718 год принято считать годом основания невского флота, а следовательно, и яхт-клуба нашего города - первого в истории России.
Указом от 12 апреля 1718 года было определено: невские корабли должны постоянно собираться на экзерциции - учения, которые устраивались на акватории Невы и в Финском заливе. Они начинались по пушечному выстрелу из крепости, как правило, после обеда в воскресенье. Владельцы невского флота собирались на Троицкой площади (пл. Революции). Учениями руководил Невский адмирал. Не явившиеся платили большой штраф.
Впервые невский флот cобрался на смотр 17 сентября 1719 года, а 2 октября невские корабли ушли к Котлину, откуда возвратились лишь через неделю…
Учрежденный царем Петром I Великим
флаг судов Невского флота.
Экзерциции начинались с построения лодок в колонну, впереди которой находился корабль Невского адмирала с развевающимся флагом.
Петр I и Екатерина, катающиеся на шняве по Неве.
Гравюра XVIII века.
В своем дневнике находившийся в Петербурге в 1721 году камер-юнкер Берхгольц записал: «Здесь так заведено, что если в двух или трех определенных местах города вывешиваются флаги, то все баржи и верейки, или смотря по флагу, все яхты, торшхоуты и буера должны собираться… у крепости… После обеда… мы отправились, взяв с собою как баржу, так и обе наши верейки. Подъехав к реке, мы увидели, что все ушли довольно далеко, почему велели грести сильнее, и скоро догнали флотилию. Впереди ее плыл адмирал маленького флота… Прочие суда должны следовать за ним и не имеют права обгонять его…
Ботик Петра I.
Художник Евгений Евгеньевич Лансере. 1906 год.
Проплыв довольно далеко, адмирал поворотил назад, а все следовавшие за ним остановились и выжидали, пока он не проплыл мимо… Чудесный вид представляла наша флотилия, состоявшая из 50-ти или 60-ти барок и вереек, на которых все гребцы были в белых рубашках… Удовольствие от этой прогулки увеличивалось еще и тем, что почти все вельможи имели с собою музыку, звуки которой, против крепости, чудно раздавались и производили эхо».
Ледоход на Неве.
Среди прочих дел у Невского адмирала была и почетная обязанность: по вскрытии реки ото льда он первый должен был переехать на лодке Неву, после чего навигация на акватории невской дельты считалась открытой.
Церемония вскрытия Невы.
Гравюра 1869 года.
Башуцкий в «Панораме Санкт-Петербурга», изданной в 1834 году, так описывает традиционное открытие навигации: «При освобождении ото льда Невы жители двух противоположных берегов, нередко по нескольку дней разлученные трудностью сообщения, с любопытством и нетерпением спешат на набережные величественной реки, чтобы видеть церемонию, открывающую судоходство по оной». «Тысячи жителей, шумно толпящихся на обоих берегах Невы, освободившей светлые волны свои от хладного покрова; пушечные выстрелы; громкое ура матросов, пристающих к берегу на судах, и бесчисленное множество яликов… - оживляют сие зрелище».
Сергей ЛЕБЕДЕВ.
В Соляном городке. 2. Невский флот и Яхт-клуб.
- Ленинградский рабочий, 1979, № 30, 28 июля.
Катания на Неве.
Пантелеимоновский мост.
Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО