Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ: В Соляном городке. 2. Невский флот и Яхт-клуб.

Mar 29, 2015 18:27





Здание Двенадцати коллегий.
Художник Евгений Евгеньевич Лансере. 1903 год.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ



Логотип газеты «Ленинградский рабочий»
1970-х - 1980-х годов.

Сергей ЛЕБЕДЕВ

В СОЛЯНОМ ГОРОДКЕ
2. Невский флот и Яхт-клуб

ИТАК, в 80-х годах XVIII ве­ка Партикулярная верфь была выведена на Выборгскую сто­рону. К тому времени ее по­мещения коренным образом перестроились. Первоначальные деревянные магазейны, возведенные по проекту Маттарнови, были полностью за­менены каменными строения­ми. Реконструкция производи­лась по плану архитектора Ко­робова. По-прежнему главный вход на верфь отмечался баш­ней со шпилем, к этому кор­пусу с двух сторон примыкали каменные павильоны, оканчи­вавшиеся у самой Фонтанки.





Увеселительная прогулка на лодках.
Художник В.-К.Ластеври. Конец XVIII века.

Перестройкой зданий Парти­кулярной верфи руководил палатных дел мастер Башмаков, в то же время архитек­тор Шумахер несколько изме­нил первоначальный проект Коробова.
Наш рассказ о Партику­лярной верфи был бы не­полным, если бы мы не рас­сказали о речных учениях на Неве, руководимых комисса­ром Партикулярной верфи, по­лучившим звание Невского адмирала, а также о церемо­ниале, сопровождавшем вскрытие Невы.
Как известно, с Партикуляр­ной верфи были розданы «безденежно 90 местам и ли­цам 141 судно на сумму в 125 199 рублей в вечное и по­томственное владение». Одна­ко было поставлено условие: ремонт судов владельцы бра­ли на себя, а в случае, если суда придут в ветхость, то но­вые будут сделаны за их счет.
Владельцы невских кораблей должны были содержать и экипаж, состоявший не менее чем из трех матросов на каж­дом судне. 1718 год принято считать годом основания невского флота, а следовательно, и яхт-клуба нашего города - первого в истории России.
Указом от 12 апреля 1718 го­да было определено: невские корабли должны постоянно со­бираться на экзерциции - уче­ния, которые устраивались на акватории Невы и в Финском заливе. Они начинались по пу­шечному выстрелу из крепо­сти, как правило, после обеда в воскресенье. Владельцы нев­ского флота собирались на Троицкой площади (пл. Ре­волюции). Учениями руково­дил Невский адмирал. Не явившиеся платили большой штраф.
Впервые невский флот cобрался на смотр 17 сентября 1719 года, а 2 октября нев­ские корабли ушли к Котлину, откуда возвратились лишь че­рез неделю…



Учрежденный царем Петром I Великим
флаг судов Невского флота.

Экзерциции начинались с пост­роения лодок в колонну, впе­реди которой находился ко­рабль Невского адмирала с развевающимся флагом.



Петр I и Екатерина, катающиеся на шняве по Неве.
Гравюра XVIII века.

В своем дневнике находив­шийся в Петербурге в 1721 го­ду камер-юнкер Берхгольц записал: «Здесь так заведено, что если в двух или трех оп­ределенных местах города вывешиваются флаги, то все бар­жи и верейки, или смотря по флагу, все яхты, торшхоуты и буера должны собираться… у крепости… После обеда… мы отправились, взяв с собою как баржу, так и обе наши верей­ки. Подъехав к реке, мы уви­дели, что все ушли довольно далеко, почему велели грести сильнее, и скоро догнали фло­тилию. Впереди ее плыл адми­рал маленького флота… Прочие суда должны следовать за ним и не имеют права обгонять его…



Ботик Петра I.
Художник Евгений Евгеньевич Лансере. 1906 год.

Проплыв довольно дале­ко, адмирал поворотил назад, а все следовавшие за ним остановились и выжидали, пока он не проплыл мимо… Чудесный вид представляла наша фло­тилия, состоявшая из 50-ти или 60-ти барок и вереек, на кото­рых все гребцы были в белых рубашках… Удовольствие от этой прогулки увеличивалось еще и тем, что почти все вель­можи имели с собою музыку, звуки которой, против крепо­сти, чудно раздавались и про­изводили эхо».



Ледоход на Неве.

Среди прочих дел у Невско­го адмирала была и почетная обязанность: по вскрытии реки ото льда он первый дол­жен был переехать на лодке Неву, после чего навигация на акватории невской дельты счи­талась открытой.



Церемония вскрытия Невы.
Гравюра 1869 года.

Башуцкий в «Панораме Санкт-Петербурга», изданной в 1834 году, так описывает традиционное открытие навига­ции: «При освобождении ото льда Невы жители двух противоположных берегов, нередко по нескольку дней разлученные трудностью сообщения, с любопытством и нетерпением спешат на набережные величе­ственной реки, чтобы видеть церемонию, открывающую су­доходство по оной». «Тысячи жителей, шумно толпящихся на обоих берегах Невы, осво­бодившей светлые волны свои от хладного покрова; пушеч­ные выстрелы; громкое ура матросов, пристающих к бере­гу на судах, и бесчисленное множество яликов… - ожив­ляют сие зрелище».







Сергей ЛЕБЕДЕВ.
В Соляном городке. 2. Невский флот и Яхт-клуб.
- Ленинградский рабочий, 1979, № 30, 28 июля.



Катания на Неве.



Пантелеимоновский мост.

Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО

Петропавловская крепость, «Ленинградский рабочий», Николай Мазуренко, музыка, Соляной городок, флот, историк Сергей Лебедев, Нева, историк Николай Мазуренко, Сергей Лебедев, архитектура, Фонтанка

Previous post Next post
Up