Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ: В Соляном городке. 1. Верфь на Фонтанке. «Ленинградский рабочий», 1979 год.

Mar 28, 2015 20:43





Фасад Соляного городка.
Набережная реки Фонтанки, дом № 10.
Фото 2010-х годов.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ



Логотип газеты «Ленинградский рабочий»
1970-х - 1980-х годов.

ИСТОРИЯ РЯДОМ

В СОЛЯНОМ ГОРОДКЕ
1. Верфь на Фонтанке

НЕБОЛЬШОЙ микрорайон Дзержинского района Ленинграда, прилегающий к реке Фонтанке и ограниченный ули­цей Пестеля, Соляным переулком и улицей Гангутской, был хорошо известен петербуржцам как Соляной городок.
История этой старинной части Петербурга - Петрограда - Ленинграда необычная. Здесь бывали В.И.Ленин и Л.Н.Толстой. Перед многочисленными аудиториями выступали До­стоевский, Яблочков, Маяковский. Городок - один из рево­люционных центров Петербурга - Петрограда. В течение долгого времени здесь находилось шесть музеев.





Фасады Соляного городка в Соляном переулке.



Соляной городок с птичьего полета.

Эта часть города хранит память о славных боевых собы­тиях, навсегда вписанных в летопись славы и доблести за­щитников Родины. Сегодня в цехах завода «Электропульт» создается уникальная продукция, без которой не может обойтись ни одна из строящихся в нашей стране электро­станций.



Набережная Фонтанки
у Соляного городка и Пантелеимоновского моста.

Можно еще долго перечислять имена, события, факты, связанные с историей этого небольшого уголка Ленинграда.
Но все по порядку. История этого микрорайона начи­нается во втором десятилетии XVIII века.



Карта Санкт-Петербурга. 1840 год.

СКОЛЬКО островов в Ленин­граде? - вопрос этот до не­давнего времени вызывал споры. В справочниках, издан­ных лет пять-семь назад, го­ворилось: город расположен на 102 островах. Но затем начали считать. Число островов сок­ратилось до 49, затем до 44. сегодня в Ленинграде всего 42 острова.
Итак, поначалу островов бы­ло более ста, но не все из них возникли в период подъема суши, когда образовалась вод­ная магистраль - река Нева, соединившая Ладожское озеро с Балтийским морем и имев­шая при впадении в Финский залив мощную дельту.
После возникновения наше­го города к островам, обозна­ченным природой, прибавилось еще несколько, создан­ных руками человека. Не каждый знает, что микрорайон, о котором пойдет наш рассказ, являлся более шестидесяти лет одним из искусственных островов Петербурга.



Партикулярная верфь на берегу реки Фонтанки.
Фрагмент «Плана столичного города Санкт-Петербурга». 1753 год.
На плане: Косой канал от Невы к Фонтанке,
гаванец к Запасному двору, Сергиевский собор,
от которого Сергиевская улица
получила свое название,
Партикулярная верфь.

Его появление на карте го­рода связано со строительст­вом здесь первой Невской, или Партикулярной, - граждан­ской - верфи. Эта часть горо­да, примыкающая к Фонтанке, являла собой болотистую мест­ность, которую прорезали не­большие протоки, впадавшие в реку. Для осушения места под будущее предприятие прорыли каналы, устроили гати, стали привозить землю, а затем бить сваи под фундаменты будущих построек. Верфь строили на острове, образованном кана­лом, который проходил по ны­нешней улице Гангутской, за­тем сворачивал, продолжался по Соляному переулку и впа­дал в Фонтанку на месте ны­нешней улицы Пестеля.
Верфь строилась под самы­ми окнами Летнего дворца, на­ходившегося на противополож­ном берегу Фонтанки в Летнем саду.



Партикулярная верфь. План.

Вопрос о ее строительстве и месте обсуждался несколько лет, но прошло два года, ког­да 14 ноября 1717 года был вызван архитектор Г.А.Маттарнови «на работу битья свай по Малой речке, для показа­ния линий» будущего промыш­ленного предприятия Петербурга. Спроектировали верфь в мастерской архитектора Д.Трезини, строительные рабо­ты возглавлял архитектор Маттарнови, но в самый разгар их он скончался, и завершал строительство Н. Гербель.
К 1722 году Партикулярная верфь на Фонтанке уже дей­ствовала в полную силу. Наиболее раннее изображение верфи мы можем увидеть в книге А.Богданова - одного из первых историков нашего города, изданной в 1779 году. Это небольшой корпус, посередине над ним возвышается башня, увенчанная шпилем, который заканчивается флю­гером в виде кораблика. По бокам к главному зданию при­мыкают «магазейны» - сараи, где находились склады и ма­стерские. Вся постройка окру­жена каналом, по нему из близлежащих болот стекала вода, с другой стороны, он же являлся полосой противопожарной защиты. Канал был прорыт и посередине участка.



Башня Партикулярной верфи со шпилем,
через которую осуществлялся въезд
во внутренний двор предприятия.
Чертеж 1740-х годов.

Рядом с верфью, в районе нынешних улиц Гангутской, Фурманова, Пестеля и Моховой, возникла слобода рабочих Партикулярной верфи.
В истории русской техники осталось имя одного из мастеров-самоучек, работавших на Партикулярной верфи, - Алек­сея Бурцева, который в 1713 году предложил создать колесные суда, способные плавать как по ветру, так и против ветра, не замедляя хода. Бур­цев создал также и модель моста через Неву длиной в 523 сажени и высотой в 30 са­женей, мост предполагалось выстроить на «великих ду­гах» - арках.
Но какая причина побудила создавать еще одну, третью по счету, верфь в Петербурге? Ведь в городе уже работали Адмиралтейская и Галерная верфи. Партикулярная верфь на Фонтанке должна была строить главным образом реч­ные суда, которые связали бы надежным транспортом много­численные острова дельты Не­вы с возникшими на них промышленными предприятиями и слободками рабочих.



Вид Партикулярной верфи.
«Проспект по реке Фонтанке
от Грота и Запасного дворца на полдень».
Фрагмент раскрашенной гравюры Григория Качалова
с рисунка Михаила Махаева. 1751-1753 годы.

Почти вовсе не разрешали строительство в черте города мостов, отдавая предпочтение кораблям перед гужевым транспортом. Предлагалось, чтобы жители, чьи дома выхо­дят на берега Невы или рек и каналов столицы, на набереж­ных устраивали пристани для судов. Но когда строительство моста было необходимо, то выдвигалось условие - мост должен был иметь разводную часть для пропуска речных ко­раблей. Петербуржцев приуча­ли к плаванью по реке. Петр I показывал пример, разъез­жая на лодках по столице всюду, куда можно было подъехать по воде.
Партикулярная верфь изго­товляла «всякие мелкия парусныя и гребные суда: буера, доншхоуты, шлюбки, баржи, рябики, верейки и щерботы», а также строила и большие корабли, способные плавать в открытом море. Производилась здесь и оснастка для кораблей русского торгового флота.
Но на этом функции верфи на Фонтанке не заканчивались.



Шкиперское платье Петра Великого.
Художник Федор Солнцев.

Во главе ее был поставлен ко­миссар, в ведении которого находились мосты и речные переправы через многочислен­ные реки, каналы и протоки столицы. Суда, приписанные к Партикулярной верфи, были обязаны обеспечивать город­ские перевозы, которые содержались из доходов Партику­лярной верфи.



Лодочная переправа.
Вид на стрелку Васильевского острова с Дворцовой набережной.
Художник Б.Патерсен. 1790-е годы.

За перевоз че­рез Неву в петровское время поначалу с «знатных людей» брали одну копейку, солдаты и рабочие перевозились бес­платно, при условии, если у них на руках имеются доку­менты.



Переправа через Неву.
Художник А.М.Дорогов. 1840-е годы.

Во время наводнений верфь оказывала помощь горожанам, терпевшим бедствия от стихии.
Верфь на берегу Фонтанки просуществовала немногим бо­лее шестидесяти лет, до нача­ла 80-х годов XVIII века…

С.ЛЕБЕДЕВ,
историк










Сергей Лебедев.
В Соляном городке.
1. Верфь на Фонтанке.
- Ленинградский рабочий, 1979,
№ 27, 30 июня - 7 июля, с.16.



Вид Соляного городка
и Пантелеимоновской улицы (улицы Пестеля).
Художник Азат Галимов.

Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО

Ленин, «Ленинградский рабочий», музеи, Доменико Трезини, историк Сергей Лебедев, Санкт-Петербург, историк Николай Мазуренко, Летний сад, Фонтанка, Николай Мазуренко, Соляной городок, историки, улица Пестеля, Петр I, Нева, арки, Сергей Лебедев, архитектура

Previous post Next post
Up