![](http://cs622516.vk.me/v622516322/26564/HQk1czJu6qk.jpg)
Фасад Соляного городка.
Набережная реки Фонтанки, дом № 10.
Фото 2010-х годов.
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/2656c/V6KLwfaxhms.jpg)
Логотип газеты «Ленинградский рабочий»
1970-х - 1980-х годов.
ИСТОРИЯ РЯДОМ
В СОЛЯНОМ ГОРОДКЕ
1. Верфь на Фонтанке
НЕБОЛЬШОЙ микрорайон Дзержинского района Ленинграда, прилегающий к реке Фонтанке и ограниченный улицей Пестеля, Соляным переулком и улицей Гангутской, был хорошо известен петербуржцам как Соляной городок.
История этой старинной части Петербурга - Петрограда - Ленинграда необычная. Здесь бывали В.И.Ленин и Л.Н.Толстой. Перед многочисленными аудиториями выступали Достоевский, Яблочков, Маяковский. Городок - один из революционных центров Петербурга - Петрограда. В течение долгого времени здесь находилось шесть музеев.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/26575/hoAZ0_vaPqU.jpg)
Фасады Соляного городка в Соляном переулке.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/2657e/onkO1-oQe2Q.jpg)
Соляной городок с птичьего полета.
Эта часть города хранит память о славных боевых событиях, навсегда вписанных в летопись славы и доблести защитников Родины. Сегодня в цехах завода «Электропульт» создается уникальная продукция, без которой не может обойтись ни одна из строящихся в нашей стране электростанций.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/26586/bP5Ho5kx5g0.jpg)
Набережная Фонтанки
у Соляного городка и Пантелеимоновского моста.
Можно еще долго перечислять имена, события, факты, связанные с историей этого небольшого уголка Ленинграда.
Но все по порядку. История этого микрорайона начинается во втором десятилетии XVIII века.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/2658f/I1IJZRRNz8U.jpg)
Карта Санкт-Петербурга. 1840 год.
СКОЛЬКО островов в Ленинграде? - вопрос этот до недавнего времени вызывал споры. В справочниках, изданных лет пять-семь назад, говорилось: город расположен на 102 островах. Но затем начали считать. Число островов сократилось до 49, затем до 44. сегодня в Ленинграде всего 42 острова.
Итак, поначалу островов было более ста, но не все из них возникли в период подъема суши, когда образовалась водная магистраль - река Нева, соединившая Ладожское озеро с Балтийским морем и имевшая при впадении в Финский залив мощную дельту.
После возникновения нашего города к островам, обозначенным природой, прибавилось еще несколько, созданных руками человека. Не каждый знает, что микрорайон, о котором пойдет наш рассказ, являлся более шестидесяти лет одним из искусственных островов Петербурга.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/26598/v0LVNcun_E0.jpg)
Партикулярная верфь на берегу реки Фонтанки.
Фрагмент «Плана столичного города Санкт-Петербурга». 1753 год.
На плане: Косой канал от Невы к Фонтанке,
гаванец к Запасному двору, Сергиевский собор,
от которого Сергиевская улица
получила свое название,
Партикулярная верфь.
Его появление на карте города связано со строительством здесь первой Невской, или Партикулярной, - гражданской - верфи. Эта часть города, примыкающая к Фонтанке, являла собой болотистую местность, которую прорезали небольшие протоки, впадавшие в реку. Для осушения места под будущее предприятие прорыли каналы, устроили гати, стали привозить землю, а затем бить сваи под фундаменты будущих построек. Верфь строили на острове, образованном каналом, который проходил по нынешней улице Гангутской, затем сворачивал, продолжался по Соляному переулку и впадал в Фонтанку на месте нынешней улицы Пестеля.
Верфь строилась под самыми окнами Летнего дворца, находившегося на противоположном берегу Фонтанки в Летнем саду.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265a0/HgRvp5R169M.jpg)
Партикулярная верфь. План.
Вопрос о ее строительстве и месте обсуждался несколько лет, но прошло два года, когда 14 ноября 1717 года был вызван архитектор Г.А.Маттарнови «на работу битья свай по Малой речке, для показания линий» будущего промышленного предприятия Петербурга. Спроектировали верфь в мастерской архитектора Д.Трезини, строительные работы возглавлял архитектор Маттарнови, но в самый разгар их он скончался, и завершал строительство Н. Гербель.
К 1722 году Партикулярная верфь на Фонтанке уже действовала в полную силу. Наиболее раннее изображение верфи мы можем увидеть в книге А.Богданова - одного из первых историков нашего города, изданной в 1779 году. Это небольшой корпус, посередине над ним возвышается башня, увенчанная шпилем, который заканчивается флюгером в виде кораблика. По бокам к главному зданию примыкают «магазейны» - сараи, где находились склады и мастерские. Вся постройка окружена каналом, по нему из близлежащих болот стекала вода, с другой стороны, он же являлся полосой противопожарной защиты. Канал был прорыт и посередине участка.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265a9/09a_sqf6VRs.jpg)
Башня Партикулярной верфи со шпилем,
через которую осуществлялся въезд
во внутренний двор предприятия.
Чертеж 1740-х годов.
Рядом с верфью, в районе нынешних улиц Гангутской, Фурманова, Пестеля и Моховой, возникла слобода рабочих Партикулярной верфи.
В истории русской техники осталось имя одного из мастеров-самоучек, работавших на Партикулярной верфи, - Алексея Бурцева, который в 1713 году предложил создать колесные суда, способные плавать как по ветру, так и против ветра, не замедляя хода. Бурцев создал также и модель моста через Неву длиной в 523 сажени и высотой в 30 саженей, мост предполагалось выстроить на «великих дугах» - арках.
Но какая причина побудила создавать еще одну, третью по счету, верфь в Петербурге? Ведь в городе уже работали Адмиралтейская и Галерная верфи. Партикулярная верфь на Фонтанке должна была строить главным образом речные суда, которые связали бы надежным транспортом многочисленные острова дельты Невы с возникшими на них промышленными предприятиями и слободками рабочих.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265b2/i5spQLrOTi8.jpg)
Вид Партикулярной верфи.
«Проспект по реке Фонтанке
от Грота и Запасного дворца на полдень».
Фрагмент раскрашенной гравюры Григория Качалова
с рисунка Михаила Махаева. 1751-1753 годы.
Почти вовсе не разрешали строительство в черте города мостов, отдавая предпочтение кораблям перед гужевым транспортом. Предлагалось, чтобы жители, чьи дома выходят на берега Невы или рек и каналов столицы, на набережных устраивали пристани для судов. Но когда строительство моста было необходимо, то выдвигалось условие - мост должен был иметь разводную часть для пропуска речных кораблей. Петербуржцев приучали к плаванью по реке. Петр I показывал пример, разъезжая на лодках по столице всюду, куда можно было подъехать по воде.
Партикулярная верфь изготовляла «всякие мелкия парусныя и гребные суда: буера, доншхоуты, шлюбки, баржи, рябики, верейки и щерботы», а также строила и большие корабли, способные плавать в открытом море. Производилась здесь и оснастка для кораблей русского торгового флота.
Но на этом функции верфи на Фонтанке не заканчивались.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265ba/GWN_0ew3YR4.jpg)
Шкиперское платье Петра Великого.
Художник Федор Солнцев.
Во главе ее был поставлен комиссар, в ведении которого находились мосты и речные переправы через многочисленные реки, каналы и протоки столицы. Суда, приписанные к Партикулярной верфи, были обязаны обеспечивать городские перевозы, которые содержались из доходов Партикулярной верфи.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265c3/0tTJHUgyqxg.jpg)
Лодочная переправа.
Вид на стрелку Васильевского острова с Дворцовой набережной.
Художник Б.Патерсен. 1790-е годы.
За перевоз через Неву в петровское время поначалу с «знатных людей» брали одну копейку, солдаты и рабочие перевозились бесплатно, при условии, если у них на руках имеются документы.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265cc/KLVLI12GziQ.jpg)
Переправа через Неву.
Художник А.М.Дорогов. 1840-е годы.
Во время наводнений верфь оказывала помощь горожанам, терпевшим бедствия от стихии.
Верфь на берегу Фонтанки просуществовала немногим более шестидесяти лет, до начала 80-х годов XVIII века…
С.ЛЕБЕДЕВ,
историк
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265d4/_atVHS82Bn0.jpg)
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265dd/rvEs4JySgpg.jpg)
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265e5/4s6v7bz4abE.jpg)
Сергей Лебедев.
В Соляном городке.
1. Верфь на Фонтанке.
- Ленинградский рабочий, 1979,
№ 27, 30 июня - 7 июля, с.16.
![](http://cs622516.vk.me/v622516322/265ec/uBuRHrh3J7s.jpg)
Вид Соляного городка
и Пантелеимоновской улицы (улицы Пестеля).
Художник Азат Галимов.
Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО