Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ. Проекты, пережившие века. - Неделя, 1978, № 43, 23-29 декабря.

Feb 18, 2015 06:21



ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ



Московский проспект, дом № 9. Главный корпус
Санкт-Петербургского государственного
университета путей сообщения
императора Александра I, ранее носившего название
Ленинградского института
инженеров железнодорожного транспорта
имени академика В.Н.Образцова (ЛИИЖТ).



Логотип еженедельника «Неделя».

Сергей  ЛЕБЕДЕВ

ПРОЕКТЫ, ПЕРЕЖИВШИЕ ВЕКА

На мраморной доске, укреплен­ной на стене второго этажа Ленинградского института ин­женеров железнодорожного транспорта имени академика В.Н.Образцова (ЛИИЖТ), - строчка из манифеста, учреждавшего в России первый Институт путей сообщений, «в коем юношеству, желающему посвятить себя сей важной части, открыты будут все источники наук…». Рядом дверь - «Научно-тех­ническая библиотека. Основана в 1809 году».





Августин Авгу­стинович Бетанкур.

Основатель института Августин Авгу­стинович Бетанкур направил в год от­крытия учебного заведения в Западную Европу своих помощников, поручив им закупить книги по технике, транспорту, инженерно-техническим сооружениям: каналам, плотинам, мостам, строительст­ву путей и сообщений. Эти труды, а также книги и документы ликвидирован­ного Департамента водяных коммуника­ций положили начало богатейшему со­бранию институтской библиотеки. Позд­нее сюда стекались проекты всех строя­щихся в стране транспортных сооруже­ний.
Многие из сохранившихся проектов и документов представляют и в наши дни огромный интерес и ценность. Имена, события, факты, подчас годы борьбы стоят за этими пожелтевшими от време­ни рисунками, чертежами, планами…



Иван Петрович Кулибин (1735-1818).

Трудной и очень долгой, например, была история рождения первого постоян­ного моста через Неву. Проект выдаю­щегося самоучки - русского механика Ивана Петровича Кулибина - поистине уникален. Он предлагал создать мост одноарочный и построенный целиком из дерева.



Мост Ивана Кулибина через Неву. Проект.

В рукописном отделе библиоте­ки ЛИИЖТа хранится чертеж одной дета­ли этого смелого плана - проект решет­ки. Неосуществленным оказался и про­ект одиннадцатиарочного моста, выпол­ненный по заказу Екатерины II членом Болонской академии Ф.Миноцци.



Мост-пассаж,
разработанный архитектором Фламиниа Миноцци.
Проект. 1788 год.

По мысли автора мост должен был быть двухэтажным. На первом этаже разме­щались магазины, кафе, просмотровые площадки, по второму - шла проезжая часть.



Выдающийся государственный и военный деятель России,
инженер и архитектор, генерал-губернатор,
генерал-фельдмаршал
граф Христофор Антонович Миних (1683-1767).

В уникальном собрании хранятся две­надцать проектов защиты города на Не­ве от наводнений. Как известно, Ленин­град пережил более трехсот наводнений. Первый проект датирован 1727 годом и принадлежит Б.К.Миниху. Он предло­жил вокруг каждого острова возвести защитную земляную дамбу. Самым инте­ресным и самым смелым для своего времени был проект Базена.



Выдающийся инженер путей сообщения,
математик, механик генерал-лейтенант
Петр Петрович (Пьер-Доминик) Базен (1786-1838).

Автор решил создать в Финском заливе защитную дамбу, которая смогла бы противостоять ветровому нагону воды из Финского за­лива. Сегодня в Финском заливе созда­ется система, которая позволит успешно справиться с наводнениями. И в ее ос­нову положена идея, высказанная еще в прошлом веке Базеном.



Мемориальная доска на фасаде
Царскосельского (Витебского) вокзала.
Надписи на доске:
«Францу Антону фон Герстнеру
автору проекта и строителю
первой в России железной дороги - Царскосельской».
«Движение открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года».

Интересна история возникновения же­лезнодорожного транспорта в нашей стране. В двухтомном деле известного механика и инженера Ф.А.Герстнера изложена история строительства первой железнодорожной дороги в России: Пе­тербург - Царское Село.



Царскосельская железная дорога.
Акварель. 1830-е годы.

Здесь же хра­нятся уникальные документы о строи­тельстве самой большой железнодорожной магистрали середины XIX века в Ев­ропе, связавшей Петербург с Москвой;



Мост Транссиба.

а также «Железнодорожная коллекция» профессора А.И.Баландина, где изложены все материалы по Великому Сибирско­му пути и сети южных и балтийских дорог.



Бюст архитектора и художника Огюста Монферрана
в Исаакиевском соборе.

Отдел архитектуры располагает самым большим собранием чертежей, рисунков и проектов выдающегося французского ар­хитектора Огюста Монферрана. В их чи­сле около тысячи листов чертежей Исаакиевского собора. Значительный инте­рес представляет альбом с акварелями Монферрана. Рисунки запечатлели все этапы строительства Александровской колонны от закладки, поднятия мону­мента до грандиозного парада при тор­жестве открытия.



Металлические конструкции
внутри купола Исаакиевского собора.
Литография по рисунку Огюста Монферрана.

Альбом никогда не из­давался полностью. Исследователям твор­чества Монферрана предстоит еще изу­чить «журнал», который вел А.Адамини - его ближайший помощник по воз­ведению колонны на Дворцовой площади и всех колонн Исаакиевского собора.



Установка монолита
на фундамент Александровской колонны.



Ангел Александровской колонны.



Подъем и установка Александровской колонны
на Дворцовой площади С-Петербурга в августе 1832 года.
Литография с оригинала О.Монферра. 1836 год.

В коллекции библиотеки находятся два первоначальных варианта памятников М.О.Микешина - памятника Екатери­не II, открытого в 1873 году на Невском проспекте, и памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. В первом варианте па­мятника «Тысячелетие России» можно за­метить существенную разницу с монументом.



Открытие памятника «Тысячелетие России»
в Новгороде в 1862 году.
Художник Богдан Павлович Виллевальде. 1864 год.

Дело в том, что Александр II отверг предложение Микешина поместить на памятнике фигуру поэта-демократа Т.Г.Шевченко, а новгородцы в свою очередь настояли, чтобы с памятника была убрана фигура Ивана Грозного, уничтожившего независимость Новгоро­да.



Свято-Троицкий (Измайловский) собор
в Санкт-Петербурге.

В 1828 году на Измайловском проспек­те по проекту выдающегося русского ар­хитектора В.П.Стасова заложили Тро­ицкий собор. Шесть лет шли работы по его возведению, и, когда они подходили к концу, произошло чрезвычайное проис­шествие: 23 февраля 1834 года над Пе­тербургом пронесся невиданной силы ура­ган. Последствия были огромны: со мно­гих домов снесло крыши, на берега Не­вы было выброшено несколько барж. Главный купол собора опрокинулся и по­вис, застряв между двумя соседними ко­локольнями. Архитектора арестовали. Од­нако специальная комиссия, созданная для расследования причины разрушения, установила, что расчет металличе­ских стропил, использованных при со­оружении купола, был правильный. Стасова признали невиновным, но проектирование нового купола пору­чили директору Института путей и сообщений П.П.Базену, и тот вме­сто металлических стропил применил де­ревянные фермы. Купол Троицкого со­бора, окрашенный в синий цвет, хорошо виден со многих точек Ленинграда. Ему сейчас более ста сорока лет. Это самый большой купол в нашей стране, и он це­ликом построен из деревянных конструк­ций.



В наше время при губернаторе Валентине Матвиенко
самый большой купол в России,
созданный из деревянных конструк­ций -
знаменитый купол Троицкого (Измайловского) собора
сгорел, но был восстановлен.
Горит купол Троицкого (Измайловского) собора.
Фото 25 августа 2006 года.

Сохранились документы, вскрывающие историю шпиля собора Петропавловской крепо­сти.



Петропавловский собор.
Художник Ф.Клагенс.
Гравюра Д.Гобберта. 1834 год.

Это случилось в 1855 году. Петер­буржцы заметили, что флюгер - фигура ангела на Петропавловском соборе - не­естественно раскачивается и в любую минуту может упасть. Забили тревогу. Заключение комиссии, осмотревшей шпиль, было единодушно: деревянный шпиль необходимо разобрать и поставить новый. Но какой? Архитектор Тон пред­ложил создать его из кирпича, другие авторы - снова из дерева, группа инже­неров предложила из чугуна.



Конструкция металлического шпиля
Петропавловского собора
в виде решетчатой восьмигранной башни
высотой 48,5 метров, спроектированного
Дмитрием Ивановичем Д.И.Журавским (1821-1891).

Выпускник института инженер Д.И.Журавский, строивший до этого мосты на железной дороге между Петербургом и Москвой, разработал интересную конструкцию шпиля, построенного из железа. Несмот­ря на то, что применение железа тогда только входило в инженерную практику, было решено принять проект Журавско­го как самый совершенный. Шпиль Жу­равского высотой пятьдесят метров ук­рашает Ленинград и по сей день.



Шпиль Петропавловского собора в лесах
во время недавней реставрации.

…Тонкие линии чертежей, чуть-чуть поблекшие от времени акварельные крас­ки, позолота на книжных обрезах, альбо­мы в старинных переплетах, большие ма­терчатые папки. Проекты, рисунки, пла­ны… Перед мысленным взором проходят десятилетия, и отчетливо видно, как из­менялась работа человеческой мысли, росла техническая мощь страны.
Собрание продолжает расти. В дар рукописному отделу библиотеки ЛИИЖТа профессор В.И.Чемен передал свою коллекцию рисунков мостов всего ми­ра - три тысячи изображений, ставшие прекрасным подспорьем инженерам-мостостроителям. Сюда поступил также личный архив и библиотека академика А.М.Фролова, переданы проекты ряда Закавказских железных дорог. Сотруд­ники библиотеки обратились к ветеранам проектирования Байкало-Амурской маги­страли с просьбой передать им на хране­ние документы, воспоминания, фотогра­фии. Первые материалы уже поступили.
Все, что хранит рукописный отдел библиотеки, вобрало в себя знания мно­гих поколений, и, обращаясь к ним, спе­циалисты черпают из этой сокровищни­цы необходимые сведения, учатся рабо­тать и создавать.




С.ЛЕБЕДЕВ.
Проекты, пережившие века.
- Неделя, 1978, № 43, 23-29 декабря.



Памятник основателю
Института Корпуса инженеров путей сообщения
Августину Бетанкуру на Обуховской площади
перед ректорским корпусом
Санкт-Петербургского государственного
университета путей сообщения
императора Александра I, ранее носившего название
Ленинградского института
инженеров железнодорожного транспорта
имени академика В.Н.Образцова (ЛИИЖТ).



По железной дороге летит паровоз.

Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО

историк Сергей Лебедев, Дворцовая площадь, художники, историк Николай Мазуренко, Петропавловская крепость, Николай Мазуренко, Троицкий собор, книги, Невский проспект, наводнения, Александровская колонна, Нева, Александр II, Царское Село, строительство, Сергей Лебедев, Екатерина II, памятники, академики

Previous post Next post
Up