Историк Сергей ЛЕБЕДЕВ. Партикулярная верфь. - Вечерний Ленинград, 1974, № 243, 16 октября.

Feb 17, 2015 02:36





Здание Двенадцати коллегий.
Художник Евгений Евгеньевич Лансере. 1903 год.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ




Сергей  ЛЕБЕДЕВ

ПАРТИКУЛЯРНАЯ ВЕРФЬ

С ЧЕГО начался, когда и где воз­ник, каково происхождение город­ского транспорта нашего города?
В сообщении одного из первых летописцев А.Богданова в его книге «Историческое, географиче­ское и топографическое описание Санкт-Петербурга», изданной в 1779 году, говорится: «Петр Вели­кий в отвращение роскоши, издер­живающей на кареты и лошадей великое число денег, а заохочивая здешних жителей к водной покой­ной и меньше убыточной езде, и желая уподобить Петербург Вене­ции, повелел заготовить довольное число шлюпок и оные раздать всем знатным особам для их домовой езды, также коллегиям и концеляриям для езды тех мест членам и служителям в присутственныя свои места, которые суда розданы были безденежно, для обзавожения на первый случай».





Партикулярная верфь.
Фрагмент плана Санкт-Петербурга. 1753 год.

Решение проблемы транспортно­го сообщения взяла на себя Пар­тикулярная - гражданская - верфь, заложенная на Фонтанке. Для строительства ее был вызван в 1717 г. архитектор Г.-И.Маттарнови. В плане верфь имела вид замкнутого прямоугольника, одна из сторон которого незастроенной частью выходила на Фонтанку. Первоначально она была выполнена «деревянным строением». В 30 - 40-х годах XVIII века ее стены пе­ревели в камень. Внутренний двор, где протекала жизнь предприятия, был прорезан тремя соединявши­мися каналами, и на островах, об­разованных ими, строили, ремон­тировали, красили, шпаклевали, смолили продукцию верфи.



План Партикулярной верфи
на берегу реки Фонтанки - участок дома № 10.

Не случаен выбор места Парти­кулярной верфи почти под самы­ми окнами Летнего дворца, стояв­шего в Летнем саду: Петр заботил­ся обо всем, что касалось русско­го флота, - он мог, не выходя из покоев или прогуливаясь в саду, наблюдать за работой предприя­тия. Сейчас территорию верфи за­нимает комплекс зданий, ограни­ченный улицей Пестеля, Соляным переулком и улицей Гангутской.



Башня Партикулярной верфи со шпилем,
через ворота которой осуществлялся въезд
во внутренний двор предприятия.
Чертеж 1740-х годов.

Главный вход на верфь был от­мечен высокой башней со «шпи­цем», который заканчивался флю­гером в виде кораблика, очень по­хожего на тот, который и сегодня украшает иглу Адмиралтейства. Там, где стены под прямым углом шли к реке, имелись постройки, также увенчанные шпилями, но уже меньшей высоты. Вся верфь была окружена каналом, огибав­шим ее с трех сторон. Он служил защитной полосой для опасного в пожарном отношении объекта. На верфи строились суда на «манер» европейских судов подобных клас­сов.
Во главе Партикулярной верфи стоял невский адмирал или «ко­миссар», который был ответствен за обеспечение города перевозами, связавшими различные части Пе­тербурга хорошо налаженной се­тью водного транспорта. Со време­нем к непосредственным обязанно­стям невского адмирала - осуще­ствлению строительства, ремонту речных судов, содержанию перево­зов - добавили регулирование и поддержание нормального движе­ния по водной глади Невы и ее притокам. Затем в ведение началь­ства верфи перешла эксплуатация Исаакиевского наплавного моста. Верфь выполняла также очистку фарватера Невы, ее рукавов и каналов города, а во время навод­нений суда ее должны были оказы­вать помощь терпевшим бедствие жителям города.



Вид Партикулярной верфи.
«Проспект по реке Фонтанке
от Грота и Запасного дворца на полдень».
Фрагмент раскрашенной гравюры Григория Качалова
с рисунка Михаила Махаева. 1751-1753 годы.

Партикулярная верфь долгое время являлась монополистом и взимала пошлину за право проез­да по Неве, Большой и Малой Невкам. Эти деньги шли частично на содержание, ремонт и строительст­во пристаней и мест, где были уст­роены перевозы. Таких к концу XVIII века насчитывалось около двух десятков. Плата за проезд в один конец стоила две копейки - деньги по тому времени немалые.



Учрежденный царем Петром I Великим
флаг судов Невского флота.

Выходцы из глубинных районов России, какими являлись первые петербургские «мореходы», не име­ли необходимых навигационных навыков. По указу каждое воскре­сенье, начиная с весны и до глу­бокой осени, по пушечному выст­релу из крепости Невские корабе­лы собирались на учения, и «Нев­ская флотилия» в течение несколь­ких часов, а то и весь день трени­ровалась в искусстве вождения своих «кораблей».



Ботик Петра I.
Художник Евгений Евгеньевич Лансере. 1906 год.

Впереди с раз­вевающимся флагом шел флагман «маленького флота» - парусник нев­ского адмирала, который проделы­вал всевозможные маневрирова­ния. Следовавшие за ним осталь­ные участники «экзерции» обяза­ны были проделать то же самое. Если владелец судна не являлся на «экзерции», с него брался штраф в размере трех рублей.



Увеселительная прогулка на лодках.
Художник В.-К.Ластеври. Конец XVIII века.

В течение долгого времени в на­шем городе существовала ориги­нальная традиция: когда Нева вскрывалась ото льда и проходил ладожский лед, невский адмирал садился в лодку и, отдав крепости салют, которая в свою очередь от­вечала ему ответным залпом, на­правлялся в сторону Зимнего двор­ца. На середине Невы шлюпка останавливалась. Невский адмирал зачерпывал из реки в большой ку­бок воду. После этого лодка на­правлялась к дворцу. Невский ад­мирал шел к императору и отдавал ему кубок. Эта церемония оз­начала официальное начало нави­гации на Неве.



Церемония вскрытия Невы.
Гравюра 1869 года.

Держать верфь - большое пред­приятие - в центре города напротив Летнего сада, места отдыха знати, со временем стало неудобно. В марте 1780 года из Адмиралтей­ской коллегии последовал приказ о выводе Партикулярной верфи. Ее обязанности взяла на себя Го­родская верфь. Официальный указ о строительстве ее последовал 21 февраля 1784 года, но только через два года было приказано унич­тожить Партикулярную верфь. Это дает основание полагать, что Партикулярная верфь просуществова­ла до весны 1786 года.



Лодочная переправа.
Вид на стрелку Васильевского острова с Дворцовой набережной.
Художник Б.Патерсен. 1790-е годы.

Помещения верфи были переде­ланы под склады соли и вина, а со стороны Фонтанки были выст­роены здания, которые замкнули планировку комплекса. Со време­нем был засыпан и канал, отде­лявший верфь от остальной части города. Он определил планировку частей нынешних улиц Пестеля и Гангутской, а также Соляного пе­реулка. В народе вскоре этот ком­плекс зданий получил название Соляного городка.



Фасад Соляного городка.
Набережная реки Фонтанки, дом № 10.
Фото 2010-х годов.







С.ЛЕБЕДЕВ.
Партикулярная верфь.
- Вечерний Ленинград, 1974, № 243, 16 октября.



Речные корабли на Неве во времена Петра Великого.

Подготовил
Николай МАЗУРЕНКО

историк Сергей Лебедев, Адмиралтейство, Зимний дворец, историк Николай Мазуренко, Летний сад, Фонтанка, Николай Мазуренко, Соляной городок, историки, флот, наводнения, улица Пестеля, Петр I, Нева, Пантелеймоновская улица, строительство, Сергей Лебедев

Previous post Next post
Up