Рижское гетто, часть первая

Feb 07, 2020 21:15





Рижское гетто...

Московский форштадт...  Здесь, с осени 1941 по осень 1943 года существовало еврейское гетто - четвёртое по величине на территории Советского Союза, после Вильнюса, Каунаса и Минска. Здесь руками нацистов творились ужасы Холокоста*. История рижского гетто хорошо изучена, но мало популярна теперь, поскольку затрагивает она многие неудобные вопросы не только истории латвийской в целом, но и некоторые аспекты современной политики. Однако знать про трагедию рижского гетто необходимо**. Знать для того, чтобы страшные преступления прошлого никогда не повторились в будущем…



Евреи на латвийской земле

Первые постоянные еврейские поселения в Курземе датируются концом XVI века. C 1571 года в городке Пилтене евреям разрешалось приобретать недвижимость, возводить жилые и молитвенные дома.

В Латгалии евреи, выходцы с украинских и белорусских земель,  входивших в состав Речи Посполитой, селились примерно с середины XVII века. После присоединения в 1772 году этого региона к Российской империи там проживало около 5 тысяч евреев.В Риге, на Московском форштадте, у пересечения нынешних улиц Лачплеша и Маскавас с 1638 года упоминается первое в городе еврейское подворье. В то время этот район находился вне городской черты и в дальнейшем, здесь была сосредоточена значительная часть еврейского населения города. В основном же рижская еврейская община формировалась со второй половины XVIII века. К началу Первой мировой войны на территории Латвии проживало почти 190 тысяч евреев.



Польские евреи на Ратушной площади в Риге, 1842 г., худ. Т.Н.Рикман

Государственная независимость Латвии была провозглашена 18 ноября 1918 года. Первым министром иностранных дел стал Зигфрид Анна Мейеровиц (1887-1925), сын еврея и латышки. Этот выдающийся политический деятель сыграл исключительно важную роль в международном признании Латвийской Республики.   В молодом государстве всем национальным меньшинствам тогда были гарантированы не только политические права, но также право на национально-культурную автономию. При Министерстве просвещения был создан Еврейский отдел, руководивший широкой сетью школ с обучением на идише, иврите, немецком и русском языках.

Евреи внесли существенный вклад в экономическое процветание Латвии. Значительную роль они сыграли в становлении и развитии финансовой системы страны. Еврейские финансисты принимали участие во введении национальной валюты - лата.

Богатой и насыщенной являлась довоенная культурная жизнь еврейской общины. В 1920-е годы в Риге работала Еврейская народная консерватория, в 1920-1930-х годах существовало два театра. Широко известны были выдающиеся еврейские музыканты.

Развивалась еврейская пресса. На идиш, немецком и русском языках выходили десятки газет и журналов. В спорте достойное место занимали еврейские спортивные общества «Хакоах» и «Маккаби». По всей стране действовало 200 религиозных общин.  В 1930 году почти половина латвийских евреев работала в торговле, около трети - в промышленности, значительная часть была занята в медицине, свободных профессиях и на транспорте.



Согласно предвоенной переписи населения в 1935 году в Латвии проживало 93 479 евреев, в том числе 43 672 - в Риге (11.34 % рижан). Существовали еврейские партии, культурные, религиозные, медицинские, образовательные и другие национальные организации. Выпускались печатные издания на языках идиш и иврит, евреи избирались в латвийский парламент - Сейм. Членом правительства был известный еврейский общественный деятель и учёный-правовед Пауль Минц.

* Холокост (гр. holokauston - всесожжение) - массовое уничтожение евреев нацистами в 1939-1945 годах. Широко употребляется также словосочетание «Катастрофа европейского еврейства». Иногда в литературе на русском и других языках используется ивритское обозначение - Шоа («бедствие», «катастрофа»).

** Данная глава подготовлена с использованием научных материалов доктора истории Григория Смирина.

*** Идиш (также новоеврейский, разговорно-еврейский, «жаргон») -  язык, относящийся к германской группе индоевропейской семьи языков, письменность создана на основе древнееврейского алфавита. Сложился в Х-ХIV веках на основе одного из верхненемецких диалектов, с привнесением элементов древнееврейского языка. Позднее имела место некоторая славянизация. Перед Второй мировой войной на идише говорили примерно 11 миллионов человек.

**** Иврит - современная модификация древнееврейского языка. Относится к семитской ветви афразийской семьи языков. Письменность на основе древнееврейского алфавита. В настоящее время является официальным языком Государства Израиль.

17 июня 1940 года в Латвию был введён контингент Красной Армии, в дополнение к уже размещённому здесь ранее, согласно советско-латвийскому договору о взаимопомощи от 5 октября 1939 года. В надежде на демократические перемены в стране, противники авторитарного режима К.Ульманиса вышли встречать советские войска. Отношение к этому событию левонастроенных людей - как латышей, так и представителей национальных меньшинств было единым. Произошли столкновения с полицией. В результате были ранены 29 человек, двое из которых скончались. Нацистская пропаганда приписывала восторженную встречу советских войск евреям вообще - независимо от их социального положения и политической ориентации. Этот оказавшийся чрезвычайно устойчивым стереотип продолжает бытовать среди части населения Латвии вплоть до наших дней.В 1940 году Латвия была включена в состав Советского Союза. Все банки, промышленные и торговые предприятия, в том числе и еврейские, были национализированы.В ночь на 14 июня 1941 года в отдалённые районы СССР были вывезены 14 476 жителей Латвии (по другим данным, 15 424 чел.). Из числа депортированных, 81,27 % составляли латыши, 11,70 % евреи, 5,29 % русские. Если принять во внимание, что при доле 4,8 % в общей численности населения довоенной Латвии, 1771 еврей составлял более 11 % репрессированных, это был наивысший процент среди всех этнических групп. Тем не менее, в латышской среде усиленно распространялись слухи о том, что именно злокозненные евреи составляли списки для депортации. Эти надуманные обвинения в дальнейшем стали одним из поводов, для расправы нацистов над еврейским населением.В июле 1941 года вся Латвия была оккупирована гитлеровскими войсками. В Риге, Лиепае и Даугавпилсе были организованы гетто. Всего в Латвии насчитывается более двухсот мест массового уничтожения, где погибло более 70 тысяч латвийских евреев, а также десятки тысяч евреев, депортированных сюда из других европейских стран.

После окончания Второй мировой войны от довоенной латвийской еврейской общины осталось около 14 тысяч человек. Выжили прежде всего те, кто успел эвакуироваться...

Начало войны

Война пришла на латвийскую землю 22 июня 1941 года. В этот день гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Многие жители Латвии вступили в борьбу с захватчиками. Так, уже в первые дни войны стали формироваться добровольческие отряды Латвийской рабочей гвардии, которые в дальнейшем героически сражались с нацистами.Однако, нашлось немалое число и тех, кто приветствовал немецкие войска, как своих «освободителей». Вооружённые группы антисоветских повстанцев, или так называемые «национальные партизаны» нападали на отступавших красноармейцев, обстреливали группы беженцев, проводили акции саботажа. Известно, что пронацистское подполье активно создавалось накануне войны под контролем германских спецслужб. Его организаторами и координаторами являлись агенты абвера (германской военной разведки), бывшие офицеры латвийской армии А.Плеснерс, В.Деглавс и др. В Латвии насчитывалось до 20 таких организованных антисоветских групп. По замыслу германских секретных служб деятельность этих вооружённых формирований должна была быть кратковременной и ограничиться в основном еврейскими погромами. Позднее, когда вся территория Латвии уже была занята немцами, 8 июля 1941 года, приказом командира эйнзацгруппы А* В.Шталеккера все эти группы были расформированы, им было приказано сдать оружие. В дальнейшем боевики из этих отрядов влились в «самоохрану» и латышскую вспомогательную полицию.

* Эйнзацгруппа А (нем. «оперативная группа А») - одно из четырёх созданных нацистами в мае 1941 года специальных мобильных формирований полиции безопасности и СД для уничтожения евреев на территории Советского Союза. Насчитывала около 1000 солдат и офицеров СС. Действовала в составе группы армий «Север» в Прибалтике, северной части Белоруссии, Псковской и Ленинградской областя).СС (нем. SS - сокр. от Sсhutzstаffeln - охранные отряды) - военизированные формирования нацистской партии, ставшие со временем главной террористической организацией в Германии и на оккупированных территориях.СД (нем. SD - сокр. от Sicherheitsdienst - служба безопасности) - служба разведки и контрразведки СС.

Бои за Ригу разгорелись 29-30 июня. В центре рвались снаряды, пылала церковь Св. Петра - главный рижский символ. Немецкие части наступали с запада, в самом же городе боевики «пятой колонны» стреляли с крыш, чердаков, из окон домов, в основном у железнодорожного вокзала и вдоль центральной улицы Бривибас.



Подбитый советский танк на мосту через Даугаву, июль 1941 г.

Официально эвакуация не объявлялась, однако на вокзале стояло несколько поездов. В царившей тогда неразберихе, никто не мог сказать, как и когда они отправятся. Говорили, что Даугавпилс уже занят немцами и потому единственным направлением для отхода оставался путь на Валку и Псков. Многие люди, стремившиеся покинуть город и не нашедшие себе места, возвращались с вокзала домой. Другие останавливали грузовики и просили шоферов взять их с собой. По дороге водители зачастую портили и бросали автомобили, оставляя своих пассажиров на произвол судьбы. Многие гражданские уходили вместе с частями отступавшей Красной Армии. Немало беженцев погибло по дороге. Те же, кто оставался, кто не состоял в компартии, в комсомоле и не работал в советских органах власти - не видели для себя большой угрозы. Из числа рижских евреев, город успели покинуть около 10 тысяч человек.

К 1 июля бои на улицах Риги прекратились. Вступавшую в город немецкую армию радостно встречали нарядно одетые люди с букетами цветов в руках. Повсюду развевались полотнища со свастикой и национальные латвийские флаги.



Встреча немецких войск в Риге 1 июля 1941 г., сквер у Оперного театра.

По радио звучал прежний гимн Латвии «Dievs, svētī Latviju!» и песня Хорста Весселя*.

* «Знамёна ввысь!» (1927 г.) - официальный гимн германской нацистской партии (NSDAP) в 1930-1945 годах.



«Патриоты» и их жертвы, июль 1941 года

Национально настроенное население было уверено, что c приходом нацистского режима начинается новая эра латвийской независимости. Но реальность разбила их наивные иллюзии. С 8 июля 1941 г. немцы запретили латышским патриотам использование национальной символики и распустили действовавшие с началом войны националистические вооружённые отряды. Вместо них стала создаваться латышская вспомогательная полиция, носившая зелёные повязки с надписью Hilfspoizei.



Здание Сейма Латвийской республики (ранее Дом Лифляндского рыцарства), где в годы нацистской оккупации находился штаб высшего руководителя СС и полиции в Остланде

Оккупированная гитлеровцами Латвия в качестве генерального округа „Lettland” (во главе с генеральным комиссаром) входила в рейхскомиссариат Остланд (с центром в Риге), включавший помимо неё  Эстонию, Литву и часть Белоруссии. Территория Латвии была поделена на шесть областей, возглавлявшихся гебитскомиссарами: город Рига, Рижский сельский район, Либава (Лиепая), Митава (Елгава), Вольмар (Валмиера) и Динабург (Даугавпилс).



Колонна арестованных евреев, конвоируемая лицами в штатском. Рига, бульвар Бривибас, июль 1941 г.

Первые дни июля 1941 года стали для многих днями реванша и жестокой мести. Немедленно началось преследование просоветски настроенных людей, акции насилия против еврейского населения. По городу прокатилась волна арестов и убийств. В Рижскую центральную тюрьму (ул. Маза Матиса, 3) стали свозить арестованных евреев-мужчин, большинство из которых затем были расстреляны в Бикерниекском лесу*. Некоторых расстреливали прямо на тюремном дворе и потом зарывали у стен тюрьмы, на кладбище Матиса. По неполным немецким данным, только за первые две недели (с 1 по 15 июля 1941 года) в эту тюрьму были заключены около 2400 евреев.



Элла Медалье (Гутман), фото 1939 года

Вспоминает Элла Медалье:

«В первый же день оккупации, поздно вечером, к нам постучали. Я открыла дверь. В коридоре на лестничной клетке стояла небольшая банда латышей, несколько юнцов лет 16-17. Возглавлял их наш сосед. Его я хорошо знала: с первых же дней моего приезда в Ригу, в этот старый 5-этажный дом на Томсона, 13 [кв. 4], он всегда подобострастно здоровался со мной, уже издалека снимая шапку. А теперь, бесцеремонно ворвавшись в нашу квартиру, грубо и нагло приказал моему мужу немедленно одеться и следовать за ними, якобы на работу. Мы попрощались. Я видела, что Пинхас старается побороть страх перед неизвестным и держаться бодро. Мы оба пытались в тот миг скрыть нахлынувшее предчувствие, что это навсегда… Больше я его никогда не видела. Лишь после войны узнала, что моего мужа, как и многих других молодых евреев, способных оказать палачам сопротивление, фашисты увезли в ту ночь в Бикерниекский лес и расстреляли».

* Бикерниекский лес - район Риги, где в июле 1941 года нацисты начали расстреливать евреев. Кроме местных, там убивали и евреев, привезённых из других европейских стран. Кроме того, в Бикерниекском лесу казнили советских активистов, антифашистов и пленных красноармейцев - всего, по данным судебного процесса 1946 года (Рига), более 46 тысяч человек. Современные латвийские историки оценивают число убитых и погребённых там жертв нацизма в 35 тысяч человек. В 2001 году в Бикерниекском лесу был открыт мемориал.



Евреи в Бикерниекском лесу в Риге в ожидании расстрела, июль 1941 г.

Вспоминает Эльмар Ривош:

«Откуда-то появились латыши-добровольцы, с повязками национальных цветов на рукаве. По нескольку человек, иногда в сопровождении немца, [они] начали обходить дома. Дворники должны указывать квартиры евреев. Приходили, обыскивали, били, забирали ценные вещи, большинство мужчин забирали».

Свидетельствует Макс Кауфман:

«Они шли от дома к дому и вытаскивали оттуда моих единоверцев. Людей группами отправляли в управление полиции, полицейские участки и тюрьмы. В роли охраны выступали молодые латыши, облачённые в гражданскую одежду и вооружённые винтовками. На рукавах у них виднелись красно-белые повязки. Не заставили себя ждать и побои с  грабежами. Многие были расстреляны в своих же собственных квартирах».

Вспоминает Тевель Глезер:

«Нашу квартиру стали посещать разные группы латышей, которые грабили и издевались над нами... Через несколько дней начали приходить немецкие офицеры и забирать недостающую им мебель... Однажды вечером в нашу квартиру ворвались четыре рослых латыша, которые унесли в стоявшую у дома машину всё, что представлялось им ценным. Они издевались над моей мамой, которая пыталась им возражать, били её прикладом револьвера по голове».

Во время многочисленных «ночных акций», группы грабителей повсеместно вламывались в еврейские квартиры, выискивая более зажиточные, избивали людей, требовали деньги и ценности. Эти действия зачастую сопровождались арестами евреев-мужчин.



Бикерниеки. Эксгумация жертв нацистских убийц. Фото 1944 г.

Эльмар Ривош свидетельствует:

«Стыдно, как все заругали большевиков. Ругают за всё. Вчерашние „большевики” стали ярыми националистами. Есть и среди евреев такие. Надеются этим спасти свою шкуру. Дудки. <...>  Все говорят об „освобождении” и вине… евреев, конечно. Евреи сожгли Ригу, взорвали мосты, Петровскую кирху* и т. д. Группа подвыпивших поёт:

Nu tik brāļi naigi, naigi                                                                                                                 
Sviediet žīdus Daugava, utt.**

Если бы во мне узнали еврея, поплавал бы, без сомнения. Две недели тому назад они ещё говорили „товарищ” и старались быть стахановцами***».

* Имеется в виду рижская церковь Святого Петра, на башне которой находился наблюдательный пункт защитников города. В результате обстрела Старого города германскими войсками, находившимися в Задвинье, 29 июня 1941 года церковь загорелась и погибла.

** Ну, теперь проворно, братцы,                                                                                             
    Кинем в Даугаву жидов и т. д. (латыш.)

*** Стахановское движение - движение в СССР за повышение производительности труда и лучшее использование техники. Возникло в 1935 году, названо по имени его зачинателя шахтёра А.Г.Стаханова.



Бикерниеки. Вещи, найденные в массовом захоронении людей, расстрелянных нацистами. Фото 1944 г.

После захвата Риги гитлеровцами жизнь евреев в городе была практически парализована. Им отключали телефоны, они не рисковали появляться на улицах. Но и дома люди не чувствовали себя в безопасности.

Многих арестованных доставляли в здание префектуры (бульв. Аспазияс, 7), где в первые дни гитлеровской оккупации размещался руководитель эйнзацгруппы А  Вальтер Шталеккер.  Здесь же находился штаб латышской «самоохраны».



Здание бывшей префектуры на бульваре Аспазияс, 7.

Вспоминает Макс Кауфман:

«Нас повели в управление полиции (префектуру). По дороге к нам присоединялось всё больше латышей, беспощадно осыпавших нас ударами. Они кричали: „Жиды, большевики!” - и, смеясь, добавляли: „Это идёт непобедимая армия Сталина!” <...>  Большое здание префектуры было забито евреями. Со всех сторон доносились вопли - так латышские убийцы истязали свои жертвы. Их садизм не знал границ.Стариков и больных без одежды, голых, сгоняли во двор. Люди, игравшие некогда немаловажную роль, стояли там окровавленные и избитые. Их таскали за бороды. Арестованных молодых женщин раздевали во дворе и голых бросали в подвалы префектуры, где устраивались оргии. Сюда приволокли и старых, почтенных рижских евреев. Над ними издевались, их обливали водой и избивали. К тому же из толпы выбирали наиболее бородатых евреев и заставляли своими бородами чистить латышам обувь. <...> До этих пор в управлении полиции не было видно ни одного немца в униформе».

Вспоминает Фрида Михельсон:

«Сотни евреев в первые дни были приведены в префектуру единственно с целью издевательств и насилия. <...> Девушек, молодых женщин в присутствии мужчин, близких, знакомых заставляли раздеваться догола и совершать на глазах всех омерзительный половой акт, многих изнасиловали шуцманы. Некоторые женщины от ужаса сходили с ума».

Вспоминает Бернхард Пресс:

«Никто из латышской интеллигенции, политиков, судей не призвал остановить убийства, не призвал людей прийти в чувство. Интеллектуальная элита, как и большинство латышского народа, полностью увлеклась уничтожением евреев и не только подгоняла кровопролитие, но и участвовала в нём»

Вспоминает Эльмар Ривош:

«У немцев всё делается по „закону”. Евреи и коммунисты на законном основании становятся вне закона. Воры собак не любят, но когда вор забирается в чужой огород или собирается взламывать двери, то он собаку угощает. Немцы латышам бросили кость - евреев. Латыши (большинство) зубами в эту кость вцепились. Кость оказалась жирная. Пир горой. После пира бывает похмелье. Оно придёт рано или поздно. Оно не за горами».

Окончание

рижское гетто, перконкрустс, проект "Клио", история Латвии, Бикерниекский лес, История Риги, Холокост в Латвии, латышские националисты, историк Игорь Гусев, Великая Отечественная война, латвийские евреи, инфернальное зло, немецкая оккупация, нацистские идеи, нацистские палачи

Previous post Next post
Up