"Мракобес" (окончание)

Nov 09, 2009 07:16

Тут компьютер стал прозрачным, и Редозубов увидел все, что у компьютера внутри - увидел он и процессор, и материнскую плату, и блок памяти, и многое другое. А потом... все это начало увеличиваться, словно под исполинским зумом, и вот уже видны интегральные схемы и их составляющие части. Все детали становятся заметны все в больших и больших ( Read more... )

Мракобес, смешные истории

Leave a comment

vexdash November 9 2009, 19:04:21 UTC
Классный рисунок! :) Мне кажется, что если бы ему в свое время поучиться основательно где-нибудь на философском факультете, то он вполне мог бы заняться философией науки. Был бы новый Поппер или хотя бы Фейерабенд :)

Reply

istanaro November 9 2009, 20:45:17 UTC
Ха! Правильно, но для этого надо отказаться от идеи "этого не может быть, потому что не может быть никогда" :).

Reply

vexdash November 9 2009, 21:18:59 UTC
Да, это, конечно, очень ограниченная мысль :) наверное на философском его бы научили мыслить для начала логично, а потом научили бы мыслить и нелогично ( ... )

Reply

istanaro November 9 2009, 22:16:34 UTC
Вот поговорили сейчас с Анюткой -- Анютка говорит, что такая жажда "стабильности" в восприятии мира завязана на малодушие, на ощущение своей слабости, когда и хочется и предсказуемости, и "расчерченности мира по линейке", как я это называю. А ньютоновская механика, конечно, удобнее психологически -- мир как большая машина, это так легко представимо. Да и вообще -- последнее время, кстати говоря, у меня все чаще появляется мысль, что для восприятия характерна "болезнь простых решений", когда везде ищутся однозначные решения, единственный критерий истины и т.д.

А нестандартные решения надо уметь развивать. Собственно, здесь должно быть что-то типа умения пройти между двумя крайностями -- ригидностью "этого не может быть потому что не может быть никогда" и склонностью вестись на любую чушь. Другое дело, что очень трудно придумать тренинг нестандартного мышления.

Reply

vexdash November 11 2009, 17:33:16 UTC
Соответственно, даже студента научить относительности собственной позиции очень сложно. Не говоря уже о том, чтобы стимулировать его вырабатывать свою... Он как потребитель, ему нужен простой "продукт".Ох, не помню я, почему-то, за собой в бытность студентом таких вот особенностей ( ... )

Reply

istanaro November 11 2009, 18:30:06 UTC
Ну это маленько другое :). Проблема естественных неточностей и неидеальных условий измерений (см. книгу П. Маковецкого "Смотри в корень!"), конечно, значимая, но эта проблема инженерная, обусловленная в основном грубостью наших приборов. И классика говорит, что не существует принципиальных ограничений на повышение точности. А вот когда мы переходим в микромир, то там энергия квантованная, взаимодействием прибора с измеряемой системой мы пренебречь не можем, это взаимодействие меняет состояние системы, причем меняет неконтролируемо, в результате мы имеем неточность, которая не может быть устранена вообще.

Reply

vexdash November 11 2009, 20:19:52 UTC
:) интересно, что о принципе неопределенности Гейзенберга нам рассказывали на первом курсе, на метрологии как раз наоборот уверяли, что абсолютной точности быть не может - обо всем об этом и были как раз примеры Павлова - а вот зато на всяких там паяльных делах, в которых участвовали микросхемы и прочее, что мы только не изучали, но только не квантовые эффекты :) Хотя туннельный эффект, припоминаю, все же где-то проскакивал... мдя.

Боюсь, что меня обучали как инженера абсолютно внутри релятивистской парадигмы :)

Reply

vexdash November 11 2009, 21:41:54 UTC
Спасибо, действительно прекрасные примеры. Я их пожалуй к себе в коллекцию заберу :)

Фокус в том, что им такая калибровка и не нужна. Зачем, когда погрешностью можно пренебречь? С другой стороны, сама по себе относительность выкладок им самим понятна и они, пожалуй, ее даже принимают. Но, как мне видится, они, прежде всего, хотят получить систему знаний, при помощи которых, они смогут доказывать и убеждать других людей в собственной правоте. Такое весьма поверхностное понимание науки как своего рода книжного шкафа, которые необходимо упаковать в свою голову, чтобы научиться решать головоломки и знать ответы на трудные вопросы. Понимание того, что наука - это прежде всего динамика, а не статика, для них вызывает наибольшие затруднения. И как только ты как раз им показываешь эту "относительность" взглядов (которую они на словах принимают), проблематизируешь какую-либо тему, так сразу звучат скрытые упреки в том, что ты им не даешь "истинного, проверенного" знания. У них подход к науке как в лучшем случае ремеслу.

Reply

istanaro November 11 2009, 22:09:07 UTC
Да, это рационально-сенсорное восприятие, если использовать соционические категории. Именно -- наука как ремесло, технология. Я как-то выдал, что к науке можно относиться двояко -- либо как к ремеслу, либо как к искусству.

Reply

vexdash November 11 2009, 22:19:34 UTC
Это точно мои мысли. Наука как искусство. Мне кажется, что это очень точная метафора. Она передает что-то очень важное, что мы хотим сказать о научной деятельности.

Reply

istanaro November 11 2009, 22:34:24 UTC
А так и есть. Наука по сути -- познание (и воссоздание) красоты мира, то есть искусство. Случайно ли Поль Дирак говорил, что красота -- критерий истины научных теорий?

Reply

vexdash November 11 2009, 23:02:31 UTC
Здорово!))

Reply

istanaro November 11 2009, 18:32:37 UTC
Ссылка в тему от tinwet: http://tinwet.livejournal.com/236558.html .

Reply

istanaro November 10 2009, 00:09:44 UTC
А рисунок, кстати, Анютин :).

Reply

vexdash November 10 2009, 20:37:42 UTC
Здорово! Передавай ей мои приветы!))

И вообще, а ты сам-то не думал написать популярно о квантовой теории? Я вот тоже знаю очень мало - все какие-то обще-гуманитарные места, а так хотелось бы понять это серьезнее. Возможен ли эксперимент в квантовой физике, например. И если да, то есть ли у него какие-либо особенности, отличающие его от экспериментирования в мире механики Ньютона.

Reply

istanaro November 10 2009, 21:29:01 UTC
Так экспериментов в квантовой физике полно! И фотоэффект, и дифракция элетронов, как волн, и спектры, и все эти эксперименты обладают предсказательной силой! Просто интерпретация в квантовой механике достаточно непрямая, она вероятностная, т.е. недостаточно проэкспериментировать с одним обьектом, надо проэкспериментировать со множеством похожих обьектов.

Reply


Leave a comment

Up