Двумя вещами:
1) Практически полной ликвидацией академических свобод. Директора институтов РАН теперь будут назначаться правительством. А назначенный и выбранный директор - это, как говорят у нас в Одессе, две большие разницы. Выборный директор ощущает свою связь с выбравшим его коллективом, он плоть от плоти научного сообщества. Назначенный начальник - это сатрап. Ему, в общем-то, плевать на мнение подчинённых: не вы меня выбрали, а я к вам назначен, так что я для вас царь и воинский начальник. При этом кого могут назначить в начальники учёным - можно предполагать. Да вот возьмут и Петрика назначат руководить физикой. Грызлов пролоббирует. А любовницу Ливанова - химией или историей. Никаких гарантий того, что на руководящие посты назначат действительно знающих толк учёных нет.
Естественно, такое кардинальное изменение системы управления наукой, связанное с ликвидацией академических свобод явно не будет способствовать улучшению морального климата в научных институтах.
2) Если имуществом РАН теперь тоже будут управлять чиновники*, которые в научных исследованиях ничего не понимают то (распил имущества РАН даже оставим за скобками - а он, в общем-то, представляет собой едва ли не ключевую цель "реформы" - нечего научным институтам занимать, к примеру, дорогие здания в центре Москвы, их можно и эффективнее использовать) получать от них нужные материальные ресурсы учёным, скорее всего, придётся с боем почти в каждом случае. То, что раньше решалось оперативно, теперь превратится в настоящую бюрократическую волокиту. Каждую скрепку учёным придётся выбивать. Нормально вести научные исследования в такой ситуации будет просто невозможно.
Проходили ведь уже попытку отделить военных от матчасти. Теперь передовой опыт сердюковщины будет перенесён в науку. Видимо, результаты будут ещё более впечатляющие.
* Кстати, как
пояснил директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, член-корреспондент РАН Павел Балабан "Обосновывая реформу Академии наук, ее инициаторы говорят о необходимости освобождения ученых от занятий материально-коммунальными проблемами. Но такая реформа, фактически, уже проделана в Академии наук. У нас давно отделены научные функции от коммунальных проблем: в Академии уже есть аналог того агентства, который они хотят создать. Он называется Планово-финансовое управление. Главное отличие существующей модели, что основные решения все-же принимаются учеными - президиумом Академии - а не бухгалтерами и чиновниками. Реформаторы хотят отнять у нас право решать, отдав его чиновникам, т.е. самим себе".