Литургический характер Откровения св. Иоанна Богослова, 1

Aug 17, 2014 15:12

Книга тайн и откровений Божиих. Книга Откровения св. Иоанна Богослова, или Апокалипсис является такой книгой, о которой можно сказать, что она не может оставить равнодушным к ней никакого читателя, даже самого скептически настроенного. Тайны последней новозаветной книги одинаково волнуют сердца и умы людей, как в ранний период церковной письменности, так и в наше время, которое, по мнению о. Серафима (Роуза), «более, чем какое-либо прежнее, подходит под определение апокалиптического». [1] Апокалипсис - книга тайн, заключающих в себе некий глубинный, мистический смысл, который связан «с началом и концом всего сущего, с конечной целью мира и человечества и откровением вечного Царства Божия». Таким образом, Апок. - не хронология событий будущего, а мистическое видение всей истории Церкви Христовой. [2]
   Апокалиптический жанр Откр. и его литургическая структура. Без сомнения, книга откровения должна быть отнесена к жанру апокалиптики, но также, со всей справедливостью, структуру этой книги следует определить как литургическую. И действительно, с первых страниц Апок., читатель этой таинственной книги погружается в атмосферу богослужения. Церковное богослужение было «родной средой» этой книги, как и других новозаветных книг. Именно в богослужении Церкви «новозаветные книги звучали как живое, устное слово и стали Священным (т.е. церковным) Писанием». [3] Благословения в начале (Апок 1:3-5) и в конце (Апок 22:21) должны подтверждать ту теорию, что эта книга «была направлена как послание для чтения в церквах», упомянутых в Апок (гл. 1-3). [4] Архим. Ианнуарий (Ивлиев) наглядно и убедительно продемонстрировал, [5] как начальные стихи Апок. показывают богослужебный контекст, в котором затем будет звучать основной текст этой книги, в качестве «богослужебной». Именно эту литургическую структуру Книги Откровения и связанный с ней евхаристический аспект мы хотели бы узнать, а узнав, - не теоретически, смутно созерцая лишь тени, но и опытом, - стать причастником. И это для нас есть благо, которое дороже всех толкований Апокалипсиса... .

[1] Аверкий (Таушев) - Серафим (Роуз), 2008. С. 17.
[2] Аверкий (Таушев) - Серафим (Роуз), 2008. С. 19, 23-24.
[3] Сорокин, 2012. С. 562.
[4] Сорокин, 2012. С. 560.
[5] См.: Сорокин, 2012. С. 563-564.

над евангелием

Previous post Next post
Up